«Диалог культур» – навстречу юбилею


В октябре стартует десятый сезон проекта «Диалог культур» в Российско-Немецком Доме в Москве. В преддверии юбилейного сезона автор идеи и руководитель проекта, профессор кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных Елена Багрова подводит итоги десятилетней работы и вспоминает главные этапы пройденного пути.

«Диалог культур» – совместный проект Российской академии музыки имени Гнесиных и Международного союза немецкой культуры, который уже на протяжении 10 лет реализуется в Российско-Немецком Доме в Москве.

Первые тематические концерты под названием «Диалог культур» были проведены в сезоне 2010/2011 годов по инициативе кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных. Молодые талантливые музыканты–воспитанники прославленной академии исполняли сочинения российских и немецких композиторов. Исполнение каждого сочинения предварялось небольшими комментариями, знакомившими слушателей с интересными фактами истории и культуры.

География проекта довольно быстро расширялась: в программы включались сочинения композиторов других стран, чей жизненный или творческий путь был связан с музыкальными традициями России и Германии. Так в концертах стала звучать музыка норвежца Эдварда Грига и чеха Зденека Фибиха, датчанина Нильса Гаде, польских композиторов Генриха Венявского, Кароля Шимановского и Игнация Падеревского, многих австрийских композиторов, музыкальная культура которых тесно переплетена многовековыми историческими и языковыми связями с культурой Германии.

Иногда тематика сезона может быть связана с крупными международными событиями. Так, сезон 2011/2012 годов был посвящен предстоящему празднованию Года Германии в России и России в Германии. Проект активно развивался, концерты стали проводиться ежемесячно, а сама идея оказалась столь востребованной, что в сезоне 2012/2013 годов концерты «Диалог культур» были включены в список культурных мероприятий перекрестного года, проходившего под девизом «Германия и Россия – вместе строим будущее».

Концепция проекта за эти десять лет почти не изменилась. Каждый концерт имеет свою тематику, а программы составляются с опорой на конкретную идею, которая отражает черты определенной исторической эпохи. Вступительное слово помогает раскрыть внутреннюю логику программы концерта. Благодаря комментариям гости получают возможность не только глубже понять содержание произведений, но и сопоставить отпечатки событий определенного исторического периода в музыке композиторов разных стран.

Формат диалога оказался очень плодотворным, и в концертах проекта он реализовывался на самых разных уровнях. Тематика выступлений позволяет проследить формы взаимодействия и степень взаимовлияния двух великих музыкальных культур. Зал «Берлин» Российско-Немецкого Дома в Москве является одновременно и концертным, и выставочным пространством. Эта уникальность невольно создает еще одну форму диалога: между музыкой и живописью или фотографией. Естественность поведения исполнителей и доверительное общение с аудиторией способствуют созданию в зале особой атмосферы непринужденной беседы.

Очередным этапом в развитии проекта стало проведение в 2014 году первого Весеннего фестиваля искусств «Диалог культур», который расширил рамки ежемесячных концертов. Фестиваль стал естественным продолжением и развитием идеи диалога: музыка, живопись, фотография, кино, театр, литературное творчество – каждый вид искусства по-своему представлял эту идею. Плотный график фестиваля на разных площадках Российско-Немецкого Дома в Москве позволял каждому гостю составить свой индивидуальный план посещения мероприятий, объединенных общей тематикой. Особое внимание уделялось юным слушателям: для них организовывались концерты, спектакли, мастер-классы и конкурсы, занимательные лекции-концерты с красочным видеорядом.

Однако главной задачей проекта было и остается изучение и более полное раскрытие историко-культурных и музыкальных связей России и Германии. В связи с этим особый акцент был сделан на максимально насыщенное представление в программах музыки композиторов – российских немцев, а также тех представителей немецкой музыкальной культуры, которые долгое время жили и работали в России.

В разные годы в концертах проекта звучали сочинения профессора Московской консерватории Павла Пабста, инструментальные пьесы Александра Винклера, Николая фон Вильма и Екатерины Вальтер-Кюне, преподававших в Санкт-Петербурге. Также неоднократно исполнялись фортепианные и ансамблевые произведения Николая Метнера, Александра Гедике, Рейнгольда Глиэра и Альфреда Шнитке. Своеобразным открытием для исполнителей и слушателей стала музыка Пауля Юона – русского композитора немецко-швейцарского происхождения, который много лет был профессором консерватории Берлина. Его имя много раз появлялось на афишах проекта «Диалог культур», причем большинство его ансамблевых сочинений исполнялось в России впервые.

Естественным развитием идеи диалога стали концерты, в которых звучала музыка немецких композиторов на темы популярных русских народных песен и романсов, например, циклы вариаций для флейты и фортепиано на русские темы Людвига ван Бетховена, фантазии «Русский сувенир» для фортепиано в четыре руки Иоханнеса Брамса. Концертирующие исполнители XIX века, приезжавшие на гастроли в Россию, привозили из поездок новые идеи для виртуозных попурри и фантазий. В разные годы в концертных программах «Русские сезоны», «Русский сувенир» и «Salût à la Russie» звучали блестящие вариации, каприччио и фантазии на русские темы для камерных ансамблей различного состава Фердинанда Риса, Иоганна Непомука Гуммеля, Вильгельма Поппа, Кристиана и Вильгельма Хайнемайеров, Карла Фольвайлера и других авторов. Большая часть этих сочинений не один десяток лет хранилась в архивах, имена многих авторов были неизвестны даже профессиональным историкам музыки. Благодаря проекту «Диалог культур» незаслуженно забытая музыка вновь зазвучала в концертных залах.

Еще одну форму взаимосвязи двух культур показали программы, в которых звучала вокальная музыка русских композиторов на стихи немецких поэтов. В них исполнение романсов на русском языке сопровождалось чтением оригинального поэтического текста на немецком, что давало возможность слушателям глубже прочувствовать музыку стиха.

«Диалог культур» давно занял прочное место в афише мероприятий Российско-Немецкого Дома в Москве. В ежемесячных концертах проекта звучат не только популярные, но и очень редко исполняемые сочинения великих мастеров, а также произведения композиторов, чье творчество по разным причинам оказалось сегодня практически забыто. Включение в программу сочинений этих авторов помогает воссоздать более полную и объемную картину соответствующей эпохи, восстановить живую связь времен, убедиться в универсальности музыкального языка как формы межнационального общения. За годы существования «Диалога» сложился творческий коллектив исполнителей, регулярно принимающих участие в концертах. Большинство из них – педагоги и воспитанники Гнесинской академии, которые кроме концертной ведут еще и огромную исследовательскую работу.

Открытие нового, юбилейного сезона 2019/2020 годов состоится 23 октября в зале «Берлин» Российско-Немецкого Дома в Москве, где с программой «Золотые страницы» выступит лауреат международных конкурсов Евгения Тарасова (фортепиано).

Рубрики: Российско-Немецкий Дом в Москве