Продолжаем знакомиться с номинантами Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в области искусства. Людмила Бальцер — художник, чьи работы наполнены светом, философской глубиной и удивительной энергетикой. От уральских самоцветов до монументальных полотен, от Сибири до мировых галерей — ее путь в искусстве поражает многогранностью. Розалия Меньшенина – человек, чья жизнь посвящена сохранению культурного наследия российских немцев. Благодаря её работе ансамбль «Эдельвейс» и Немецкий культурный центр Коркино стали важными центрами культуры на Урале.
Людмила Бальцер родилась 25 сентября 1954 года в деревне Мироновка Омской области — месте, где ее предки, немцы-переселенцы, обосновались еще в XIX веке. В отличие от многих соотечественников, отправившихся на Волгу, семья Бальцер выбрала Сибирь. Они выкупили землю у помещика Миронова, создали крепкую общину и жили плодами собственного труда. Именно здесь, среди бескрайних сибирских просторов, у Людмилы пробудилась любовь к живописи. С самого детства она тянулась к кистям и краскам, а ее талант со временем определил весь жизненный путь.
Творческий путь: от Урала до Европы
Профессиональная деятельность Людмилы Бальцер всегда была связана с искусством. Она работала художником-оформителем, художником-ювелиром в экспериментальной группе по созданию украшений с уральскими самоцветами, а также занималась разработкой упаковки для сувениров из камней Урала. Важную роль в ее становлении сыграл уральский художник В. Дьяков, чье влияние ощущается в ее работах. В 1995–2018 годах Людмила жила в Европе, где написала более 700 картин, оттачивая мастерство и развивая уникальный стиль.
Особенности творчества
Бальцер работает в разных жанрах: пейзажах (особенно поэтичны ее сибирские и уральские мотивы), натюрмортах, жанровых картинах, наполненных символизмом и философскими размышлениями. В своей технике она использует грубый льняной холст и особую грунтовку, что придает работам рельефность. Ее картины излучают внутренний свет, наполнены радостью бытия и положительной энергетикой. Недосказанность и таинственность в работах пробуждают у зрителей глубокие личные ассоциации.
Помимо живописи, Людмила Бальцер — автор книг «Среди планет», «Молчаливый разговор», «Живопись как судьба», где раскрывает свои творческие искания. Она также проиллюстрировала книгу «Костюмы народов Поволжья» для Самарского государственного университета и «Письма к незнакомке» американской писательницы Irena Ssace.
Выставки и признание
Людмила Бальцер — участница и организатор многочисленных выставок в России и за рубежом. В 1994 году ее работы были представлены в Самаре в Выставочном зале историко-краеведческого музея. С 2000 по 2011 год ее выставки проходили в Германии. В 2004 году ее работы экспонировались в Австрии в международном экспоцентре, а в 2006 году — в Москве в Фонде русского зарубежья им. А. Солженицына. В 2008–2009 годах ее картины выставлялись в Испании. С 2012 по 2025 год ее персональные выставки проходили в российских городах: Анапе, Краснодаре, Сочи и Калининграде.
В 2006 году в Москве она получила премию «Цветок успеха» за вклад в русскую культуру (цикл «Мой потаенный сад»). С 2018 года Людмила Бальцер является членом Союза художников Кубани. Работы художника хранятся в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, в Анапском краеведческом музее, в Фонде русского зарубежья им. А. Солженицына, а также в частных коллекциях России, Европы, США, Турции и Китая.
Её искусство продолжает вдохновлять и завораживать и сегодня. В 2025 году выставка работ художника проходит в Калининграде, подтверждая, что творчество Людмилы Бальцер актуально и любимо по сей день.
Кем Вы мечтали стать в детстве?
С самого детства я мечтала стать художником. Об этом я рассказала в своей книге «Живопись как судьба». Но жизнь приготовила мне немало испытаний и неожиданных поворотов. Эти трудности закалили мой характер, сделали меня крепким орешком. Сегодня я могу с гордостью сказать, что моя мечта сбылась: мною создано более 700 картин маслом, свыше тысячи акварелей, пастелей и графических работ. Еще одна моя книга «Молчаливый разговор». Это сборник эссе, которые я проиллюстрировала собственными графическими работами.
Замечаете ли Вы за собой типично немецкие черты характера?
Да, безусловно замечаю. Особенно это проявляется в работе над картинами.
Я всегда строго следую технологии: правильно развожу краски, тщательно готовлю грунтовку холста. Для меня крайне важно, чтобы мои работы сохранялись долгие годы и не подвергались преждевременному разрушению. Эти же качества проявляются и в быту. Я очень внимательна к порядку в хранении вещей и продуктов.
Например, в нашем подъезде я своими руками создала мозаичные панно на стенах. Теперь люди специально приходят их фотографировать — получилось действительно музейное качество. Поначалу соседи не понимали моего замысла, даже считали это странным. Но я упорно продолжала свою работу, превращая серые грязные стены в произведения искусства.
Как Вам кажется, Ваши немецкие корни как-то проявляются в Вашей профессиональной деятельности?
Безусловно, мои немецкие корни оказали глубокое влияние на моё творчество. Я происхожу из рода мастеров, которые в Германии создавали уникальные дубовые мельницы — строили их без единого гвоздя! Эта традиция точности и мастерства передалась мне генетически.
Особенно ярко это проявилось в моей бабушке по отцовской линии. Она была удивительной женщиной — не только прекрасно рисовала, но и сохраняла истинно немецкую элегантность, ходя по деревне в шляпке и с альбомом для зарисовок. При этом она вырастила девять детей, и каждый из них проявил творческие способности. Видимо, эта удивительная сочетаемость практичности и художественного дара и есть моё немецкое наследие, которое я несу через всю жизнь и воплощаю в своих работах.
С какой исторической личностью Вы хотели бы встретиться, и о чем бы Вы поговорили или спросили?
Моя мечта — встреча с Винсентом Ван Гогом. В девять лет, увидев репродукцию его картины «После дождя в Овере», я пережила настоящее откровение — это стало поворотным моментом в осознании моего жизненного предназначения. С тех пор я изучила всю доступную литературу о нем, специально ездила в Амстердам, чтобы посетить посвященный ему музей, побывала в парижском музее Орсе, где хранится более тридцати его работ.
Ван Гог стал для меня не просто художником, а духовным учителем, путеводной звездой в моих собственных поисках места в мире живописи.
Если бы представилась возможность, я спросила бы его: «Стоило ли идти этим тернистым путем, зная, что при жизни вам удалось продать лишь одну картину? Не жалеете ли вы о своем выборе, когда признание и слава пришли лишь после смерти?». Эти вопросы для меня особенно важны, ведь каждый художник в какой-то момент сталкивается с сомнениями и необходимостью подтверждать свою веру в искусство.
У Вас сейчас есть мечта?
Да, у меня есть заветная мечта. Я часто представляю себе круг единомышленников — художников, где царила бы атмосфера творческого взаимопонимания, без зависти и предвзятости. Мечтаю о настоящей дружбе, где мы могли бы искренне делиться идеями, вдохновлять друг друга и вместе расти в мастерстве. Для меня важно, чтобы это было живое, плодотворное общение, где каждый мог бы сохранить свою индивидуальность, но при этом обогащаться опытом коллег. Ведь искусство — это диалог, и так важно иметь рядом тех, кто говорит с тобой на одном языке.
Розалия Альвисовна Меньшенина (урожденная Якоб) родилась 28 февраля 1958 года в городе Коркино Челябинской области. С самого детства её жизнь была наполнена музыкой. Она вспоминает, что начала петь, едва научившись говорить. После окончания школы Розалия Альвисовна поступила на заочное отделение Челябинского областного культурно-просветительского училища, которое успешно окончила в 1979 году, получив специальность «клубный работник – руководитель самодеятельного народного хора». С этого момента её профессиональная деятельность неразрывно связана с культурой и искусством.
Ансамбль «Эдельвейс»
В апреле 1990 года в Коркино был образован ансамбль немецкой музыки «Эдельвейс», а уже с 1992 года его бессменным руководителем стала Розалия Меньшенина. Под её началом коллектив не только сохранил, но и приумножил свои традиции, став важной частью культурной жизни не только города, но и всей Челябинской области. В 1992 году ансамблю было присвоено звание «Народный коллектив», которое он с честью подтверждает уже более 33 лет.
В репертуаре «Эдельвейса» – народные песни российских немцев о родине, природе и любви, а также русские музыкальные произведения. Ансамбль выступает на различных площадках, от концертных залов до открытых летних сцен, и за годы своей деятельности дал более 250 концертов.
Коллектив неоднократно становился лауреатом и дипломантом престижных фестивалей. Среди его достижений – победа на Всероссийском конкурсе немецкой культуры в Москве в 1991 году, успешные выступления на Фестивале национальной музыки и песни в Тюмени и Тобольске в 2001 году. Ансамбль также принимал участие в Международном фестивале, посвящённом 206-летию первых переселенцев в Россию в Саратове в 2005 году, и стал дипломантом Международного фестиваля немецкой музыки в Новосибирске в 2006 году. Кроме того, «Эдельвейс» – победитель Фестиваля немецкой музыки и песни в Перми в 1993 году, Фестиваля немецкой песни в Кургане в 2000 году, а также фестиваля, посвящённого творчеству Ф. Шуберта, в Златоусте в 2001 году.
Руководство Немецким культурным центром Коркино
Розалия Альвисовна – не только талантливый хормейстер, но и виртуозный музыкант, владеющий несколькими инструментами. Её глубокие знания культуры российских немцев, неутомимая энергия и преданность делу вдохновляют коллег и учеников.
С 2014 года Розалия Альвисовна возглавляет Немецкий культурный центр города Коркино, значительно активизировав его работу. Под её руководством центр стал площадкой для сохранения языка, традиций и истории российских немцев, а также местом, где люди разных национальностей могут познакомиться с немецкой культурой.
Награды и признание
За многолетний труд и выдающиеся достижения Розалия Меньшенина удостоена множества наград. В 2000 году она стала лауреатом премии Губернатора Челябинской области работникам образования. В 2003 году ей был вручён нагрудный знак министерства культуры России «За достижения в культуре». В 2018 году она получила премию Законодательного собрания Челябинской области в сфере культуры и искусства. В 2020 году Розалия Альвисовна стала лауреатом премии министерства культуры Челябинской области «Национальное признание». В 2025 году ей была объявлена благодарность губернатора Челябинской области «За высокие результаты профессиональной деятельности и значительный личный вклад в развитие культуры».
Кем Вы мечтали стать в детстве?
С самого детства я тянулась к музыке. Когда звучали песни, я брала маленький стульчик или веник — они превращались в моём воображении в гармонь или балалайку — и подыгрывала, представляя себя музыкантом. Так что мечта была одна: связать жизнь с музыкой.
Замечаете ли Вы за собой типично немецкие черты характера?
Безусловно.
Прежде всего, это присущая немцам организованность — я действительно очень ценю порядок во всем. Пунктуальность для меня не просто правило хорошего тона, а естественная потребность: я физически не могу позволить себе опаздывать.
Еще, пожалуй, можно отметить основательный подход к любому делу — если уж берусь за что-то, то делаю это тщательно и до конца.
Как Вам кажется, Ваши немецкие корни как-то проявляются в Вашей профессиональной деятельности?
Вы знаете, немецкая культура была естественной частью моего детства. В нашем доме постоянно звучала немецкая речь — родители общались только на родном языке. А сколько прекрасных песен, полек, народных танцев я узнала от них!
Они были замечательными исполнителями. Когда я начала осваивать музыкальные инструменты, отец садился рядом и напевал мелодии, а я подбирала их на инструменте. Так что любовь к немецкой музыкальной традиции вошла в меня с самого детства — и продолжает жить во мне до сих пор, находя отражение в моей работе.
С какой исторической личностью Вы хотели бы встретиться, и о чем бы Вы поговорили или спросили?
Если говорить честно, я никогда не мечтала о встрече с какими-то историческими персонажами.
Главное для меня — оставаться честным и порядочным человеком, этому принципу я следую всю жизнь.
Хотя, если говорить о музыкальных кумирах, то, безусловно, мне было бы интересно пообщаться с Иоганном Штраусом. Его музыка — это настоящая магия, и я бы с радостью узнала, как рождались его бессмертные вальсы.
У Вас сейчас есть мечта?
Да, у меня есть одна заветная мечта — достойно отметить 40-летие ансамбля «Эдельвейс». Для меня это не просто дата, а целая эпоха, наполненная музыкой, творчеством и преданностью культуре российских немцев.
Хочется, чтобы этот юбилей стал настоящим праздником — и для коллектива, и для всех, кто поддерживал нас все эти годы. Чтобы он запомнился яркими выступлениями, теплыми встречами и, конечно, новыми планами на будущее.
Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России» направлен на выявление и поощрение российских немцев, добившихся общепризнанных успехов в своей профессиональной деятельности, и проходит уже в юбилейный, 15-й раз. Организаторами выступают Международный союз немецкой культуры и Федеральная национально-культурная автономия российских немцев. Поддержите понравившихся кандидатов в открытом онлайн-голосовании на официальном сайте конкурса!