Мы завершаем рассказ об участниках Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» и представляем номинантов на награду им. Виктора Кляйна в области педагогики. Ими стали кандидат исторических наук, ректор Омского государственного педагогического университета Иван Кротт и руководитель школьного методического объединения по немецкому языку Олеся Мажарцева. Напоминаем, что до 19 августа включительно у вас есть шанс отдать свой голос за любимого кандидата.
Иван Кротт родился в 1977 году в деревне Батареевка Омской области в семье рабочих – российских немцев. Его бабушка и дедушка по отцовской линии были депортированы из республики немцев Поволжья в 1941 году.
Более 21 года Иван Иванович посвятил педагогике. Он окончил исторический факультет Омского государственного педагогического университета и аспирантуру при ОмГПУ.
Свою преподавательскую деятельность Иван Кротт начинал с должности ассистента, затем был заведующим кафедрой отечественной истории, получил ученые степени кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории. В декабре 2018 года он был назначен исполняющим обязанности ректора, а затем вступил в должность ректора ОмГПУ.
Научные интересы Ивана Кротта связаны с региональной историей и историческим образованием, в том числе историей и культурой российских немцев.
Он автор более 220 научных и учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири конца XIX – начала XX вв., а также историческому краеведению.
Иван Кротт является постоянным членом Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, членом Омского регионального отделения Союза краеведов России, членом Российского военно-исторического общества, председателем Ученого совета Регионального центра Русской культуры имени П.А. Столыпина, членом Ученого совета Омского государственного историко-краеведческого музея, возглавляет региональное отделение Русского географического общества.
5 вопросов вопросов RusDeutsch Ивану Кротту:
1. Кем вы мечтали быть в детстве?
Мечты о профессии – это то, что отличает взрослеющего ребенка. В разный период мечтал быть, как многие мои сверстники, космонавтом – дети думают, что эта профессия очень увлекательная и даже не представляют, какая она опасная и сложная. Мечтал быть пилотом, когда впервые совершил с дядей по линии отца полет на самолете до Ростова-на-Дону, а когда путешествовал с отцом на его грузовом «Камазе» по пыльным дорогам страны, мечтал быть шофером. Отец был водителем, много ездил в командировки, брал нас с братьями по очереди в эти поездки. Это было очень увлекательно и интересно.
2. Кого бы вы назвали своим героем?
Герои – это честные, порядочные и справедливые люди. Для меня герои – это мои родители, которые привили уважение к труду, взаимопомощь и поддержку, позитивный настрой на жизнь, несмотря на сложности. А поверьте, их у родителей хватало.
3. Какие три книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
Если с юмором посмотреть, то ни одной. Там некогда читать, а нужно крепкий, уютный дом строить, осваивать остров и добывать пропитание. Если серьезно, то возможны два варианта. Первый – «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Таинственный остров» Жюль Верна, рассказы и повести А.П. Чехова. Второй вариант – Библию, Тору и Коран. Чтобы вникнуть в священные тексты нужно чрезвычайно много времени и сил, которых вечно не хватает.
4. Какой из просмотренных недавно фильмов произвел на вас большое впечатление?
Картина Игоря Копылова «Небо». Фильм дает хороший заряд патриотизма, которого в подобных проектах всегда достаточно. Но в картине было несколько потрясающих акцентов, которые вызвали бурю эмоций – от гордости до слез от боли утраты. Для любого фильма важно, чтобы зрителю хотелось сопереживать, испытывать радость, злость, гордость. Есть эпизод, который позволил ощутить это на максимуме. Это бумажные самолетики. Казалось бы, такая мелочь, но она повлияла на весь смысл фильма, насколько это трогательно, и в то же время статно, воинственно, преданно. В фильме есть фраза – «Никогда, слышишь, никогда не изменяй себе», она обращена не только к герою, но и к зрителю. Я думаю, она может натолкнуть на размышления даже тех, кто негативно воспринял картину. Будь предан себе и ничего не бойся, верь в себя и все получится!
5. С какой исторической личностью вы хотели бы встретиться и о чём бы вы с ним или с ней поговорили?
Подобный вопрос мне задали мои студенты на лекции по истории России XIX века. Я все же считаю, что каждая историческая эпоха особенна по-своему, она рождает «героев», «личностей эпохи», в этом есть и плюсы, и минусы. Ни в одну из исторических эпох жизнь не была проста, и я думаю, не будет и в будущем. Так устроен мир. Мне кажется, каждый из нас задумывался над тем, что было бы, если бы он родился в другую эпоху, если бы он встретил историческую личность. Наверное, я повторюсь, но, как говорится, времена не выбирают, в них живут и умирают.
Олеся Мажарцева (Церникель) родилась 26 июля в 1974 году в Оренбурге. С самого рождения девочку окружали немецкий язык и немецкая культура. Она обучалась в школе с углубленным изучением немецкого языка и знакомилась с традициями и бытом жителей Германии, а также советских немцев, так как многие учителя имели немецкие корни. После окончания школы поступила в Оренбургский государственный педагогический институт на отделение иностранных языков.
В 1996 году она начала преподавать немецкий язык в своей родной школе. В 2010 году стала руководителем школьного методического объединения и способствовала началу сотрудничества школы с центральным управлением школьного образования за рубежом.
Уже более 25 лет Олеся Владимировна занимается популяризацией немецкого языка и развитием методик обучения с этнокультурным компонентом. Благодаря ей со школой №61 сотрудничают многие международные программы. Она является руководителем школьного методического объединения по немецкому языку, председателем комиссии по проверке ОГЭ по немецкому языку в Оренбургской области и руководителем городского методического объединения.
Преподавательская деятельность Олеси Мажарцевой отмечена многочисленными грамотами и благодарственными письмами, а многие ее ученики связали свою жизнь с немецким языком.
5 вопросов вопросов RusDeutsch Олесе Мажарцевой:
1. Кем вы мечтали быть в детстве?
Если говорить о том, кем я мечтала стать в детстве, то первое что мне приходит в голову, я практически всегда хотела работать с людьми, что-то организовывать: игры, школу, дом. И уже в школе это вылилось в то, что я решила быть учителем. Были метания между математикой и немецким я зыком. И благодаря моей учительнице Фаине Григорьевне Шароновой победил немецкий язык.
2. Кого бы вы назвали своим героем?
Мой герой – это простой человек, который борется с самим собой и побеждает. Почему я так говорю? Я наблюдаю за ростом своих учеников, часто бывает, что ребята, уже покинув школу, с большим трудом пытаются остаться на плаву: жить так же, как их родители. Но есть те, кто ставит перед собой такие цели, которые в голове с трудом укладываются. И они этого добиваются, они обнаруживают недюжую силу воли, сверхработоспособность. Мне иногда кажется, что эти «дети» из сказки. Для меня они самые настоящие герои! Я восхищаюсь ими.
3. Какие три книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
Книги для выживания на необитаемом острове? Сложный вопрос для учителя! Хочется взять как можно больше, а не три. В первую очередь, я взяла бы книгу с советами по выживанию: добычей огня, строительством шалаша (вероятно есть такая), Библию и букварь (а вдруг на необитаемом острове появится Пятница, и я смогу научить его читать?). Всегда есть надежда, что все будет хорошо.
4. Какой из просмотренных недавно фильмов произвел на вас большое впечатление?
Мне нравятся фильмы, которые воодушевляют, заставляют двигаться вперед, становиться лучше. Сейчас много таких фильмов, но самым любимым остается для меня фильм «Благословите женщину». Фильм о любви, о принятии себя, о бескорыстии, о надежде на лучшее, о том, что ничего не бывает «поздно».
5. С какой исторической личностью вы хотели бы встретиться и о чём бы вы с ним или с ней поговорили?
Если выбирать историческую личность, то я бы поговорила с Екатериной II, для меня это пример бесконечного развития, стремления совершенствоваться и истинной женственности.
Победителями конкурса станут участники, набравшие наибольшее количество голосов в одной из номинаций в ходе открытого Интернет-голосования. Проголосовать за понравившихся номинантов можно на официальном сайте конкурса до 19 августа включительно. Церемония награждения Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» пройдет 10 сентября в Москве.