28 сентября стартует «Неделя кино российских немцев» в онлайн-формате. Накануне редакция портала RusDeutsch пообщалась с создателями картин, представленных в программе.
Замечательно, что Международный союз немецкой культуры организовывает подобные встречи. Я в прошлом году был на таком же фестивале в Немецком центре в Новосибирске. Был очень теплый прием, интересные дискуссии и замечательные зрители. Фильм создается для того, чтобы его смотрели, и поэтому всегда радостно, когда есть возможность его показать.
Мой фильм о жизни российских немцев в Германии. Это история, которую я сам пережил и наблюдал в моем окружении. Герой картины – молодой парень, выходец из России. В глобальном смысле это фильм обо всех эмигрантах, живущих в Германии, которые считают себя немцами, говорят по-немецки, но не родились здесь.
Когда фильм демонстрировался в школах, ко мне подходили молодые люди, выходцы из других стран, которые детьми приехали в Германию и полностью интегрировались в немецкую культуру. Они говорили: «Спасибо, что ты снял фильм про нас». Хотя кинокартина рассказывала непосредственно о российских немцах.
Это был малобюджетный, фильм, в котором все согласились сниматься буквально за гроши. В картине заняты замечательные молодые актеры – Марк Филатов и Эмилия Шюле. Эмилия Шюле теперь одна из ведущих актрис Германии. Марк сейчас играет в кино и театре, он исполняет реп и является одним из успешных ютьюберов в Германии с миллионными просмотрами. А тогда для него это была первая роль.
Маму главного героя играет Екатерина Поладян. Она – писатель, написала замечательную книгу об Армении. Главного криминального боса играет испано-немецкий актер Алекс Брендемюль, он сейчас звезда в Барселоне.
Алекс тоже привнес в фильм какие-то темы, сделав свою роль более глубокой. На съемочной площадке у нас был международный состав. В последний съемочных день мы решили, что каждый из команды будет бить хлопушку на своем родном языке, и получилось около 18 разных языков.
Когда я снимал «Немца», то параллельно работал в сценарной группе Андрея Кончаловского в фильме о Микеланжело. Андрей Сергеевич позвонил и попросил прислать монтаж моего фильма, который к тому времени, был уже смонтирован.
Посмотрев материал, он высказал несколько замечаний по монтажу. Я сделал перестановки, и могу сказать, что Андрей Сергеевич спас наш фильм. Он стал намного лучше.
Поэтому я выражаю благодарность Кончаловскому в титрах, потому что без его подсказок фильм был бы не таким интересным. Это большой профессионал, мастер. Было радостно смотреть, как он за несколько часов делает то, на что другим понадобится несколько съемочных дней. Это человек с огромным опытом, большим талантом и мастерством.
Для меня кино российских немцев – это такое интересное напоминание о самоидентичности.
Тема нашего фильма достаточно автобиографична. Я жил в Германии с 11 лет, начиная с 90-х годов и так это прочувствовал, что хотел об этом поговорить. На тот момент я не видел такой истории, которая была бы именно про меня и про то, как ребенок переживает то, что с ним происходит, но ни на что он не может повлиять. Но, при этом, я не хотел снимать социальную драму.
В Мастерскую Петра Фоменко я пришел, когда Петр Наумович уже скончался. Мы с ним пересекались несколько раз. Я был у него на репетициях и это дало очень много в понимании того, как он видит мир, как он общается своим найденным языком с текстом. Это было замечательно. Я за этим наблюдал и учился.
Мастерская Петра Фоменко – это не единственный театр, в котором я работал, но это очень значимый для меня театр и очень родной.
Считаю, что это важный фестиваль. Он дает возможность вспоминать о культуре и истории российских немцев, которые сейчас разбросаны по всему миру.
Мы переехали в Германию в 92-м году. Мне было тогда 8 лет. И очень интересно узнавать, как другие люди, приехавшие из разных уголков бывшего Советского союза, интегрируются в другую культуру. Есть те, кто находит свое место, а есть, кто не доволен ситуацией и хочет вернуть прошлое назад.
Во многом фильм касается моей личной истории. Я родился в том же городе Темиртау, где был создан немецкий театр. Когда я познакомился с героями нашего фильма, Марией и Петром, мне было очень интересно с ними пообщаться. Мы жили в одном городе, но мы не знали друг друга.
Меня особенно тронуло в этой истории то, что многие, переехав в Германию, стали решать насущные проблемы: нужно было учить язык, искать любую работу, чтобы найти средства к существованию. Кто-то уже не верил, что может чего-то достигнуть. А Мария и Петр продолжали делать театр. И несмотря на все трудности, продолжали свое дело. Съемки были очень эмоциональными. Особенно заполнилась поездка в Казахстан, когда герои видели разрушенный театр в Алма-Ате. Увидеть это и заново пережить те времена было очень тяжело. Мы были три года вместе на съемках и срослись духовно.
В то время я был сам в сложной жизненной ситуации и не раз думал все бросить и пойти на какую-то обычную работу в офис. Было очень сложно биться за творчество. Мария и Петр были для меня в этом смысле примером. Несмотря на все жизненные трудности, они оставались актерами и не бросали свою любовь к театру. Они научили меня быть сильным, все выдержать и продолжать свою работу. И тогда я принял решение остаться в профессии и делать то, что я люблю.
В планах новый проект, который также посвящен истории российских немцев. Я продолжаю работать над этой темой и делаю документальных фильм для сетей. Мы расскажем историю театра в Темиртау, начиная с 70-х и заканчивая 90-ми годами. Это большой проект, над которым я буду работать до конца года.
Неделя кино российских немцев пройдет с 28 по 30 сентября и станет первым событием культурного сезона 2020/2021 Российско-Немецкого Дома в Москве. В течение трех дней вы сможете посмотреть шесть художественных и документальных фильмов об истории и современной жизни российских немцев, а также задать свои вопросы авторам картин. Описание фильмов и расписание показов вы найдете на сайте проекта.
Проект осуществляется из средств Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.