В Богородицке отметили День памяти и скорби российских немцев и День шахтера.
«Для нас, российских немцев Богородицка, конец августа ознаменован двумя датами – днем, когда спокойная и размеренная жизнь наших родителей в Поволжье сменилась болью изгнания и скитаний. 28 августа 1941 года был подписан Указ о депортации российских немцев. Также в конце лета мы отмечаем День шахтера, ибо наши отцы оставили свою молодость и здоровье на шахтах Подмосковного угольного бассейна, который обеспечивал стратегическим сырьем фронт», – сказала в своем выступлении председатель НКА Богородицка Людмила Безбородова (Гербер).
Первые залежи угля в окрестностях Богородицка обнаружили еще в 1722 году. В 1855 началась добыча угля в деревне Малевка, где была построена первая шахта. К 1930 году богородицкие земли были признаны вторыми по богатству топливных ресурсов Мосбасса. До Великой Отечественной войны Богородицк входил в состав Товарковского района, где работала 21 шахта. Перед оккупацией гитлеровскими войсками Тульской области, по приказу наркомата угольной промышленности, шахты были затоплены, дабы оставить врага без стратегически важного сырья. За месяц оккупации гитлеровскими войсками в городе были сожжены почти все жилые дома. После освобождения района от фашистских захватчиков в 1942 году на восстановление разрушенных шахт Подмосковного угольного бассейна направили трудармейцев из числа репрессированных российских немцев.
«Во время войны работа в шахтах была очень тяжелой, – продолжает Людмила Безбородова (Гербер). – Снабжение рабочих было ужасным. Члены рабочих бригад получали по 200 граммов хлеба при условии выполнения нормы. А тем, кто не выполнил норму по добыче угля, пайку урезали. Баланду варили на воде из крапивы и подгнивших круп. Жили наши родители за колючей проволокой под строгой охраной. Спали на голых нарах: матрацы выдавались только как поощрение за сверхплановую выработку. Работали в шахтах вручную: киркой долбили уголь, лопатой кидали. У горняков не было даже обычных шахтерских фонарей.Во время наступления гитлеровцев на Сталинград, трудармейцы строили оборонительные сооружения в Богородицке. Участники тех событий тайком рассказывали, что якобы имелись указания в случае прорыва вражеских войск ликвидировать всех трудармейцев. Но трудолюбивые и законопослушные российские немцы выдержали все тяготы каторжного труда и несвободной жизни во время войны. Они не только восстановили затопленные и разрушенные шахты, но и на-гора выдавали уголь, так необходимый и на фронте, и в тылу.
В конце войны трудармейцы получили право переписываться с семьями и отправлять родным часть своего заработка. В 1946 году постепенно были расформированы лагеря, а уже в 1950 году распоряжением Совета Министров спецпоселенцев признали кадровыми работниками предприятий угольной промышленности. В 1956 году российских немцев сняли с учета МВД, но возвращаться на Родину, в Поволжье, – запретили. И сегодня мы, дети трудармейцев, считаем тульскую землю родной. Мы выросли здесь, среди терриконов и лагерных бараков, от которых сейчас остались одни воспоминания. Но мы обязаны передать историю трудового и гражданского подвига наших родителей своим детям, внукам и правнукам», – резюмировала Людмила Безбородова (Гербер).
А память о долгих годах трудармии в Богородицке свято хранят. Летом 2016 года в НКА создали музейную комнату. Дети шахтеров-трудармейцев живо откликнулись на призыв о сборе экспонатов. Активисты национально-культурной автономии ездили по бывшим шахтерским поселкам на грузовой машине и забирали мебель, кухонную утварь, инструменты, которые хозяева доставали из подвалов, чердаков, сараев. Так сложился интерьер жилой комнаты семьи российских немцев военного и послевоенного времени.
В 2018 году экспозиция музея пополнилась макетом угольной шахты. Замечательно то, что экспонат выполнен участниками этнокультурного кружка и клуба сеньоров. На макете – барак, вход в шахту, фрагмент железнодорожного полотна, по которому трудармейцы выкатывали вагонетки, груженые углем. «Мне было 9 лет, когда мы с братом брали саночки и ходили на террикон за углем, – вспоминает одна из создателей макета Лина Морозова (Фиттерер). – Мы ждали, когда вагонетка выгрузит породу. Потом выбирали из земли кусочки угля и привозили его домой, чтобы как-то поддерживать огонь в печи. А вечером опять поднимались на террикон и смотрели, нет ли внизу случайно оброненных щепок или чурок, которые можно подобрать и использовать для растопки. Приходилось все время быть на чеку, чтобы не попасться на глаза охранников…»«Моя тетя Анна Генриховна Денк прошла все тяготы трудармии, – рассказывает Ализа Евсикова (Функнер). – За малейшую провинность – в карцер на хлеб и воду. Даже простое желание выстирать одежду влекло за собой суровую кару. Но чаще тетя, со слезами на глазах, вспоминает свою любимую Волгу. Она перед депортацией уже в колхозе работала. И летом 41-го плакала, глядя на то, какие хлеба в поле стоят: «Зерно падало, жирное такое, золотое, налитое. Убрать бы его, а потом уезжать». Представляете, ее увозят из родного дома в ссылку, в неизвестность, а она думает об уборке хлеба!!! Вот она – немецкая хозяйственность!»
«Во время войны трудно было всем. Но российским немцам было трудно вдвойне, потому что нас лишили дома и записали врагами народа, – продолжает Виктория Котыш. – Я родилась в городе Марксе на Волге. В течение 24 часов мы все были депортированы. Разрешено было взять только самое необходимое. Вот мама взяла сестру за руку, меня на руки… И попали мы в казахстанские степи накануне осени. Папу направили в Караганду, два моих дяди попали в Товарково… Папа ушел из жизни в 49 лет. Сказался тяжелый труд на шахте. Мы с трепетом и любовью обустраиваем музей, и очень гордимся тем, что он пользуется большой популярностью у молодежи нашего города. Конечно, в период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, мы перестали принимать у себя экскурсионные группы. А до введения ограничений мы каждую неделю работали со школьниками. Конечно, мы возобновим активную экскурсионную деятельность после полного снятия всех ограничений. Мы к этому готовы!».Также активисты Богородицкой немецкой национально-культурной автономии провели траурный митинг и возложили цветы к памятнику жертвам репрессий, который был установлен в 2008 году по инициативе НКА рядом с бывшей шахтой № 71 и центральными электромеханическими мастерскими.