Макетом шахты Подмосковного угольного бассейна пополнилась коллекция музейной комнаты Немецкой национально-культурной автономии города Богородицка Тульской области. Замечательно то, что экспонат выполнен участниками этнокультурного кружка и клуба «Сеньор».
На макете – барак, вход в шахту, фрагмент железнодорожного полотна, по которому трудармейцы выкатывали вагонетки, груженые углем.
«Для меня работа над нашим новым экспонатом была очень важна, ведь это – воспоминания детства, – рассказывает Лина Морозова (Фиттерер), – мне было 9 лет, когда мы с братом брали саночки и ходили на террикон за углем. Ждали, когда вагонетка выгрузит породу. Потом мы выбирали из земли кусочки угля и привозили его домой, чтобы как-то поддерживать огонь в печи. А вечером опять поднимались на террикон и смотрели, нет ли внизу случайно оброненных щепок или чурок, которые можно подобрать и использовать для растопки. Приходилось все время быть на чеку, чтобы не попасться на глаза охранников». Музейная комната создана в ННКА Богородицка в июле 2016 года. Дети шахтеров-трудармейцев живо откликнулись на призыв о сборе экспонатов для музея. Активисты национально-культурной автономии российских немцев ездили по шахтерским поселкам на грузовой машине и забирали мебель, кухонную утварь, инструменты, которые хозяева доставали из подвалов, чердаков, сараев. Так сложился интерьер жилой комнаты семьи российских немцев военного и послевоенного времени. Особая гордость коллекции – кружевное свадебное платье 50-х годов. Оно принадлежало дочери трудармейцев. У самих же репрессированных шахтеров торжеств не было. Они «просто сходились и жили». Среди экспонатов – отлично сохранившиеся дамские кожаные сапожки 40-х годов. Видно, что хозяйка берегла их, надевала только по праздникам.«Сегодня о шахтах нам напоминают лишь руины зданий да терриконы. Бараки уже расселены и снесены, – продолжает разговор председатель правления ННКА Богородицка Людмила Безбородова (Гербер), – но я помню каждую кочку того поля, по которому мой отец ходил на работу. Шахты были очень опасные, и аварии там случались часто. Пойдет, бывало, отец на работу, а тут весть – завал на шахте. И тогда через поле бегут женщины, дети. Все бежим узнать, что же случилось в забое: кто вышел живой, а кто – нет. Вот такое было мое тревожное детство».
В небольшом музее истории российских немцев-трудармейцев проводятся национальные праздники, вечера воспоминаний, экскурсии, занятия для воспитанников языковых курсов. Над новым экспонатом трудились Мария Гензе (Мартенс), Нина Ефремова (Зайферт), Лина Морозова (Фиттерер), Ольга Матюхина (Фиттерер), Эльвира Гурова (Верт) и другие участники этнокультурного кружка.
Российские немцы Богородицка ведут большую работу по сохранению и популяризации национальной культуры. Они совместно шьют концертные костюмы, мастерят шляпки и чепцы. На занятиях этнокультурного кружка изучают и обсуждают особенности немецкого рукоделия и национальной кухни. В этом году впервые детский танцевальный ансамбль выступал в Туле на областном фестивале национальных игр «Бояре, а мы к вам пришли». Мастерицы за пару вечеров раскроили и пошили юным артистам жилеты, подогнали мальчикам брюки, украсили девочкам юбки. Дети, нарядные и красивые, под бурные аплодисменты зрителей станцевали Hopsapolka.
«Автономия Богородицка – активная и творческая, – резюмирует председатель Межрегионального координационного совета центров встреч российских немцев Центрального и Северо-западного регионов Наталия Демпке, – Музейная комната, которая открыта в местной НКА, очень важна в воспитании подрастающего поколения. Дети должны знать, через какие трудности и лишения прошли их прадеды и деды. А воссозданная картина быта семьи российских немцев-трудармейцев послужит наглядным учебным пособием по истории. Истории, которая до недавнего времени умалчивалась, истории, о которой не принято было говорить».
До Великой Отечественной войны Богородицк входил в состав Товарковского района, где работала 21 шахта. Перед оккупацией гитлеровскими войсками Тульской области, по приказу наркомата угольной промышленности, шахты были затоплены, чтобы оставить врага без стратегически важного сырья. За месяц оккупации гитлеровскими войсками в городе было сожжены почти все жилые дома. После освобождения района от фашистских захватчиков в 1942 году на восстановление разрушенных шахт Подмосковного угольного бассейна направили трудармейцев из числа репрессированных российских немцев.