Ежегодно 28 августа мы отмечаем одну из самых трагических дат в истории российских немцев. В этот день в 1941 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, все немецкое население Поволжья и других регионов России было насильственно депортировано в Сибирь и Казахстан, а спустя несколько дней была ликвидирована АССР немцев Поволжья. В одночасье жизнь сотен тысяч людей раскололась на «до» и «после».
Если углубиться в историю, то можно сказать, что депортация немцев проводилась еще во времена Российской империи. Так, в годы Первой мировой войны колонистов активно переселяли из прифронтовой полосы на восток. Российским правительством был даже подготовлен указ, согласно которому все немецкое население Поволжья весной 1917 года должно было быть депортировано в Сибирь. Его реализации помешала Февральская революция.
Был также отдан приказ брать в колониях заложников, главным образом из учителей и пасторов и заключать их до конца войны в тюрьмы, реквизировать у колонистов все продукты за исключением продовольствия до нового урожая, а в немецких колониях поселить беженцев. За отказ немцев сдать хлеб или принять беженцев им грозила смертная казнь. Это – редчайший в пример истории, когда заложники брались от населения своего же государства.
Уже в советские годы из немецких сел в отдаленные районы страны выселяли «бывших помещиков» – зажиточных крестьян, имевших земельные участки от 60 десятин и выше. Только из АССР немцев Поволжья было выселено свыше 150 семей. А в период раскулачивания с 1929 по 1933 годы выселению подверглись многие тысячи семей.
С 1934 по 1935 годы в СССР проводится кампания «борьбы с фашистами и их пособниками», направленная против советских немцев. Против немецких граждан СССР был развязан моральный и физический террор. Сотни человек были расстреляны, тысячи направлены в лагеря. В Украине за один только 1935 г. было репрессировано 24,9 тыс. немцев.
Вершиной репрессивной политики Советского государства по отношению к немецкому населению в 30-е годы стала так называемая «Немецкая операция» НКВД, целью которой была «ликвидация в СССР шпионско-диверсионной базы фашистской Германии». В ходе операции по стране было репрессировано свыше 70 тыс. немцев. Средний процент расстрелянных – 76,14. Остальные пополнили ГУЛАГ.
Из-за опасений, что при захвате гитлеровцами Поволжья этнические немцы перейдут на сторону врага, 28 августа 1941 года вышел Указ Верховного Совета СССР, согласно которому немцы Поволжья подверглись огульным обвинениям в сокрытии в своей среде «тысяч и десятков тысяч германских шпионов и диверсантов». В короткий срок немцы Поволжья и из других регионов России насильственным образом были депортированы в Сибирь и Казахстан, а спустя несколько дней была ликвидирована АССР немцев Поволжья.
Депортированных ждала новая трудная жизнь: распределение в трудовую армию, голод, холод и потеря близких. Бойцы Красной армии из числа этнических немцев снимались с фронта и направлялись в трудовые лагеря. В трудармию было мобилизовано свыше 316 тысяч человек. Число погибших превысило 60 тысяч человек.
Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. Трудармия была расформирована только в 1946 году. Но до реабилитации было еще далеко: подавляющее большинство немцев находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Пройдут десятилетия пока «ярлык» врагов народа будет снят.
3 ноября 1972 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан». Через 31 год после депортации немцы получают юридическое право вернуться в места довоенного проживания. Но возвратившись на родину, многие из них испытали разочарование, столкнувшись с недовольством местных жителей.
Об этом рассказывает документальный фильм режиссера Юрия Нагибина, в основу которого положены истории поволжских немцев, записанные в 90-х годах .
В будущем, 2021 году, мы отметим 80-летие со дня Депортации. О том, как важно сохранить память об этих событиях для молодого поколения российских немцев говорит заместитель председателя Региональной немецкой национально-культурной автономии города Москвы Виктор Граут:
«Мы все одной общей судьбы, которая поменялась 28 августа 1941 года. К сожалению, среди тех, кто приходит к нам почтить память жертв депортации, очень мало молодежи, в основном это представители старшего поколения, те, кто подвергся депортации, прошел лагеря и комендатуру.
Я всегда спрашивал у людей моего возраста и старше, почему они не приводят с собой детей. Я, например, всегда брал на такие мероприятия свою дочь, и она очень прониклась историей нашей семьи.
Что касается других, то многих ссылаются на занятость, а кто-то, возможно, считает, что это лучше забыть. Но что тогда они передадут своим детям? Создается такое ощущение, что на нас история заканчивается. Ведь те люди, которые пережили эти события, могут очень о многом рассказать и это должно остаться в памяти и прежде всего в памяти семьи».
С целью сохранения исторической памяти и культурного наследия российских немцев Международным союзом немецкой культуры была организована передвижная фотовыставка «Немецкое Поволжье. Неоконченная фотолетопись», подготовленная к 100-летию образования Автономной области немцев Поволжья. В собрание вошли уникальные исторические снимки о жизни немецкого Поволжья из собраний российских и германских государственных архивов, многие из которых ранее не издавались и не публиковались – документы были впервые оцифрованы при подготовке экспозиции. Выставка экспонировалась во многих городах России и Германии.
«Судьба целого народа долгие годы была связана с тяжкими испытаниями только из-за принадлежности к немецкой национальности», – говорит председатель Международного союза немецкой культуры, Президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс.
В День памяти и скорби мы вспоминаем тех советских немцев, кому довелось испытать все тяготы того времени, и тех, кого сегодня уже нет с нами. Этот день призван напомнить о людях, которые безгласно, бесправно, несвоевременно ушли, не прожив своей жизни, об исковерканных судьбах целого поколения советских немцев.
Наш долг – хранить память о прошлом и сделать все возможное, чтобы страшные страницы истории больше никогда не повторились».