Музыка Николая Струве – мелодия сердца и ума


В Коломне состоялся I Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве, в котором приняли участие двадцать два вокалиста из Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны, Воскресенска, Смоленска, Лыткарино, Владимира.

Все участники выступили в двух группах: любители и профессионалы. Учитывался также и возраст вокалистов: 14-16 лет, 18-19, 20-26, 26 лет и старше. Любители исполняли старинный, городской или классический романс XX века. К профессионалам требования были более сложны: им, помимо двух романсов Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и других, надо было спеть одно из произведений Николая фон Струве. Из шести опусов, предложенных организаторами конкурса, вокалисты выбирали «Vergissmeinnicht», «Heilige Nacht» или «Wiegenlied».

«Идея этого конкурса возникла лет пять тому назад, – говорит член жюри I Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века им. Н. Г. Струве, первый современный исполнитель его произведений в России, потомок рода Крюденер-Струве, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, Людмила Трушталевская. – Мы хотели, чтобы произведения Николая Струве исполнили различные музыканты. И вот, конкурс состоялся. И я хочу отметить, что он превзошел все наши ожидания. Отрадно, что в Коломну, на родину композитора, приехали вокалисты из разных городов, чтобы исполнить его произведения. И мы надеемся на то, что конкурс будет иметь продолжение, ведь хорошее начало положено».

«Очень символично то, что я впервые приехала на конкурс вокалистов. И этот конкурс – первый, – делится впечатлениями лауреат фестиваля-конкурса, активист Смоленской общественной организации «Русско-Немецкий Дом» Наталья Усачева. – Я в восторге от организации, от прекрасного зала и теплого приема. Меня поразило то, как трепетно относятся в Коломне к своей истории! На конференции, которая предваряла конкурсные испытания, я увидела настоящих подвижников, которые сохраняют и передают богатейшее культурное наследие земляков. Мы приехали с родины Глинки на родину Струве, чтобы познакомиться с творчеством этого прекрасного композитора».

«Музыка Струве кажется легкой для слушателя. Исполнитель же должен внимательно проанализировать произведение, чтобы понять гармонию, чтобы правильно вступить в ноту, – говорит студентка Академического музыкального училища при консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат фестиваля-конкурса и обладатель специального приза ОАО «Коломенский завод» Гоар Асатрян. – Я впервые исполняла миниатюры этого композитора и мне это доставило большое удовольствие! Его музыка очень органично сочетается с немецким языком, который я изучаю. Я намерена включить в свой репертуар и другие произведения Николая Струве».

«Исполнять сочинения Николая Струве трудно, – утверждает председатель жюри конкурса, вице-президент Рахманиновского общества России, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Людмила Скафтымова. – Его произведения – это сложный интонационный комплекс, который идет не от русской музыки, а от западной, немецкой, в частности, от Гуго Вольфа, Карла Лёве, от позднего немецкого романса. К сожалению, у наших вокалистов мало навыков исполнения произведений западных композиторов. Больше всего мне понравилось исполнение Натальи Шмидт. И не потому, что она была моей студенткой, а потому, что пела очень проникновенно, с пониманием стиля».

После исполнения Натальей Шмидт «Wiegenlied» соседка наклонилась ко мне и сказала: «Когда пела конкурсантка, у меня было ощущение, что я нахожусь в дивном ночном саду, напоенном ароматом цветущей маттиолы». Попросила представиться. Женщина отказалась: «Я просто зритель. Прочитала объявление и пришла хорошую музыку послушать».

«Есть произведения, которые нужно исполнять с умом, а есть те, которые надо петь от сердца, – продолжает тему председатель Коломенской НКА российских немцев Наталия Демпке. – Музыка Николая Струве требует и ума, и сердца. Конкурсантке из Санкт-Петербурга Наталье Шмидт удалось и осмыслить, и прочувствовать его «Wiegenlied». Конечно, знание и понимание немецкого языка помогли ей в полной мере передать слушателям замысел автора».

«Музыку Николая Струве я слышала в исполнении замечательной певицы Людмилы Трушталевской, но исполнила на сцене его произведение впервые, – говорит лауреат фестиваля-конкурса, обладатель специального диплома «За лучшее исполнение произведения Н. Г. Струве», солистка ансамбля немецкой песни «Лорелея» Русско-немецкого центра встреч при Петрикирхе (г. Санкт-Петербург) Наталья Шмидт. – Его сочинения, на первый взгляд, кажутся простенькими: смотришь на ноты – вроде ничего сложного, всего две странички, текст легкий. Но сколько за этими нотами и текстом кроется внутренней глубины! И задача исполнителя – передать через звук, через голос, через определенную фразировку, мысль автора. «Wiegenlied» – первое произведение в моем репертуаре, но я намерена разучить и другие миниатюры этого композитора. Сегодня Николай Струве мало известен широкой публике. И прекрасно, что в Коломне, на его родине, провели такой конкурс. Вокалисты разъедутся по своим городам, и будут там исполнять сочинения Струве. А это значит – его имя будет на слуху. Сегодня люди видят афишу: Чайковский. Прекрасно! Значит, будет красивая музыка. Очень хочется, чтобы зрители, слушатели, увидев на афише имя Струве, знали, что их ждет чудесный концерт!»

Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялся в 1-м Московском областном музыкальном колледже при поддержке Местной национально-культурной автономии российских немцев Коломны, Музыкального общества Московской области, Рахманиновского общества и ОАО «Коломенский завод».

Рубрики: Новости регионов