«Их крепко связала общая любовь к музыке»


В Коломне в рамках I Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялась научно-практическая конференция «Коломенское наследие».

Участники из Москвы, Коломны, Санкт-Петербурга, Смоленска, Старой Руссы говорили о трех великих композиторах XX века: Сергее Рахманинове, Николае Струве и Сергее Кусевицком и о том вкладе, который внесли они в сокровищницу мировой музыки.

Род немцев Струве коренным образом повлиял на развитие Коломны. В XIX веке, благодаря братьям Аманду и Густаву Струве, этот город из купеческого превратился в крупнейший промышленный центр России. Для изготовления сборных частей Москворецкого моста и моста через Оку была основана механическая мастерская, из которой постепенно вырос один из крупнейших в стране промышленных гигантов – Коломенский машиностроительный завод. Начальник отдела информации и связей с общественностью ОАО «Коломенский завод» Екатерина Бычкова рассказала о социальных программах заводовладельцев: «То, что мы сегодня называем социальной ответственностью бизнеса перед работниками предприятия и жителями территории, было заложено еще в XIX веке братьями Амандом и Густавом Струве. Для рабочих в непосредственной близости от завода строились дома, была организована продуктовая лавка и столовая, построены школа, больница, театр народных развлечений с читальней, создано Коломенское гимнастическое общество. Рабочие получали пособия по болезни и пожизненные пенсии по старости. «За свою общественную деятельность на благо Коломенского края» братьям Струве было присвоено звание «Почетных граждан города Коломна». Позже Аманд Струве был награжден Орденом Святого Станислава первой степени за улучшение быта рабочих. Международное признание Коломенского завода в социальной сфере было отмечено на Парижской выставке 1900 года двумя золотыми и одной серебряной медалями».

Откровением для многих участников конференции стал доклад научного сотрудника Историко-культурного музея-заповедника «Коломенский кремль» Ларисы Рябковой о дружбе трех композиторов: Николая Струве, Сергея Рахманинова и Сергея Кусевицкого. Свое выступление Лариса Борисовна начала с краткой биографии Николая Струве: «Его отец – Густав Струве, мать – известная пианистка, ученица Ф. Шпиндлера Ольга Дризен. Его детские годы Николая прошли в Коломне на берегу Москвы-реки недалеко от Старо-Голутвина монастыря. Музыкальное образование было частью воспитания детей Густава Струве. Николая, Сергея, Василия, Александру, Екатерину, Розалию и Маргариту обучала игре на рояле мать – Ольга Федоровна. Таким образом, музыка стала частью жизни детей Струве».

По окончании Московской консерватории Николай Струве продолжает обучение в Германии, в Дрезденской консерватории по классу композиции известного немецкого теоретика и композитора Феликса Дрезеке. В Дрездене зимой 1907-1908 гг. состоялось знакомство Николая Струве с Сергеем Рахманиновым. Знакомство переросло в искреннюю и крепкую дружбы. Лариса Рябкова приводит отрывок из воспоминаний Софьи Александровны Сатиной: «В Дрездене он (Рахманинов) оказался совершенно одиноким… К счастью для него, он встретился там зимой с русским музыкантом Н. Г. Струве. Знакомство их скоро перешло в большую дружбу, которая не прекращалась до самой смерти Струве… Кроме взаимной личной симпатии их крепко связала общая любовь к музыке».

На Сергея Рахманинова и Николай Струве сильнейшее впечатление произвело полотно художника швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Позже Сергей Васильевич создал симфоническую поэму с таким же названием, а на партитуре написал: «Николаю Струве, в знак дружбы». Ну а Николай Густавович посвятил Рахманинову музыкальный цикл для голоса и фортепиано «Наброски (Из Козьмы Пруткова)».

В 1909 году Сергей Кусевицкий, чье имение расположено в селе Акатьево близ Коломны, создал Российское музыкальное издательство, чтобы «обслуживать русских композиторов и освободить их от эксплуатации торгашей-издателей». Председателем издательства стал Сергей Рахманинов, Николай Струве выступил в роли секретаря, отдавая этой работе все свои силы и время. «Крепкая дружба и совместная деятельность трех композиторов – достойный подражания пример высокого служения России, – резюмировала Лариса Рябкова. – Люди разных национальностей: русский (Рахманинов), немец (Струве) и еврей (Кусевицкий) и разного вероисповедания (православный Рахманинов и лютеране Струве и Кусевицкий) объединяют свои капиталы и усилия для того, чтобы создать первое Российское музыкальное издательство и помогают молодым композиторам России!»

«Открыть музыкальный конкурс имени Струве научно-практической конференцией – великолепная задумка, – утверждает председатель жюри конкурса, вице-президент Рахманиновского общества России, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Людмила Скафтымова. – Я, поскольку занимаюсь творчеством Рахманинова, знаю Николая Струве, как большого друга Сергея Васильевича. Но сегодняшняя конференция дала много неизвестной информации. Очень познавательно было послушать о социальных программах семьи Струве, которые много сделали для развития Коломны». Людмила Александровна выступила с лекцией «Как мы видим Рахманинова в XXI веке», где рассказала о значении творчества композитора для мировой музыкальной культуры.

«Музыка Николая Струве не столь широко известна российской аудитории, – говорит председатель Коломенской НКА российских немцев Наталия Демпке. – Ноты его произведений попали в Россию только в начале XXI века благодаря немецкому инженеру из Германии Йохену Хойслеру, который занимается историей взаимодействия немецкой и русской культур. Он, имея доступ к архивам Европы, нашел нотные издания, которые публиковал Струве в Германии. Большинство произведений – на немецком языке. И лишь вокальный цикл «Наброски» (из Козьмы Пруткова) написан на русском».

В 2008 году потомок рода Крюденер-Струве Людмила Трушталевская впервые исполнила этот цикл. «Музыка Николая Струве опережает время, – утверждает доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, Людмила Трушталевская – Современного слушателя его музыка уже не шокирует. Мы привыкли к элементам авангарда. Но в начале века XX произведения Струве были поистине новаторскими! Не скрою, вокальный цикл «Наброски» сложен и для вокалиста, и для концертмейстера. Но как же музыкально тонко передает композитор образный и хлесткий юмор Козьмы Пруткова! Мы исполняем «Наброски» вот уже десять лет, и каждый раз мы находим в этом произведении что-то новое. И каждый раз в этом вокальном цикле появляются новые акценты».

«Николай Струве – мастер малой формы, – продолжает тему композитор, пианист, лауреат международных конкурсов Леонид Еремин. – Афоризмы Козьмы Пруткова кратки и емки. Видимо потому и родились «Наброски», ставшие прекрасным примером лаконичного симбиоза литературы и музыки. Ну а потом не стоит забывать, что и Струве, и Рахманинов обладали прекрасным чувством юмора. И дружеское посвящение «Набросков» Сергею Васильевичу – прекрасное тому подтверждение».

Прекрасным подарком участникам конференции стало выступление Людмилы Трушталевской и Леонида Еремина с вокальным циклом «Наброски». Удивительно, как органично может звучать проза, положенная на музыку! Как виртуозно голос и фортепиано могут передать все оттенки смешного: от легкой иронии, до блистательного сарказма.

Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялся в 1-м Московском областном музыкальном колледже при поддержке Местной национально-культурной автономии российских немцев Коломны, Музыкального общества Московской области, Рахманиновского общества и ОАО «Коломенский завод».

Рубрики: Новости регионов