Московские беседы о стартапах


В Москве состоялись «Московские беседы» – совместный проект «Московской немецкой газеты» и Германо-Российского форума. Темой вечера стали города стартапов. Участники беседы обсуждали бизнес-модель существующих сегодня небольших инновационных предприятий в России и Германии.

Участниками дискуссии стали представитель федерального союза германских стартапов Мирко Драговски, руководитель программы Grants4AppsBayer в России Григорий Колесников, генеральный директор компании «Моторика» Илья Чех и генеральный директор «EasyLaw» Андрей Диденко. Модератором беседы стал корреспондент газет Handelsblatt и Der STANDARD Андрэ Баллин. Встреча проходила в Impact Hub Moscow, площадке объединяющей предпринимателей социальной сферы.

Мирко Драговски рассказал, что в Германии стартапы (от англ. startup – стартующий) одно из самых динамичных направлений бизнеса. Сейчас наблюдается «бум» в развитии технологии для жизни (life technologies), фармакологии, медицине. При этом компаниям, прочно занимающим место на рынке, стоит присмотреться к тому, что делают начинающие предприниматели. «Компаниям следует контролировать процесс, следить за тенденциями и возможно создавать «песочницы», в которых начинающие предприниматели могли бы проявить себя», – отметил Мирко Драговски.

Идею с «песочницей» поддержал Андрей Диденко. «Даже при наличии блестящей идеи, собственных средств у молодых специалистов, как правило, не хватает. Ведь даже если есть готовность к риску, нужно еще, чтобы было чем рисковать», – сказал Диденко. Он рассказал, что его компания родилась в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ, где он смог получить помощь профессионалов, обсудить с ними идеи будущих проектов. «Идей всегда много, но рынок часто их отвергает, потому что он готов платить только за конкретный продукт»,– объяснил Диденко.

Руководитель программы Grants4AppsBayer в России Григорий Колесников рассказал, что самыми востребованными сейчас являются проекты в области цифровой медицины, кардиологии, онкологии, гинекологии. Bayer поддерживает стартапы в России и Германии и помогает им найти своего потребителя.

Генеральный директор компании «Моторика» рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале бизнес-пути. «Моторика» занимается выпуском высокотехнологичных протезов, работает на стыке медицины и робототехники. «Нашей самой большой проблемой было то, что проект начинали два инженера – я и мой товарищ. Мы умели конструировать, но совершенно ничего не знали о бизнесе. Интуитивно поняли, что нужно «идти» к клиенту. Разговаривали с пациентами, разбирались с тем, как работает система установки протезов в России. Все получилось, сегодня нас уже знают».

Участники также обсудили, как экономический кризис повлиял на инвестиции в новые компании. И в Германии, и в России ситуация одинаковая: крупные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в новые проекты. С одной стороны это обстоятельство тормозит реализацию новых инициатив, но с другой стороны дает преимущество компаниям, существующим за счет собственных средств, делает их положение более стабильным.