В Москве прошла VII научно-практическая языковая конференция на тему «Немцы России: Этнокультурное образование. Вызовы. Возможности. Опыт», проводимая Международным союзом немецкой культуры и Институтом этнокультурного образования.
Разве кто-то сомневается в том, что семья играет важную роль в сохранении и развитии духовного и культурного наследия немцев России?
«20–25 лет назад, когда Международный союз немецкой культуры только начинал заниматься языковой работой в пользу российских немцев, говорили о том, что семья и сообщество – из-за десятилетий репрессий – утратили свои функции по передаче когнитивного компонента этнической идентичности, и их взяла на себя Самоорганизация, – объясняет председатель Немецкого молодежного объединения (НМО) Евгений Вагнер. – За прошедшие годы выросло новое поколение российских немцев, поэтому вполне правомерно встает вопрос: оно уже может взять на себя утраченные функции? Мое мнение: Самоорганизация и семьи должны вместе их выполнять, взаимно дополняя друг друга».
Доктор исторических наук Ирина Черказьянова из Санкт-Петербурга считает, что немецкий язык нужно учить, но скорее не для того, чтобы говорить на нем в семье. «В семьях российских немцев говорят по-русски, даже в Германии. Потому что за языком стоит мощная культура. Вот сказали мы дома – «каникулы в Простоквашино» и все домашние поняли, о чем речь», – объясняет свою точку зрения Ирина Васильевна и предлагает мотивировать к изучению немецкого через семейную историю. Заинтересуется ребенок фотографией или документом из семейного архива – и захочет выучить немецкий, чтобы понять, что написано.