Состоялся фестиваль старых немецких фильмов Пермь (ОРНИС) - В рамках фестиваля «По следам Голубого ангела. Кино Германии 1930-40-х годов» в Перми демонстрировались легендарные немецкие фильмы эпохи чёрно-белого кинематографа: «Голубой ангел», «М», «Хабанера», «Трое с бензоколонки» и другие. Увидеть их для провинциального зрителя - редкая удача. Эти ленты почти не показывают по телевидению, да и в медиатеках их можно найти нечасто.
Пермь (ОРНИС) - В рамках фестиваля «По следам Голубого ангела. Кино Германии 1930-40-х годов» в Перми демонстрировались легендарные немецкие фильмы эпохи чёрно-белого кинематографа: «Голубой ангел», «М», «Хабанера», «Трое с бензоколонки» и другие. Увидеть их для провинциального зрителя - редкая удача. Эти ленты почти не показывают по телевидению, да и в медиатеках их можно найти нечасто.
Фестивали немецкого кино, организуемые Немецким культурным центром им. Гёте, проводятся в Перми ежегодно. Но из всех фестивалей пермским зрителям наиболее запомнился четвёртый, прошедший в 2001 году под названием «Музыка эпохи Марлен». Тогда был показан легендарный «Голубой ангел» – лента, с которой началась слава Марлен Дитрих. Идя навстречу пожеланиям зрителей, Пермская синематека и контактное бюро Института Гёте организовали фестиваль чёрно-белого кино «По следам Голубого ангела. Кино Германии 1930-40-х годов». В киносалоне «Премьер» прошёл показ 10 редких чёрно-белых, в том числе немых, немецких фильмов.
Открывал фестиваль «Голубой ангел», картина 1930 года, снятая режиссёром Йозефом фон Штернбергом. Дитрих в этом фильме ещё не «звёздная», не «голливудская» - но звучит её хрипловатый голос и становится ясно, что даже если бы она сыграла только эту роль вульгарной певички гастролирующего кабаре, она уже осталась бы в кино легендой... Впоследствии Эрнест Хемингуэй писал: «Если бы у неё не было ничего другого, кроме голоса, она всё равно разбивала бы сердца».
Фильм с Марлен Дитрих - не единственный реверанс прошлым фестивалям в программе «По следам Голубого ангела». Картина «Хабанера» (1937) была в программе первого фестиваля «Тайны Рейна» в Перми в 1997 году. “La Habanera” – роковая история любви и страсти, разворачивающаяся на фоне экзотических пейзажей Пуэрто-Рико, в которую впутались политические интриги. Снявшаяся здесь в главной роли шведская актриса Цара Леандер была суперзвездой кино в гитлеровской Германии.
При наступлении нацизма немецкие кинематографисты разошлись во взглядах. Одни, ощутив, что с новым режимом им не по пути, эмигрировали в США и продолжали кинематографическую карьеру на студиях Голливуда. Так поступили Марлен Дитрих, Йозеф фон Штернберг, Эрнст Любич, Фриц Ланг. Другие - Эмиль Янингс, Марика Рёкк - нашли применение своим талантам на родине. В этом отношении характерен был «Титаник» (1943), равно как и судьба его авторов. Эта не первая, но долгое время самая знаменитая киноверсия гибели «Титаника» была снята по заказу министерства пропаганды и народного просвещения. По замыслу геббельсовских идеологов, это был фильм о «ростовщической» политике Великобритании, приведшей к самой трагической из когда-либо случавшихся морских катастроф». В титрах соседствуют два режиссёра: Герберт Зельпин и Вернер Клингер, хотя судьба одного из них – Зельпина – сложилась трагически. На него написали донос, он был арестован и покончил с собой в тюремной камере. Работу перепоручили Клингеру.
В чёрно-белой немецкой ленте одним из главных героев стал директор-распорядитель судостроительной фирмы Брюс Исмей, который, по версии авторов, решил построить исполинское судно в рекламных целях и вздуть под это дело цены на акции. Ну а потом, находясь на борту судна, Исмей приказывает команде не снижать скорость, несмотря на предупреждение об айсбергах. В сценах гибели судна персонажи-немцы ведут себя исключительно достойно: одна из них, пассажирка, не только не рвётся в шлюпку, но и мужественно ободряет других путешественников. Другой немец, член команды, спасает запертую в каюте маленькую девочку с куклой… Спасшегося Исмея оправдывает следственная комиссия сената США, как это и было в реальности, а старший помощник капитана произносит на суде патетическую речь о подлинных виновниках бедствия. Фильм шёл в советском прокате, попав в СССР в качестве трофея после окончания Великой Отечественной войны. Знатоки истории кино утверждают, что при выпуске на экран в 1950 году картину предварял титр о том, что «фильм говорит правду об англо-американских капиталистах». Что поделать, уже шла холодная война…
Пример совсем другого творчества - «М» (1931), первый звуковой фильм великого немецкого режиссера Фрица Ланга и один из шедевров мирового кино. М – первая буква в немецком переводе слова «убийца». Город, терроризируемый убийцей-маньяком, живёт в страхе. Маньяка видят в каждом прохожем, в полицию стекаются доносы жителей друг на друга… Фильм «М» – один из ряда великих лент режиссёра, таких, как «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Нибелунги» (1924), «Метрополис» (1927),
«Женщина на Луне» (1927), где Ланг проявил себя как пророк и социальный философ. В своих фильмах он улавливал и отражал тревожные черты германской истории и судеб мира в целом.
Демонстрировавшиеся на фестивале ленты были разных жанров. Сразу несколько комедий: «Трое с бензоколонки» (реж. Вильгельм Тиле, 1930), «Смеющиеся наследники» (реж. Макс Офюльс, 1931), «Конгресс танцует» (реж. Эрих Чарелл, 1931) дали представление о развлекательном кино той эпохи. В «Троих с бензоколонки» играли англичанка Лилиан Харви и русская Ольга Чехова. Судьба Ольги Чеховой чрезвычайно любопытна. Ученица русской школы театрального искусства, жена режиссёра Михаила Чехова, родная племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, Ольга Константиновна Чехова была «кинодивой № 1» гитлеровского кинематографа. И вместе с тем имеются доказательства, что Ольга Чехова была законспирированным сотрудником советской разведки и поддерживала регулярные контакты с НКВД…
Пермская публика получила на фестивале чрезвычайно интересные впечатления. Переводили и дублировали фильмы студенты и любители немецкого языка. А Тило Клиннер, Генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге пообещал в ближайшем будущем снова организовать в Перми Дни немецкого кино.
Игорь Карнаухов (© ORNIS, 17 февраля 2007)
Фестивали немецкого кино, организуемые Немецким культурным центром им. Гёте, проводятся в Перми ежегодно. Но из всех фестивалей пермским зрителям наиболее запомнился четвёртый, прошедший в 2001 году под названием «Музыка эпохи Марлен». Тогда был показан легендарный «Голубой ангел» – лента, с которой началась слава Марлен Дитрих. Идя навстречу пожеланиям зрителей, Пермская синематека и контактное бюро Института Гёте организовали фестиваль чёрно-белого кино «По следам Голубого ангела. Кино Германии 1930-40-х годов». В киносалоне «Премьер» прошёл показ 10 редких чёрно-белых, в том числе немых, немецких фильмов.
Открывал фестиваль «Голубой ангел», картина 1930 года, снятая режиссёром Йозефом фон Штернбергом. Дитрих в этом фильме ещё не «звёздная», не «голливудская» - но звучит её хрипловатый голос и становится ясно, что даже если бы она сыграла только эту роль вульгарной певички гастролирующего кабаре, она уже осталась бы в кино легендой... Впоследствии Эрнест Хемингуэй писал: «Если бы у неё не было ничего другого, кроме голоса, она всё равно разбивала бы сердца».
Фильм с Марлен Дитрих - не единственный реверанс прошлым фестивалям в программе «По следам Голубого ангела». Картина «Хабанера» (1937) была в программе первого фестиваля «Тайны Рейна» в Перми в 1997 году. “La Habanera” – роковая история любви и страсти, разворачивающаяся на фоне экзотических пейзажей Пуэрто-Рико, в которую впутались политические интриги. Снявшаяся здесь в главной роли шведская актриса Цара Леандер была суперзвездой кино в гитлеровской Германии.
При наступлении нацизма немецкие кинематографисты разошлись во взглядах. Одни, ощутив, что с новым режимом им не по пути, эмигрировали в США и продолжали кинематографическую карьеру на студиях Голливуда. Так поступили Марлен Дитрих, Йозеф фон Штернберг, Эрнст Любич, Фриц Ланг. Другие - Эмиль Янингс, Марика Рёкк - нашли применение своим талантам на родине. В этом отношении характерен был «Титаник» (1943), равно как и судьба его авторов. Эта не первая, но долгое время самая знаменитая киноверсия гибели «Титаника» была снята по заказу министерства пропаганды и народного просвещения. По замыслу геббельсовских идеологов, это был фильм о «ростовщической» политике Великобритании, приведшей к самой трагической из когда-либо случавшихся морских катастроф». В титрах соседствуют два режиссёра: Герберт Зельпин и Вернер Клингер, хотя судьба одного из них – Зельпина – сложилась трагически. На него написали донос, он был арестован и покончил с собой в тюремной камере. Работу перепоручили Клингеру.
В чёрно-белой немецкой ленте одним из главных героев стал директор-распорядитель судостроительной фирмы Брюс Исмей, который, по версии авторов, решил построить исполинское судно в рекламных целях и вздуть под это дело цены на акции. Ну а потом, находясь на борту судна, Исмей приказывает команде не снижать скорость, несмотря на предупреждение об айсбергах. В сценах гибели судна персонажи-немцы ведут себя исключительно достойно: одна из них, пассажирка, не только не рвётся в шлюпку, но и мужественно ободряет других путешественников. Другой немец, член команды, спасает запертую в каюте маленькую девочку с куклой… Спасшегося Исмея оправдывает следственная комиссия сената США, как это и было в реальности, а старший помощник капитана произносит на суде патетическую речь о подлинных виновниках бедствия. Фильм шёл в советском прокате, попав в СССР в качестве трофея после окончания Великой Отечественной войны. Знатоки истории кино утверждают, что при выпуске на экран в 1950 году картину предварял титр о том, что «фильм говорит правду об англо-американских капиталистах». Что поделать, уже шла холодная война…
Пример совсем другого творчества - «М» (1931), первый звуковой фильм великого немецкого режиссера Фрица Ланга и один из шедевров мирового кино. М – первая буква в немецком переводе слова «убийца». Город, терроризируемый убийцей-маньяком, живёт в страхе. Маньяка видят в каждом прохожем, в полицию стекаются доносы жителей друг на друга… Фильм «М» – один из ряда великих лент режиссёра, таких, как «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Нибелунги» (1924), «Метрополис» (1927),
«Женщина на Луне» (1927), где Ланг проявил себя как пророк и социальный философ. В своих фильмах он улавливал и отражал тревожные черты германской истории и судеб мира в целом.
Демонстрировавшиеся на фестивале ленты были разных жанров. Сразу несколько комедий: «Трое с бензоколонки» (реж. Вильгельм Тиле, 1930), «Смеющиеся наследники» (реж. Макс Офюльс, 1931), «Конгресс танцует» (реж. Эрих Чарелл, 1931) дали представление о развлекательном кино той эпохи. В «Троих с бензоколонки» играли англичанка Лилиан Харви и русская Ольга Чехова. Судьба Ольги Чеховой чрезвычайно любопытна. Ученица русской школы театрального искусства, жена режиссёра Михаила Чехова, родная племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, Ольга Константиновна Чехова была «кинодивой № 1» гитлеровского кинематографа. И вместе с тем имеются доказательства, что Ольга Чехова была законспирированным сотрудником советской разведки и поддерживала регулярные контакты с НКВД…
Пермская публика получила на фестивале чрезвычайно интересные впечатления. Переводили и дублировали фильмы студенты и любители немецкого языка. А Тило Клиннер, Генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге пообещал в ближайшем будущем снова организовать в Перми Дни немецкого кино.
Игорь Карнаухов (© ORNIS, 17 февраля 2007)
Рубрики: Разное