С 2 по 28 февраля работникам образования Азовского немецкого национального района Омской области посчастливилось посетить прекрасный старинный город Фленсбург, стоящий на берегу Балтийского моря.
С 2 по 28 февраля работникам образования Азовского немецкого национального района Омской области посчастливилось посетить прекрасный старинный город Фленсбург, стоящий на берегу Балтийского моря.
Его величественная архитектура, узкие улочки старой части города, красивые современные дома и гостиницы новых кварталов произвели на педагогов прекрасное впечатление.
Самой главной ценностью оказались люди, живущие и работающие в этом городе. Прекрасные собеседники, интеллигентные, вежливые и тактичные. Со своими обычаями и традициями, которые они бережно сохраняют не одно столетие.
Четыре недели педагоги Татьяна Гоммер и Ризида Фархазова изучали систему работы детских садов «Adelby 1». «Adelby 1» было основано в 1970 году и является профилированным учреждением детских и мобильных сервисов на основе «Все вместе».
Учреждения системы открыты для всех детей и подростков и сильны своей уникальностью, где каждый ребенок развивается, независимо от своих особенностей, в среде сверстников.
В основе их работы – постоянный и тесный контакт с родителями, специалистами (логопеды, дефектологи, психологи), врачами, социальными службами, где идет принятие всех людей независимо от их культуры, быта, языка и цвета кожи.
На примере детского сада «Kita Sol-Lie» мы увидели работу с родителями и вовлечение их в жизнь детского сада, реализацию проектов помощи семьям, переселившимся в Германию на постоянное место жительства и не владеющим немецким языком. В основе работы с детьми лежит постоянное участие (Partizipation) и включение детей в жизнь группы и детского сада в период пребывания в нем.
В детском саду «Kita Kinderkiste» выстроена система работы со знаковой системой, где дети, еще не умеющие говорить (от 0 до 3 лет), общаются при помощи знаков и карточек. Это общение не ограничивается контактом только со сверстниками или только с взрослыми, это возможность объяснить непонятное, даже если для объяснения у тебя не хватает словарного запаса или есть определенные сложности.
Детский сад постоянно реализует различные проекты на основе взаимодействия родителей, детей и педагогов. Данный опыт сложно переоценить, система «Adelby 1» может быть реализована при работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья различной степени тяжести. Система участия (Partizipation) может лечь в основу любого мини-проекта, реализующегося воспитанниками группы – как при изучении немецкого языка, так и при внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обучения.
Когда отечественным педагогам предоставляется возможность увидеть своими глазами работу с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности в здоровье и не владеющими немецким языком, приходит понимание, что опыт другой страны применим и у нас, и встраивание его в нашу систему обучения и воспитания не нарушит целостности концептуальных основ.