В сборнике материалов научной конференции «Кормановские чтения», традиционно проводимой в Ижевске, где жил и работал известный теоретик литературы Борис Осипович Корман¸ опубликован доклад Елены Зейферт «Антология литературы российских немцев «Навстречу недоверчивому солнцу». Редактор-составитель сборника 13-х «Кормановских чтений» – Дора Израилевна Черашняя.
В сборнике материалов научной конференции «Кормановские чтения», традиционно проводимой в Ижевске, где жил и работал известный теоретик литературы Борис Осипович Корман¸ опубликован доклад Елены Зейферт «Антология литературы российских немцев «Навстречу недоверчивому солнцу». Редактор-составитель сборника 13-х «Кормановских чтений» – Дора Израилевна Черашняя.
Автор доклада показывает, что предназначение новой антологии – приблизить российско-немецкую литературу к широкой читательской публике, сделать эту литературу частью словесности, активно востребованной не только российско-немецким, но и многонациональным читателем, показать живую картину состояния российско-немецкой литературы, в том числе очевидную искаженность ее развития и стремление найти свой путь. Исторически возник замкнутый круг: российско-немецкая литература неизвестна, поэтому ее не читают и не изучают; российско-немецкую литературу не читают и не изучают, потому что она неизвестна.
Новая антология – шаг на пути к размыканию этого круга.
В выборе тематики произведений для новой антологии составителям пришлось исходить из двух диалектически противоположных принципов. Первый из них – ориентация на широкого читателя художественной литературы, то есть в первую очередь отбор произведений по критерию высокого качества. За этим следует намеренный отказ от произведений с предельно узкой тематикой, обращение к «вечным», вненациональным темам. Второй – сохранение этнической российско-немецкой идентичности, то есть создание специфического мотивного поля, формирование круга тем, прямо или косвенно связанных с ментальными переживаниями российских немцев, в том числе в произведениях с автобиографическими элементами.
Каким образом можно было соединить эти два требования в одном с пользой для читателя? Составители руководствовались принципом «золотой середины», а именно стремлением отойти от крайней узости и максимальной широты тематики. Так совместились две диалектически противоположные задачи – создание «золотой коллекции» российско-немецкой литературы, интересной для широкого и элитарного читателя, и отражение живого процесса затрудненного развития российско-немецкой литературы второй половины XX – начала XXI в. в предельно неблагоприятных исторических условиях. Читателю важно знать, из какого широкого, живого материала сделана выборка произведений, на каком фоне они бытовали, ощутить специфику представленной в сборнике литературы.