Немцы Украины перечисляют варианты ответов на вопрос: «В какой стране мы будем жить?»


Еще совсем недавно можно было столкнуться с ситуацией, когда при упоминании Киева, многие иностранцы уточняли: «А не в России ли это?». Однако события последних недель расширили познания географии Восточной Европы у людей во всем мире. «Евромайдан», «Янукович и оппозиция», «Титушки», «Беркут», «Банду геть!» и другие новости из украинской столицы не сходили с первых полос мировых газет и заметно потеснили олимпийскую новостную ленту. Происходящее в стране подтолкнуло сотни проживающих там немцев задуматься о переезде на историческую родину – в Германию –  и отправить документы на получение статуса позднего переселенца в Федеральное административное ведомство. (Московская немецкая газета № 4 (371) февраль 2014 года)

Еще совсем недавно можно было столкнуться с ситуацией, когда при упоминании Киева, многие иностранцы уточняли: «А не в России ли это?». Однако события последних недель расширили познания географии Восточной Европы у людей во всем мире. «Евромайдан», «Янукович и оппозиция», «Титушки», «Беркут», «Банду геть!» и другие новости из украинской столицы не сходили с первых полос мировых газет и заметно потеснили олимпийскую новостную ленту. (Московская немецкая газета № 4 (371) февраль 2014 года)

Происходящее в стране подтолкнуло сотни проживающих там немцев задуматься о переезде на историческую родину – в Германию – и отправить документы на получение статуса позднего переселенца в Федеральное административное ведомство. Однако решение в Кёльне принимают не за день и не за неделю. В Совет немцев Украины стали обращаться немцы, с просьбой посодействовать в приоритетном рассмотрении их заявок на переселение. Оставаться в Украине, по мнению некоторых, уже небезопасно.

Прежде многочисленное немецкое население Украины (свыше 33 тысяч человек по итогам последней переписи населения, проведенной в 2001 году) имело условия для сохранения и развития этнокультурной идентичности. На территории страны действуют десятки центров немецкой культуры, работают многочисленные курсы и кружки, в том числе хореографические и вокальные, выходят немецкие газеты и журналы. Однако в последнее время и без того скудная государственная поддержка ряда этнокультурных проектов вообще перестала оказываться.

А последние события чётко поставили вопрос: в какой стране будут жить сегодняшние граждане Украины немецкой национальности? В Германии? В разделенной на две-три части стране? Или в единой и мирной Украине, в которой все народы будут чувствовать себя в безопасности?

О ситуации на Украине и положении немецкого населения в стране рассказал Владимир Лейсле, председатель Совета немцев Украины – головной структуры всех общественных организаций этнических немцев республики.

Уже давно в Украине, так хорошо прописанная в законах защита национальных меньшинств по факту остается лишь защитой «на бумаге». С момента независимости Украины до сих пор не решен вопрос восстановления прав (реабилитации) репрессированных народов. Более десяти лет мы вместе с Правительством Германии безуспешно сигнализируем о важности возобновления работы Немецко-Украинской комиссии по вопросам этнических немцев в Украине. Заявления родителей в школах с просьбой ввести часы немецкого языка, как иностранного кладутся «под сукно» и упираются в проблему нехватки кадров.

Не получив поддержки от государства немецкое меньшинство не сложило руки. Многие наши организации уже давно сами решают большинство своих финансовых проблем. Однако основной фактор, который был важнее денег и был принципиальным для людей – это мир и решение вопросов «без крови».

Предполагали ли мы еще пару месяцев назад, что средь белого дня на центральной площади украинской столицы снайперы будут убивать людей? Что будут десятки трупов? Что сотни тысяч людей по всей стране выйдут на акции протеста, длящиеся уже третий месяц? Невозможно было представить, что милиция будет стрелять в людей из «Калашникова», и возле памятника основателям Киева будет гореть БТР. Еще две недели назад никто и подумать не мог, что президент страны спешно покинет свой пост, будет скрываться, а его самого объявят в розыск. Но все это уже стало опасной реальностью.

И от нее просто так не убежишь. Многие этнические немцы вышли на Майдан, некоторые вышли на «Антимайдан», но еще больше людей сожалели в эти дни, что они не могут просто уехать хотя бы ненадолго к родственникам в Германию, туда, где безопасно. Не могут, потому что у них нет долгосрочной действующей шенгенской визы или немецкого паспорта.

Пусть и не так интенсивно как раньше, но Интернет все еще наводнен историями «о бесчинствах неуправляемых силовиков», о группах «заезжих хулиганов-мородерах», на востоке Украины пугают злыми «западенцами», а на западе – наоборот.

В тот момент, когда приходит понимание, что на государство ты положиться уже не можешь, и все зависит от тебя, люди объединяются в отряды самообороны, чтобы патрулировать улицы от хулиганов. Радует, что со стабилизацией ситуации отряды самообороны никуда не пропали. Сознательные граждане массово записываются в народные дружинники и продолжают патрулировать улицы уже вместе с милицией и дорожной автоинспекцией.

Пару дней назад мне позвонил знакомый журналист из Германии с просьбой дать контакты интересных немцев, у которых можно было бы взять интервью. Первое, что пришло на ум: лютеранский пастор Ральф Хаска из Киева, который с первых дней протеста в столице стал частым героем СМИ. Немецкая кирха в Киеве находится в нескольких десятках метров от Администрации Президента Украины. И за последние три месяца в ней был и молельный дом, и пункт обогрева, и медпункт для всех сторон. Пастор Хаска, как и многие другие священники разных конфессий, сутками призывал к миру и молился между баррикадами участников майдана и спецподразделений милиции «Беркут». На прошлой неделе он был ранен в руку резиновой пулей, но это не остановило его от дальнейшей работы во имя мира.

Как и большинство граждан республики, немцы хотят жить в единой и мирной Украине. Мы рады, что и многие политики Германии принимали самое активное участие в переговорах по выводу Украины из кризиса, чтобы сохранить мир и целостность страны. Мы рады, что к этому процессу подключилась Россия, Польша, Франция и США. Сейчас ситуация стабилизируется, но нам всем предстоит еще много поработать во имя мира.

Владимир Лейсле

Рубрики: Новости из Украины