Еще одно немецкое село Омской области отметило свой юбилей


Районный съезжий праздник немецкой культуры «Beste Gäste auf dem Feste» проводится в Москаленском районе Омской области с 2006 года. Каждый посвящен какому- то событию  в жизни этнических немцев, проживающих на территории района.  Это в первую очередь юбилейные даты немецких сел. Свое 100-летие отметили уже села Миролюбовка, Доброе поле, Гольбштадт. Немецкой свадьбе и празднику Урожая были посвящены торжества в селе Ильичевка. Нынешний юбилей отмечает еще одно село – Мироновка. Как село жило  эти 90 лет в своем очерке описала Мария Патцер – бывший библиотекарь села, проживающая ныне  в Германии.

Районный съезжий праздник немецкой культуры «Beste Gäste auf dem Feste» проводится в Москаленском районе Омской области с 2006 года. Каждый посвящен какому- то событию в жизни этнических немцев, проживающих на территории района. Это в первую очередь юбилейные даты немецких сел. Свое 100-летие отметили уже села Миролюбовка, Доброе поле, Гольбштадт. Немецкой свадьбе и празднику Урожая были посвящены торжества в селе Ильичевка. Нынешний юбилей отмечает еще одно село – Мироновка.

Как село жило эти 90 лет в своем очерке описала Мария Патцер – бывший библиотекарь села, проживающая ныне в Германии.

История села Мироновка. 90 лет со дня основания деревни (1923-2013)

автор: Мария Патцер, жительница д. Мироновка

Небольшое поле, которое когда-то принадлежало помещику Миронову, и на котором еще до 1920 года сеялась рожь, было поделено на небольшие участки и продано в 1923 году немецким переселенцам. В основном это были жители деревень Гальбштадт, Доброе Поле и Нейфельд – семьи Бауэр, Бухмиллер, Галстер, Грабовский, Кербер, Литау, Панцилиус, Пемпель, Зендер, Шитц и другие. В годы 1905-1910 они переселились из областей Днепропетровска, Таганрога, Ростова и других.

Они приезжали на телегах, копали пласты дерна и строили землянки. Постепенно деревня приобретала красивый вид. Она имела одну широкую улицу, которая стала носить название Хутор Миронов(ка). Так, осенью 1924 года на месте ржаного поля уже стояло 12 землянок, в некоторых из них проживало по две семьи. Население выросло до 129 человек. А уже в 1926 до 241.

В 1926 году Мироновка стала центром с сельским советом, к которому принадлежали хутора – Мирное Поле (население 148 ч-к), Шефер (53), Евграфовка (106), Обновление (73), Губернск (60), хутор Подковырова (24 жителя), Александров (41), Леженко (7) и хутор Булгакова (6).

Несмотря на тяжелые годы, деревня готовилась к выборам 24 января 1926 года. На заседании советов было выдвинуто несколько кондидатов. Так, Вид Василий стал первым председателем, Карл Галстер его заместителем, а секретарем – Леонгард Бухмиллер.

В 1931 году по вдоль протоптанной дорожки выстроилось еще несколько землянок. Население выросло к 1935 году до 330 человек. К этому времени в деревне поселились семьи: Бехтольд, Бокк, Бутцбах, Валл, Вайзенбургер, Гарке, Едельберг, Эйснер, Дальке, Дерхо, Дель, Кемлер, Краузе, Миллер, Нейманн, Реймхе, Рейзвих, Рох, Педда, Петерс, Тебелиус, Фафенгут, Шауберт, Шефер, Шлегель, Шлихенмаер. Они стали коренными жителями Мироновки.

Жители села Мироновки, примерно 1940 год

В деревне была построена школа с тремя классными комнатами на 100 мест. Был построен молитвенный дом, заложен огромный сад в 800 кв. м. на площади, где выращивали различные сорта овощей и фруктов. Все выращеное перерабатывалось, хранилось в большом погребе на територии сада, огромная часть сдавалась государству. Но чем больше народ трудился, тем больше власть требовала сдачи продуктов и сырья. Повышались налоги. Жителям деревень становилось все тяжелее. Дети умирали от голода. За несдачу молока, яиц, шкуры, шерсти – шрафовали огромной суммой денег вплоть до конфискации имущества, не жалея детей, женщин, стариков. Угоняли на долгие годы в колонии трудовых лагерей.

За несдачу овечей шкуры 14.01.1935 был арестован Бухмиллер Иван К. 1892 г.р. и осужден сроком на 6 лет, а в 1938 году в Магадане расстрелян. Все имущество было конфисковано. Остались жена и шестеро ребятишек, которые были выкинуты на улицу. Жена заболела и умерла в 1938 году, дети Лиза, Иван, Лида и Оля умерли от голода. Двое дочерей – Мария и Эрна – выросли сиротами. Эрне было тогда два года, отца она не помнит. По сегодняшний день она собирает в архивах сведения об отце.

Вера в бога, хранение литературы религиозного содержания считалось преступлением. Библию читали тайком. Общение с родственниками за границей являлось предательством. От страха за детей люди сжигали фотографии и письма. Связь с родственниками, которые долгие годы помогали денежными средствами, была прервана. А ведь благодаря этой связи жители могли приобретать мельницы и другие аграрные машины. За несдачу в колхоз молотилок, сеялок, лошадей и других средств, от которых шли доходы, грозили сталинскими лагерями или расстрелом.

У сына Бухмиллер Карла Егоровича, Карла1920 г.р., обнаружили в кармане пшеницу, с него было снято пальто и взвешано. Пальто весило шесть килограммов – был осужден на 10 лет трудовых колоний. О нем по сегодняшний день ничего не известно.

Шлихенмаер Егор Яковлевич ремонтировал свой трактор, не мог завести. Трактор загорелся от замыкания искры. Он начал тушить землей, нагребая в фуражку, так как находился в поле и ничего под руками не оказалось. Ему удалось потушить пожар, но он был осужден «за вредительство». Семье о нем ничего неизвестно, кроме даты смерти.

Во время войны с 1942-1945 гг. из Евграфовского с/с. в трудармию были мобилизованны более 470 мужчин и женщин в возрасте от 15 до 50 лет. Многие не вернулисьиз-за тяжелых условий работы, недоедания, зверского отношения не только к мужчинам немецкого происхождения, но и к женщинам. Многие не раз совершали побег, за что были осуждены от 5 до 10 лет дальнейших трудовых колоний. Не выдерживали адского труда женщины – копать траншеи под водопровод, грузить кирпичи, уголь по 12 часов в день. Ежедневная норма на человека – напилить вручную 3 кубометра деревьев. За невыполнение нормы снижали норму хлеба. Кормили как называли «баландой» – водой, в которой плавало два кусочка картошки или только капуста, и хлеб по 500 или 600 гр. в день, который впоследствии воровали друг у друга.

Трудармия

Этого не могли выдержать женщины из Мироновки: Бухмиллер Марта Е., Вейзенбургер Фрида Ф., Дель Лидия К., Дерхо Екатерина Ф., Дерхо Лилия Ф., Шауберт Сара Ф., Шауберт Лиза Л., Шауберт Марта К., Кербер Мина Е., Литау Мария К., Шефер Маргарита А., Фафенгут Мария Ф. – они совершили побег. За что были осуждены на срок от 8 до 10 лет дальнейших трудовых колоний.

Фафенгут Мария Ф. (рожд. 1921 г., Дерхо, позже Лерх) не выносила оскорблений и унижений. Была женщиной прямой и честной, добивалась справедливости. Поздней осенью она сбежала из лагеря, скрывалась долгое время в погребе у родственников. Узнав о том, что милиции стало известно, где она прячется, ей пришлось скрыться в лесу. Из-за отсутствия теплой одежды, босая, в ужасный холод и с высокой температурой, ей пришлось выбраться из леса и скрыться у Шлихенмаер Марты. По следу на снегу ее нашли и арестовали. Это было 29 декабря 1944 г. Шесть месяцев она находилась в тюрьме, ей приходилось выслушивать постоянные унижения, ведь она была немкой. Спать ей приходилось все эти месяцы на бетонном полу, к которому ее длинные кудрявые косы за ночь примерзали. Но благодаря твердому характеру ее не смогли сломить. В далеких Иркутских лагерях ей пришлось отрабатывать присужденные долгие восемь лет. Там она встретила Лерх Готгольда Христьяновича, с ним она вернулась в деревню только после смерти Сталина. Реабилетирована она была 27 июня 1989 г., но это известие ее не застало, она умерла 14.09.1974 г. в возрасте 53 лет, оставив мужа, двух дочерей и трех сыновей.

Бухмиллер Иван Ленгардович,1927 г. рожд., (мой отец) был мобилизован в трудармию в 1942 г. 15-летним ребенком. За побег из трудармии, как несовершеннолетнему, ему присудили полгода. Позже из-за голода в лагерях он вместе с другом пытался своровать картошку, которую вырвали из земли. Ему присудилив 1947 г. десять лет. Через три месяца с него снимают эту судимость, о которой ему не сообщали или не хотели сообщать. В сталинских лагерях всегда требовались молодые рабочие руки. Он работал в лагерях от Перьми до Магадана. В условиях, в которых только чудом можно выжить. Он вернулся в сентябре 1953 года. А о том, что с него снята судимость, узнал только в 2008 году.

Возвращались из трудармии после войны, а кто-то мог вернуться лишь после смерти Сталина. Но и после его смерти все находились под комендатурой – выезд за пределы района был запрещен. Жизнь стала медленно налаживатся, но страх оставался у многих на долгие годы. За веру в Бога продолжали дальше преследовать, что послужило началом огромного выезда немецкого народа в Германию. С 1988 по 1996 выехало более 120 семей,около 480 жителей Мироновки. Это практически все немецкое население деревни. Сегодня они уже прижились на земле их предков, их разделяют 250 лет. Ровно 250 лет назад в 1763 году, по приглашению Екатерины II несколько тысяч немцев переселилось в Россию. Не зная, что их ожидает в России, переселенцы приживались на многих землях Украины. Они хотели сохранить и передавать от поколения к поколению нравы, обычаи, веру и родной немецкий язык. На земле своих предков многим удалось вновь найти своих родственников, потеряных во времена преследований. Растут дети, внуки, которым они рассказывают о деревне, которая была, несмотря ни на что, родной.

Рубрики: Новости регионов