2 июня жительнице Томска Екатерине Шмальц исполнилось 100 лет. Свой вековой юбилей Екатерина Карловна отметила в кругу многочисленных родных и друзей. С этой знаменательной датой ее также тепло поздравил и коллектив Томского областного Российско-немецкого Дома. Гостей Екатерина Карловна встретила с удовольствием и поделилась своими воспоминаниями о детстве, размышлениями о своей жизни.
2 июня жительнице Томска Екатерине Шмальц исполнилось 100 лет. Свой вековой юбилей Екатерина Карловна отметила в кругу многочисленных родных и друзей. С этой знаменательной датой ее также тепло поздравил и коллектив Томского областного Российско-немецкого дома. Гостей Екатерина Карловна встретила с удовольствием и поделилась своими воспоминаниями о детстве, размышлениями о своей жизни.
На долю Екатерины Карловны выпало немало испытаний.
Родилась Екатерина Карловна 02.06.1912 году (в свидетельстве о рождении дата рождения 02.06.1913 г.). Девичья фамилия Кайзер ( Keiser Katharina des Karl). Мать Екатерины Карловны умела от чахотки, а отца Ивана Тарапун забрали на войну (по словам прабабушки, возможно, это было в 1914 г., в Первую мировую).
Удочеренная бабушкой и дедушкой Екатерина Карловна переехала в Зельманский кантон Республики немцев Поволжья, где кроме нее было еще четверо детей (ее дяди и тети). Люди жили в основном тем, что выращивали пшеницу. Семью Екатерины Карловны содержал дед Карл, который был на тот момент единственным сапожником в районе. Заказывать обувь к нему приезжали даже из Саратова.
Голод 1920 г. заставил деда Екатерины Карловны и многих других жителей собрать свои семьи (18 подвод) и поехать в Германию. Ехали все лето, проезжали лес, где, по воспоминаниям Екатерины Карловны, стволы деревьев "неохватны тремя мужчинами", и осенью остановились в г. Житомир, в котором прожили 4 года.
«После смерти деда, бабушка забрала семью и вернулась в Зельманский кантон. Вся семья работала, дядя Петя был учителем, бабуля еще будучи ребенком в возрасте 12-13 лет прислуживала у богатых в доме – нянчилась с детьми хозяев, собирала урожай, делала заготовки на зиму, кормила скот», - рассказывает Екатерина Карловна. По рассказам, ее никогда хозяева не обижали, за все время работы она была сыто накормлена (вкус арбузов и фруктов помнит до сих пор), а на праздники, как и своим детям, дарили подарки.
Вспоминая о времени революции, Екатерина Карловна рассказывала, как все село рано утром выгнали из домов на улицы, люди были одеты в то, в чем спали, хозяев домов с их семьями вывезли в лес. После этого она никогда уже их не видела и ничего о них не слышала, для нее и других, кто работал у богатых, начался голод, работа в колхозе. Кто работал на полях, тех кормили. Закрывали церкви, запрещали молиться, но каким-то чудом у бабули сохранился молитвенник до сегодняшнего дня.
В 21 год Екатерина Карловна вышла замуж за Ивана Егоровича Шмальца из семьи плотников, с которым познакомилась на одном из праздников в районе. А в начале 1941 года, зимой, в результате несчастного случая на реке погибает ее муж.
Летом 1941 началась война и ссылка в Сибирь. В Сибирь приехали в октябре 1941 года. В те времена были жуткие морозы, женщина одна с детьми в возрасте 10 лет, 7 лет и 4 года по приезду в с. Уртам Кожевниковского района перенесли и холод и голод. Все ссыльные немцы были распределены на работу в колхоз уже на следующее утро после приезда.
Вся жизнь, с раннего детства в работе и бедноте. Только вспоминает, что во времена Хрущева жили хорошо и спокойно. Замуж так и не вышла больше, растила троих дочерей сама. На сегодня 7 внуков, 8 правнуков, 10 праправнуков. Несмотря, на свой возраст, помнит всех по именам. Год назад переехала проживать из Уртама в г. Томск к внучке.