10 декабря 2011 года, на следующий день после опубликования в Bundesgesetzblatt, Jahrgang 2011, Teil I, Nr. 62, вступил в силу Девятый закон об изменении Федерального закона о беженцах и изгнанных от 04.12.2011. Закон призван ликвидировать нежелательный разрыв семей поздних переселенцев путём создания правил трудного случая. Технически речь идёт о включении задним числом потомков и супруги позднего переселенца в решение о приёме основного заявителя.
10 декабря 2011 года, на следующий день после опубликования в Bundesgesetzblatt, Jahrgang 2011, Teil I, Nr. 62, вступил в силу Девятый закон об изменении Федерального закона о беженцах и изгнанных от 04.12.2011.
Важнейшее изменение внесено в параграф 27 Abs. 3 BVFG. Теперь он гласит (с некоторыми сокращениями) следующее: «отклоняясь от Abs. 1, оставшийся в стране проживания супруг или потомок позднего переселенца, может по Abs. 1 Satz 2 задним числом включаться в решение о приёме позднего переселенца, если отказ от включения можно считать трудным жизненным случаем позднего переселенца или его супруга или потомка, а также наличествуют прочие предпосылки. Трудный случай в смысле Satz 1 может быть обоснован только обстоятельствами, отягчающе влияющими на послепереселенческую семейную или личную ситуацию».
Закон призван ликвидировать нежелательный разрыв семей поздних переселенцев путём создания правил трудного случая. Технически речь идёт о включении задним числом потомков и супруги позднего переселенца в решение о приёме основного заявителя. Спустя годы уже немолодые поздние переселенцы получили возможность воссоединиться с оставшимися в стране происхождения детьми, внуками и даже правнуками, а также членами их семей. Заинтересованные лица могут ходатайствовать о включении оставшихся в стране происхождения членов семьи в собственное решение о приеме.
Предпосылки включения
- Право подачи заявления о включении в решение дано поздним переселенцам (Spätaussiedler). Это изгнанные немецкой национальности, переселившиеся в Германию после 31.12.1992. Изгнанные немецкой национальности, переселившиеся до указанного срока, имеют статус переселенцев (Aussiedler) или изгнанных (Vertriebene), а посему под действие закона не подпадают. Aussiedler и Vertriebene не смогут включить потомков задним число в свои бумаги о приёме в Германию.
- Право подачи заявления о включении имеет основной заявитель по § 4 BVFG. Потомок или супруг не имеют права самостоятельной подачи заявления от своего имени.
- Включаемые лица должны доказать знания простого немецкого языка уровня сертификата А1 (Zertifikat A1). Из этого правила возможны исключения, особенно по состоянию здоровья.
- Важнейшей предпосылкой включения является доказательство «трудного случая». Законодатель оставил открытым определение «трудного случая». Немецкий законодатель работает с различными степенями трудного случая. Закон знает понятие «особо отягощенной ситуации» (besondere Härte) и «необычно отягощённой ситуации» (aussergewöhnliche Härte). Простое отягощение (Härtefall) в смысле § 27 Abs. 3 BVFG можно считать минимальным понятием невысокой степени отягощённости. С другой стороны, «простого» включения не будет. Заявители должны убедительно доказать отягощённость своего случая и возникновение отягощения после переселения основного заявителя в Германию. Обычный, жизненный разрыв семьи при добровольной смене места жительства некоторыми членами семьи «трудным жизненным случаем» не считается.
- Обосновывающая часть закона содержит следующие примеры применения нового закона:
- Потомок позднего переселенца под влиянием ненемецкого супруга решает остаться в стране происхождения. Вся прочая семья переселяется в Германию. По прошествии лет потомок теряет работу, жильё, лишается супруга, болеет или попадает в иные трудные жизненные обстоятельства.
- Проживающие в Германии предки стареют, болеют, страдают от разлуки, нуждаются в поддержке остающегося в стране происхождения потомка. Страдания от разлуки должны превышать обычную хандру и достигать уровня депрессивного заболевания.
По моему мнению, «трудным случаем» следует считать невключение потомка в решение о приёме позднего переселенца из-за незнания правовой ситуации. Федеральное административное ведомство видело правовую наивность проживающих в Сибири и Казахстане российских немцев. Поздние переселенцы по понятным причинам не знают правил включения потомка в своё решение о приеме. Многие выехали в Германию, не завершив административную процедуру включения в переселение всех членов семьи. Федеральное административное ведомство как орган государственного управления не указало поздним переселенцам на их ошибку и не сочло нужным точно информировать заинтересованных лиц обо всех требованиях закона. Несколько лет назад ведомство изменило документацию, теперь все поздние переселенцы получают информацию о правилах включения потомков. Все 90-ые годы прошлого века ведомство не доводило до сведения заинтересованных лиц эту важную информацию.
Пример: В.Шмидт в 1997 году заявляет и в 2000 году получает решение о приеме. В 2001 году российский немец переселяется в Германию вместе со женой, везя с собой заявления о приёме троих взрослых, семейных детей. Через месяц после переселения В. Шмидт отправляет заявления о приёме детей в Федеральное административное ведомство. Ведомство не находит предпосылок присвоения младшим Шмидтам собственного статуса позднего переселенца и отклоняет заявления о приёме. Ведомство в своё время не информировало В. Шмидта о возможности включения взрослых детей с их семьями в решение о приеме отца по § 7 BVFG до момента переселения основного заявителя в Германию, чем разделило семью Шмидт. Ведомство могло указать семье Шмидт, что дети Владимира очевидно не выполняют предпосылок собственного переселенческого статуса по причине записи о ненемецкой национальности в советских паспортах. Здесь причиной разрыва семьи стали немецкие законы и ведомственная практика властей. Новый закон призван исправить это положение.
- разумеется, мыслимы прочие жизненные обстоятельства весьма разнообразной натуры, кои можно считать трудным жизненным случаем. Напрмер: Лишение без собственной провинности материальной базы для жизни после пожара, уничтожившего дом в деревне и всё имущество в Казастане. В результате посреди суровой казахстанской зимы потомкупозднего переселенца негде жить.
- Для применения нового закона предыдущие отказы в приёме в Германию, как правило, значения не имеют.
- закон не устанавливает какие-либо сроки или временные рамки подачи ходатайства о включении задним числом. Заинтересованные лица имеют достаточно времени для подготовки своего заявления.
- Закон создан для поздних переселенцев, которых немецкие ведомства и немецкие законы, не хотя того, разлучили со своими близкими. Те, кто зная правовую ситуацию, сознательно пошел на разрыв семьи, не сможет потом сслылаться на правила трудного случая.
Томас Пуэ