В Омской области состоялась презентация проекта, посвященного депортации российских немцев


В Доме культуры поселка Любинский состоялась презентация проекта Любинской МННКА «Хотелось бы всех поименно назвать», посвященного 70-й годовщине депортации российских немцев. В организации и подготовке проекта приняли участие Протопоповский, Казанский, Замелетеновский ЦНК, учителя МОУ «Любино-Малоросской СОШ» и члены клуба «Jugendwelle».


В Доме культуры поселка Любинский состоялась презентация проекта Любинской МННКА «Хотелось бы всех поименно назвать», посвященного 70-й годовщине депортации российских немцев. В организации и подготовке проекта приняли участие Протопоповский, Казанский, Замелетеновский ЦНК, учителя МОУ «Любино-Малоросской СОШ» и члены клуба «Jugendwelle».

В основе трагическая дата: День памяти и скорби, посвященный 70-й годовщине депортации российских немцев. На мероприятии присутствовало более 80 гостей и приглашенных.

В программу дня входили: выставка литературы по истории и этнографии российских немцев, экскурсия в импровизированную музейную комнату, спектакль «Хотелось бы всех поименно назвать» и поминальный обед.

Выставка книг вызвала живой интерес у гостей и приглашенных. У людей была возможность обратиться к материалам, опубликованным в Книгах Памяти по Усольлагу и Богословлагу, а так же в книге «Немцы в Прикамье. ХХ век». В них немцы находили фамилии своих родственников, что для многих явилось открытием. Очень хорошие впечатления остались и о журнале «Культура. Немцы Сибири», было выражено пожелание, чтобы этот журнал распространялся в поселениях, где проживают российские немцы и нет ЦНК.

В экспозиции были выставлены предметы мебели, посуда, одежда российских немцев. Что особенно важно, гости, делясь впечатлениями, рассказывали, что многое и до сегодняшнего дня бытует у немцев.

Самой важной частью стал спектакль, созданный на реальных фактах и событиях из жизни российских немцев, проживающих в Любинском районе. Сценарий спектакля был написан по материалам рукописной Книги памяти российских немцев, которую создали любино-малоросские краеведы, а также были использовались рассказы очевидцев из Протопоповки, Замелетеновки, Бабайловки и т.д.

Материалы «предстают» в следующих сценах спектакля. В период Великой Отечественной войны выселенных немцев с Поволжья, Кубани и т.д. подселяли к жителям сел, деревень. Так, в доме Паулины Бауэр из с. Привального проживало 3 семьи поволжских немцев. Каждой семье был отведен лишь угол, в котором им приходилось ютиться.

Трагичны судьбы не только немцев-переселенцев, но и судьбы немцев, которые в годы войны жили в Сибири, Казахстане. Об этом свидетельствует сцена «Дети Гензе». 3 девочки остаются одни, без родителей: мать умерла, отец находился в трудармии. Выживают они только благодаря своей соседке — Паулине Бауэр, которая ежедневно приносит им что-нибудь из еды, хотя на ее руках дети ее дочерей, находившихся в то время в трудармии. Эта старая женщина по праву заслуживает Орден Милосердия. Старшая из девочек пытается натопить избу сухой травой, делает из найденных мешков теплую одежду.

Судьба Натальи Шнайдер, оставшаяся без мужа с тремя детьми и матерью не менее трагична. Страх, что ее дети умрут с голоду подтолкнуло ее на воровство. Она украла немного пшеницы. За этим ее застает бригадир Шлейхер и жестоко наказывает. Ни слезы детей, ни мольбы матери не останавливают этого безжалостного человека. Так же относится он и к маленьким детям Гензе, которые пытались покормится колосками в поле. За сценой мы слышим плач, крики девочек. Бригадир кнутом пытался выгнать их с поля.

Наталье Шнайдер помогла вера во Всевышнего. И однажды ей на помощь приходит русская женщина. Она просит всего лишь сшить платье. Это было спасением. Наталия смогла заработать на еду своей семье.

В другой семье домой возвращается сын Яков, на которого родители уже давно получили похоронку. Успел он лишь поздороваться и попрощаться. Его срочно отправляют в трудармию. А в это время его невеста Каролина Бреттер находится в Омске на принудительных работах. В своем письме Якову она пишет, что она решилась сбежать к нему, в город Краснотуринск. Песня о Якове помогла ей справится с тяжелой дорогой туда.

Вот уже и закончилась война, а Богдан Дитте все еще ходит отмечаться в спецкомендатуру. «А зачем это?» - недоумевает его дочурка Валюша, сидя на лавочке.

Тоска по Родине, одолевавшая немцев-переселенцев сложилась в песню «Heimat».

И мы снова возвращаемся в сегодняшний день. Мы молодое поколение, чтим память о тех, благодаря которым мы живем в мире и согласии.

Сыновья большой страны,

Только вместе мы сильны,

Мы едины, мы с тобой едины!

Эхом прозвучит в горах,

И в полях, и в городах,

Мы едины, мы с тобой едины!

Именно этой композицией, где взрослые и дети стояли в одном большом кругу, завершился спектакль.

Краеведы, обнаружившие многочисленные документы и фото во время экспедиции, посвященной 70-й годовщине депортации российских немцев, возвращали присутствующих в прошлое. Прошлое – это судьба российских немцев в годы Великой Отечественной войны. Заканчивается спектакль двадцать шестым августа. Впрочем, всем, кто интересуется данной темой, может прочитать сценарий спектакля.

Хочется выразить огромную благодарность всем участникам проекта, а также лично Квитковой Марии Ивановне, учителю немецкого языка, организовавшей всех немцев Центрально-Любинского поселения для поездки на День памяти скорби.

Любинская МННКА,

Мария Онищук НМК „Jugendwelle“

Рубрики: 75-летняя годовщина депортации