В Ухте добровольцы провели субботник на «немецком» кладбище

Члены Ухтинского общества «FREIHEIT» и  Лютеранской общины, совместно с сотрудниками и студентами Ухтинского Государственного технического университета, провели субботник и воскресник по уборке территории «немецкого» кладбища. В облагораживании и уборке кладбища участвовали не только этнические немцы, но и те, у кого в родословном древе их нет. Просто люди узнали о субботнике и решили откликнуться. Совместными усилиями был собран мусор с могил и покрашены кладбищенские ограды.  


Члены Ухтинского общества «FREIHEIT» и Лютеранской общины, совместно с сотрудниками и студентами Ухтинского Государственного технического университета, провели субботник и воскресник по уборке территории «немецкого» кладбища. В облагораживании и уборке кладбища участвовали не только этнические немцы, но и те, у кого в родословном древе их нет. Просто люди узнали о субботнике и решили откликнуться. Совместными усилиями был собран мусор с могил и покрашены кладбищенские ограды.

Вместе со всеми добровольцами работала Елена Александровна Брот – немка по линии отца. Брот Александра Андреевича, ее папу, сослали в Ухту в 1946 году после того, как бывший солдат Красной Армии и вернулся на Родину после плена.

Так рассказывает сама Елена Александровна грустную историю своей семьи: «Папу призвали на фронт уже в самом начале войны. Правда, служил он при кухне: винтовку не доверяли – немец все-таки… Во время одного из наступлений гитлеровцев, лейтенант, в ведении которого находилась кухня, как рассказал отец, бросил своих солдат и ускакал куда-то на лошади, а они пошли в сторону своих, но попали в плен. Папа сначала находился в голландском концлагере, потом перевели в немецкий. Не раз отца хотели расстрелять: то хотел спасти евреев, то накормить хлебом других заключенных. Выжил он только лишь потому, что был сильным, был настоящим немцем, изо всех сил державшимся за жизнь. А еще в Ухте сидел в лагере мой дед. Его могилу мы до сих пор не можем разыскать…».

По словам Елены Александровны, сколько всего захоронений было на «немецком» кладбище сейчас сказать невозможно, так как в 1956 во время наводнения реки Чибью, кладбище попало в зону затопления и многие захоронения были уничтожены. Останки некоторых умерших родственники перезахоронили на соседнем кладбище, а участь остальных безымянных могил была предрешена, многие из них представляют собой просто холмики.

В этом году исполнилось 70 лет с того дня, как началась массовая депортация немцев Поволжья и других мест их компактного проживания. 28 августа на «немецком» кладбище прошел митинг, посвященный этой трагической дате. Членами общественной организации «FREIHEIT» установлен памятный знак немцам Советского Союза, оказавшимися жертвами массовых репрессий и нашедших здесь свое последнее пристанище, долгожданный покой.

Вольдемар Яговкин

Рубрики: Новости регионов