Восхождение на одно из семи чудес России — в память о жертвах депортации 1941 года


Заместитель председателя ухтинского общества российских немцев «FREIHEIT» Анатолий Корин (Гадек) и его группа совершили восхождение на одно из семи чудес России — плато Маньпупунер с его знаменитыми каменными «болванами». Это восхождение посвящается 70-летию депортации немцев Советского Союза. Оно проходило по маршруту русского геолога, немца по происхождению, исследователя нашего края, лауреата двух Демидовских премий 1849 г. и 1857г. – Гофмана Эрнста Карловича.

Заместитель председателя ухтинского общества российских немцев «FREIHEIT» Анатолий Корин (Гадек) и его группа совершили восхождение на одно из семи чудес России — плато Маньпупунер с его знаменитыми каменными «болванами». Это восхождение посвящается 70-летию депортации немцев Советского Союза. Оно проходило по маршруту русского геолога, немца по происхождению, исследователя нашего края, лауреата двух Демидовских премий 1849 г. и 1857г. – Гофмана Эрнста Карловича.

Это интересно

В Троицко-Печорском районе, у самых истоков Печоры, на плато Маньпу­пунер расположились семь величественных каменных столбов высотой от 30 до 42 метров. Около 200 миллионов лет назад на их месте были высокие горы, которые дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали. Твердые серицитокварцитовые слан­цы, из которых сложены останцы, сохранились до наших дней, а мягкие по­роды исчезли. Эти столбы считаются одним из семи чудес России.

Анатолий — уже опытный турист Общества «FREIHEIT»: с 1987 года за его плечами пешие, водные и лыжные похо­ды. В августе 2009-го на моторке с двумя членами Общества он поднялся по реке Илыч от Усть-Илыча до Большой Ляги (по-коми Ыджыд Ляга), а затем прошел пешком 40 километров.

Весенняя экспедиция-2011, прошла по другому маршруту. Автопробег протяженностью при­мерно 300 километров проходил по маршруту Ухта — Войвож — Троицко-Печорск — Усть-Илыч — Палью — Приуральск — Еремеево и занял около семи часов.

Вторую половину пути при­шлось двигаться по зимнику, который, впрочем, оказался в довольно приличном состоянии. В деревне Еремеево туристы оставили свой джип и пересели на отечественные снегоходы «Бу­ран», с владельцами которых — местными жителями — они за­ранее созванивались. Ввиду изно­шенности старой техники участ­никам экспедиции пришлось ехать дальше в прицепных санях, рулили же еремеевцы. Так ко­манда по Сибиряковскому тракту добралась до кордона Усть-Ляга, отметилась там, передохнула и снова двинулась в путь, достиг­нув своей цели вечером того же дня. Снегоходный отрезок трассы составил таким образом приблизительно 140 километров.

Погода побаловала экспедиционеров: яркое солнце позволило не только свободно прогуливаться по безлесному каменистому плато, любуясь древними величествен­ными истуканами, созданными ее величеством Природой, но и сделать весьма недурные фото­кадры. На плато оставили капсулу Общества «FREIHEIT» для будущих поколений.

Переночевали довольно комфортно: в новом деревянном домике под крышей из металли­ческого профиля. «Его построили для посетителей Маньпупунёра в прошлом году по заказу адми­нистрации Печоро-Илычского заповедника. Там даже газовый баллон есть, чтобы туристы не ру­били окрестный лес на дрова», — пояснил Анатолий.

Ночью погода испортилась: задул сильный ветер, которо­му на пустынном плато ничто не препятствовало. Утром пу­тешественники поднялись на небольшую «лысую» возвышен­ность Бубен, что километрах в четырех от каменных останцов. «Согласно легенде, давным-давно именно здесь мансийский шаман обронил свой бубен», отсюда и название. С этой высоты даже в плохую погоду очень хорошо видны верховья реки Печоры. Хотели сходить и туда, но из-за метели не рискнули и тронулись в обратный путь», — рассказыва­ет начальник экспедиции.

От Большой Ляги до кордона (23 км) группа прошла на лыжах. Потом — снова снегоходы, кото­рые довезли гостей Северного Урала до Еремеево, где их уже ждала «Тойота». Таким образом, путешествие на Маныгупунер, протяженностью около 900 км (в обе стороны), в общей слож­ности заняло шесть дней.

«Меня удивило почти полное отсутствие снега на плато, — де­лится впечатлениями Анатолий. — Мы гуляли по нему пешком, в самом низу — пружинящий шаги мох, сверху — тонкий слой наста. Немного скользко, но благодаря шипованной обуви никаких про­блем у нас не возникло. А вот на лыжах, наверное, было бы гораздо опаснее: или сосколь­знешь куда-нибудь, или лыжу по­теряешь, ее ветром унесет и тогда ищи-свищи...» — считает Корин.

Местное население, по его словам, испокон веков жило здесь охотой. Туристы познако­мились с промыс­ловиком, который рассказал, что ежегодно ставит по 1 200 капканов на пушного зверя. И в этому году собрал неплохой «урожай» соболей и куниц. Но с тех пор, как Маньпу­пунер стал одним из чудес России, у жителей Ере­меево появился и другой вид заработка: сопровождение на снегоходах людей, желающих лицезреть своими глазами зна­менитых «болванов».

«Их такса — 2 000 рублей в день плюс бензин АИ-80, а мы еще делились с ними своими продуктами. Летом же деревен­ские подрабатывают тем, что поднимают туристов вверх по реке на своих моторках. Кроме того, нужно иметь в виду, что само посещение заповедника тоже платное: 1 500 рублей с человека. И перед тем, как отпра­виться туда, нужно обязательно созвониться с директором Алек­сеем Борисовичем Якушевым и владельцами снегоходов, чтобы они вас уже ждали. А мои лич­ные расходы на это путешествие составили 10 000 рублей», — от­кровенничает Анатолий.

Но, несмотря ни на какие ма­териальные затраты, он убежден, что каждый человек хотя бы раз в жизни должен посетить эти красивейшие места. И неважно, в какое время года: и зимой, и летом у «уральского круиза» есть свои преимущества и не­достатки.

«Если передвигаться по снегу, сухопутный маршрут займет не­много меньше времени, но рюк­заки будут потяжелее: придется нести запасную теплую одежду. К тому же при поездке на снегохо­дах поневоле дышишь не свежим горным воздухом, а выхлопными газами. Летом можно доби­раться на плато по воде, правда, только частич­но, километров 40 в одну сто­рону все равно придется идти пешком по таеж­ной низменно­сти. А там кома­ры и мошкара... В общем, каж­дый пусть выбирает тот способ, который ему больше нравится», — говорит опытный турист.

В его ближайших планах туристов Общества «FREIHEIT»— возвращение на Северный Урал, восхождение на гору Койп (коми название — Барабан Из), откуда открывается великолепный вид на реку Печору. А также путе­шествие по Горному Алтаю, чьи неповторимые красоты также не оставляют равнодушным нашего героя. Что ж, попутного ветра и доброго пути!

Фото 1 – Наши у каменных «болванов»

Рубрики: 75-летняя годовщина депортации