Германия и Россия предлагают российским немцам широкий спектр возможностей для изучения немецкого

16-17 марта в РНДМ состоялась презентация концепции совершенствования языковой работы в рамках этнокультурной деятельности самоорганизации российских немцев. В концепции необходимо уточнить еще ряд моментов, таких как роль мультипликаторов, особенности мониторинга и потребность в сертификации. Однако уже сейчас ясно, что концепция является документом, в котором впервые отражены все возможности, предоставляемые российским немцам для изучения немецкого языка.

16-17 марта в Российско-немецком доме в Москве состоялась презентация концепции совершенствования языковой работы в рамках этнокультурной деятельности самоорганизации российских немцев. В концепции необходимо уточнить еще ряд моментов, таких как роль мультипликаторов, особенности мониторинга и потребность в сертификации. Однако уже сейчас ясно, что концепция является документом, в котором впервые отражены все возможности, предоставляемые российским немцам для изучения немецкого языка.

Представляем кратко эти возможности.

Образовательные государственные учреждения

Общественные организации российских немцев

Ребенок по инициативе родителей может изучать немецкий язык (или диалект) в семье. В этом случае он действительно станет родным. Впрочем, по ряду причин этот идеальный вариант не актуален для большинства семей российских немцев, поэтому и необходимы другие способы изучения языка.

В системе дошкольного образования имеется возможность создания групп изучения иностранного языка. Введение немецкого языка как предмета обеспечивает интерес родителей к дальнейшему изучению немецкого в школе и дает базовые знания языка.

При многих центрах встреч действуют воскресные школы. Их участники – дети от 3 до 16 лет – занимаются в разных возрастных группах. Как правило, занятия проводятся один раз в неделю (воскресенье). Учебный план включает в себя набор предметов языкового и творческого характера. В преподавании немецкого языка используются игровые и коммуникативные методики.

1) Принятый в 2004 году Федеральный компонент государственного образовательного стандарта предполагает выделение определенного количества часов на изучение иностранного языка. В профильных школах (школах с углубленным изучением немецкого языка, лингвистических гимназиях и лицеях, гимназических классах) количество часов, выделяемых на немецкий, выше, чем в обычной школе. Кроме основного предмета «немецкий язык» в учебном плане таких школ стоят дополнительные курсы, например, страноведение.

2) Согласно принятому в 2009 году приказу о введении стандарта второго поколения для начальной школы, иностранный язык вводится (со 2-го по 4 класс) в объеме 2 часа в неделю на всей территории Российской Федерации.

3) 17 декабря 2010 г. Министерством образования и науки был подписан приказ о введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5–9 классы). В этом документе в состав учебных предметов в основной школе включен первый иностранный язык и второй иностранный язык.

4) По Конституции РФ, в школе, прежде всего в начальной, можно изучать немецкий язык как родной. Объективно большая часть немецкого населения России не владеет немецким на уровне, позволявшем вводить в учебную программу немецкий язык как родной. Нет и педагогических кадров для осуществления этой задачи.

1) Дети школьного возраста могут продолжать / начинать изучать немецкий язык в воскресной школе или языковых кружках.

2) Кроме того, есть возможность провести от нескольких дней до нескольких недель в языковых этнокультурных детских лагерях или площадках для российских немцев. Лагеря регионального, межрегионального и федерального значения проводятся с 1996 года и являются одним из мотивационных механизмов для привлечения в центры встреч подростков и молодежи и популяризации немецкого языка. Языковые лагеря являются также поощрением для подростков и молодежи, которые активно участвуют в работе центра встреч и молодежного клуба или являются победителями этнокультурных и языковых конкурсов в регионе.

3) Дополнительной возможностью для изучения немецкого языка являются школьные и молодежные обмены, участие в партнерских программах центров встреч российских немцев и региональных групп Землячества немцев из России.

Немецкий язык можно продолжать изучать как иностранный в вузах. Можно выбрать профильные, например, лингвистические вузы.

С 2010 года осуществляется целевой прием российских немцев в вузы страны на бюджетной основе. В будущем число университетов, в которые осуществляется набор российских немцев целевым образом, будет расти. Такие вузы планируется объединить в консорциум вузов. Специально для консорциума разработана комплексная программа этнокультурного образования российских немцев.

Сохраняются возможности посещения языковых молодежных курсов и кружков (на местах), этнокультурных молодежных лагерей и семинаров для молодых российских немцев регионального, межрегионального и федерального значения.

Желающие могут проходить практику в общественных организациях российских немцев и участвовать в проектной работе в пользу российских немцев.

Дополнительное образование.

Курсы немецкого языка являются стержнем языковой работы в центрах встреч российских немцев на протяжении многих лет. Курсы обеспечивают возможность безвозмездного получения знаний немецкого языка до уровня А2 общеевропей­ских компетенций владения иностранным языком. Курсы проводятся на основе учебника «Hallo Nachbarn! Neu», специально разработанного для российских немцев. Помимо курсов немецкого языка и этнокультурных кружков, есть курсы немецкого языка при Гёте-институте (выделяются и стипендии для занятий), курсы повышения квалификации для активистов центров встреч, так называемые семейные встречи – проекты, которые предполагают совместную деятельность всех членов семьи по освоению языка, истории культуры народа. Кроме семейных встреч, есть встречи поколений – проекты для молодого и старшего поколений российских немцев. Хорошей возможностью для изучения немецкого языка традиционно является чтение на языке, в том числе и СМИ российских немцев.

Рубрики: Языковая работа