24 сентября в артгалерее «Древо» в Москве, на Малой Никитской, 16, открывается персональная выставка Роберта Хеттиха «Мгновения». Роберт Хеттих – российский немец, родившийся в Таджикистане и живущий с 1988 года в Германии. Он естественно соединил в себе три культуры – родную по крови – немецкую, завещанные «гением места» восточный темперамент и мягкую таджикскую интеллектуальность, а также русскую открытость, распахнутость души – художнику довелось учиться в русской школе и служить в армии на севере России – на Валдае под Новгородом. Выставка продлится до 19 октября.
24 сентября в артгалерее «Древо» в Москве, на Малой Никитской, 16, открывается персональная выставка Роберта Хеттиха «Мгновения». Роберт Хеттих – российский немец, родившийся в Таджикистане и живущий с 1988 года в Германии.
Он естественно соединил в себе три культуры – родную по крови - немецкую (первые молитвы, которыми мальчика учила бабушка-протестантка, он запомнил на немецком языке), завещанные «гением места» - восточный темперамент и мягкую (персидского образца) таджикскую интеллектуальность (более двадцати лет он прожил в Средней Азии, закончив музыкальную школу и художественно-графический факультет педагогического института в Ленинабаде) и русскую открытость, распахнутость души — довелось учиться в русской школе и служить в армии на севере России — на Валдае под Новгородом.
Отдавший рисованию и музыке все свободное время со школьных лет, Роберт и не пытался выбрать между ними. Он постарался соединить музыку и живопись в своих картинах( писать которые начал уже на немецкой земле — после окончания в 1997 году Института искусства в Ганновере) , подобно тому как его любимые художники — немецкие экспрессионисты Огюст и Франц Марк, создавая почти сто лет назад вместе с русским художником-философом Василием Кандинским творческое объединение «Синий всадник», стремились «разрушить преграды между различными видами искусств».
И сегодня полотна Роберта Xеттиха радуют откровенно музыкальными, ритмичными чередованиями цветовых пятен на плоскости холста. Особое предпочтение художник неизменно оказывает динамичным, окрашенным праздничным настроением сюжетам: "Открытие" (2009), "К премъере" (2009), "Презентация" (2010), "Танго" (2008), "Фестиваль" (2008), "Праздник лета" (2006).
Подобно Францу Марку, автору знаменитых работ «Мечтающие лошади» (1913), «Лошади в пейзаже» (1910), «Пасущиеся лошади» (1910), «Красная и синяя лошади» (1912), Роберт Xеттих нередко изображает этих благородных животных на фоне пейзажа: "Огненный" (2003), "Зимнее поло" (2009) "Го он!" (GO on!) (2010), "Хоокинг" (Hooking) (2010), "Быстро" (2010).
В изысканных плавных линиях художник акцентирует гармоничное начало. Прекрасные животные словно растворены в окружающем их пейзаже благодаря насыщенным цветам и упрощенным ритмизированным формам, а зритель начинает ощущать зашифрованный в волнообразной линии — гибком контуре лошадиных тел — органический ритм, который буквально пульсирует в этих совершенных существах.
Размышляя об истории искусства, Рорберт выделил особо для себя еще одного художника – французского импрессиониста Огюста Ренуара. В полотнах Роберта нередко замечаешь осторожное использование знаменитого «ренуаровского колорита» — светоносного и лучезарного, с бесконечным богатством нюансов и оттенков, розоватого, голубоватого и бледно-зеленоватого. Великий художник подарил талантливому немецкому живописцу еще один интересный прием: подобно Ренуару, Роберт не боится фрагментации –« срезает рамой» художественное пространство картины. Немецкий художник органично использует многие находки импрессионистов — широкие, ломаные мазки создают слегка расплывчатые формы, живопись, согласно знаменитому совету Ренуара, сознательно освобождается от чересчур сложных сюжетов и модной литературности.
Живопись Роберта Xеттиха подкупает и столь ценимой Ренуаром пленительностью плавных линий женского тела, тщательной продуманностью композиции, поразительно нежными оттенками цвета.
Роберта, как и Ренуара, интересует обычная жизнь с ее простыми радостями. Он предпочитает писать людей, которые встречаются, танцуют и веселятся. Любая случайная или подготовленная заранее Встреча современников, трактуется художником как плодотворное сотворчество в рамках ограниченного отрезка времени разных эмоциональных и духовных сущностей, изначально стремящихся, согласно евангельской заповеди, «Возлюбить ближнего». Таковы картины "Посещение" (2008), "Совместно" (2006), "Застолье" (2008), "Беседа" (2008). Христианское начало в живописи Роберта утверждается праздничным колоритом, энергичной светоносностью и радостной активностью предпочитаемых им цветов.
В отдельных полотнах немецкого художника заметна насыщенная цветовая символика, разработанная в свое время Францом Марком. Красный воспринимается как синоним грубой и тяжелой материальности, желтый — как образ женственности, мягкости, синий — как воплощение мужского начала, духовности и силы. Всматриваясь в полотна Роберта Xеттиха, вспоминаешь шутливый завет Огюста Ренуара: «Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, — да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами».
Биография
1984 - 1988 окончил Педагогический институт, художественно-графический факультет, г. Ленинабад.
1992 - 1997 окончил Институт искусства и дизайна, факультет графики и дизайна в Ганновере (Германия).
С 2001 - свободный художник.
2004 - открыл школу живописи.
2005 - основал общество "Искусство народов".
2005 - Награжден правительством Германии за большой вклад в развитие общества и культуры.
2007 - участие на международном симпозиуме искусств, Астана, Казахстан
2008 - участие в международном фестивале искусств «Мастер Класс», Санкт- Петербург, Россия
2008 - участие на Биеннале Международного искусства к Олимпиаде 2008 в Пекине, Китай, а так же участие во многих интернациональных симпозиумах Германии, Италии, Франции
2010 - основал общество "Союз художников Ворпсведе" в знаменитом селе художников "Worpswede"