Пастырское слово


ко 2-му воскресенью после Торжества Пресвятой Троицы Geistliches Wort zum 2. Sonntag nach dem Hochfest der heiligen Dreieinigkeit

Пастырское слово

ко 2-му воскресенью

после Торжества Пресвятой Троицы

Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1 Ин.3,13-18)

1. Христианская вера полностью опирается на возвещенное Слово. Речь в приведенном выше отрывке, по сути своей, идет о том, что, несмотря на такой источник веры, она не должна стать пустословным, декларативным христианством, Без трудов милосердия и любви наша вера оказывается для окружающих, а в конечном счете – и для нас самих – фиктивной, неправдоподобной, не достоверной. Иоанн говорит нам, что заключенная в нашем исповедании истина подвергается испытанию каритативного христианского делания. и мы должны полагать души свои за братьев (3,16). Дословно: Мы должны полагать…. Это не только увещевание и не просто создание некоего образца самоотвержения. Что означает «полагать души свои за братьев»? На ум многим сразу приходит пограничная ситуация такого самоотвержения – спасение неизвестного утопающего с риском для собственной жизни. Но настоящие испытания намного более незаметны и невзрачны – и выдержать их значительно сложнее. В тексте говорится о помощи нуждающимся братьям (17) Это не обязательно должен быть чужак, постучавшийся в нашу дверь. В нашем мире самые «дальние» люди зачастую становятся нам ближними. Своей акцией «хлеб миру» Церковь пытается обозначить эту широчайшую перспективу исполнения долга христианской любви. При этом от каждого из нас в отдельности никто не ожидает таких деяний, которые всерьез можно было бы определить как «жертву». Да и само слово это используется зачастую слишком произвольно. Так называемое каритативное делание или дела милосердия со всеми своими атрибутами необходимы потому, что взор отдельной личности никогда не охватывает всех телесно и душевно страждущих.Но твой и мой долг христианской любви не исчерпывается пожертвованием или иным деятельным участием в делах милосердия. Прежде всего, любовь остается делом личного служения одного человека другому. К упражнению в каритативном делании относится прежде всего недремлющее око, воспринимающее нужду и одиночество ближнего, причем даже в том случае, когда последний стыдливо скрывает свою беду. Пройти мысленно мимо нуждающегося – признак отсутствия любви. Слепым в отношении нужды ближних в подобной ситуации нас делает принудительная занятость собственным преуспеянием и благополучием и мысли, сконцентрированные на нашем собственном «я», помещенном в центр мироздания.

2. Возникает вопрос – по какому праву от нас требуется зрячее, недремлющее око, воспринимающее нужды других людей? У нас нет изобилия «благ мира». У нас есть четко очерченный круг обязанностей и заповедь любви по отношению к семье, друзьям, соседям, коллегам по работе. Charity begins at home, любовь начинается дома – эта пословица служит совершенно необходимым напоминанием и предостережением от той всеохватного рвения и лихорадочной благотворительности, тщательно избегающих конкретных и непосредственных проявлений любви. Кстати, никому не дать больше того, что он имеет. – Мы вместе со всеми нашими рассуждениями о «долге» любить ближнего весьма отдалились от того, что, собственно, говорит Иоанн. Любовь познали мы в том, что Христос положил за нас душу Свою. И так как мы познали эту любовь Христа, то мы перешли из смерти в жизнь. Речь здесь идет о даре – настолько превосходящем все наши человеческие представления, что жизнь для нас приобретает совершенно новые черты. Принимая такие дары, всем сердцем доверяя Слову, несущему нам радость и спасения, мы совершенно освобождаемся от страхов и забот по поводу самих себя и в этом и состоит тайна умения любить. Когда доверяешь любви Божией, как она того заслуживает, то неизбежно начинаешь любить сам, и вот тогда-то из преодоления эгоизма и исполнения тяжкого долга христианской любви вырастает новый моральный императив. Испытания любви на прочность являются, в конечном счете, испытаниями на прочность нашей веры. Так станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Есть вера, заключенная в слове. Сегодняшний отрывок побуждает нас осознать, что словами о вере мы не оправдаемся – ни перед Богом, ни перед людьми. И в этом тоже проявляется любовь Божия, что Бог снова обращается к нашей совести. Это ли не повод для благодарности?

Geistliches Wort zum 2. Sonntag

nach dem Hochfest der heiligen Dreieinigkeit

Wundert euch nicht, meine Brüder,

wenn die Welt euch hasst. Wir wissen, dass wir aus dem Tod in das Leben hinübergegangen sind, weil wir die Brüder lieben. Wer nicht liebt, bleibt im Tod. Jeder, der seinen Bruder hasst, ist ein Mörder und ihr wisst: Kein Mörder hat ewiges Leben, das in ihm bleibt. Daran haben wir die Liebe erkannt, dass Er sein Leben für uns hingegeben hat. So müssen auch wir für die Brüder das Leben hingeben. Wenn jemand Vermögen hat und sein Herz vor dem Bruder verschließt, den er in Not sieht, wie kann die Gottesliebe in ihm bleiben? Meine Kinder, wir wollen nicht mit Wort und Zunge lieben, sondern in Tat und Wahrheit. (1.Joh.3,13-18)

1. Der christliche Glaube gründet sich allerdings ganz und gar auf das ihm zugesprochene Wort. Daß daraus aber nicht ein Christentum der bloßen Worte folgen darf, darum geht es in diesem Text. Ohne die Tat der Liebe ist christli­cher Glaube für die anderen, die nach seiner Wirklichkeit fragen, am Ende auch für uns selbst nicht glaubhaft. Johannes prägt uns ein, daß die im christlichen Glaubensbekenntnis bezeugte Wahrheit der Wahrheitsprobe der dienenden Liebe unterworfen ist. Wir sollen auch (wie Christus) das Leben für die Brüder lassen (3,16b). Wörtlich: wir sind diese Hingabe schuldig. Hier wird nicht nur er­mahnt, hier wird nicht nur ein wünschbares Ideal von Selbstlosigkeit aufgerich­tet. Was heißt „das Leben für die Brüder lassen"? — Der Grenzfall des Lebens­einsatzes, etwa die Rettung eines unbekannten Ertrinkenden mit eigener Todes­gefahr, wird jedem einleuchten. Aber die wirklichen Proben sind viel unschein­barer — und viel schwerer zu bestehen. Im Text ist die Rede von der Hilfe für den bedürftigen Bruder (17). Das muß nicht der Fremde sein, der an unserer Tür anklopft. In unserer Welt werden auch die Fernsten zu Nächsten. Die Kir­che sucht mit ihrer Aktion „Brot für die Welt" für diese weiteste Perspektive der christlichen Liebespflicht ein Zeichen zu geben. Hier ist von uns einzelnen nicht das verlangt, was im Ernst ein Opfer heißen könnte. Mit dem Worte Opfer wird viel zu freigebig umgegangen. Die sogenannten Liebeswerke mitsamt dem zu­gehörigen Apparat sind notwendig, weil der Blickbereich des einzelnen niemals alle leiblich und seelisch Darbenden erreicht. Aber meine und deine Liebespflicht ist durch Spenden und tätige Mithilfe an diesen Liebeswerken nicht ab­solviert. Zuletzt bleibt Liebe doch der persönliche Dienst von Mensch zu Mensch. Zur Übung der Liebe gehört vor allem das wache Auge, die Not, die Einsamkeit, das Bedürfen des Mitmenschen zu sehen (17), auch den Bru­der zu „sehen", der seine Not schamhaft verbirgt. Es ist Lieblosigkeit, „in Ge­danken" vorüberzugehen an fremder Not. Es sind die zwangshaft mit dem eige­nen Geschick und Wohl beschäftigten, auf das Mittelpunkt-Ich fixierten Ge­danken, die uns für die Situation des anderen blind machen.

2. Die Frage muß kommen: Mit welchem Recht wird von uns verlangt, dies wache Auge der Liebe für fremde Not zu haben? Wir haben „der Welt Güter" nicht im Überfluß. Wir haben den klar umschriebenen Pflichten- und Liebes­auftrag an unserer Familie, an Freunden und Nachbarn, in unserem Berufs­kreise. Charity begins at home, die Liebe fängt zu Hause an, das Sprichwort ist eine nötige Erinnerung gegenüber jenem ins Weite schweifenden Wohltätigkeits- und Fürsorge-Eifer, der sich von den unmittelbarsten Erweisen der Liebe dispensiert. Im übrigen, niemand kann mehr geben als er hat. — Aber mit allem Reden von der „Pflicht" zur Liebe reden wir an der Meinung des Johan­nes vorbei. Daran haben wir die Liebe erkannt, daß Christus das Leben für uns gelassen hat. Weil wir das erkannt und erfahren haben, sind wir vom Tode ins Leben gekommen. Hier ist die Rede von einem Beschenktsein, so reich, so über alles menschliche Vermögen hinaus, daß das Leben „für uns" da­durch ein neues Gesicht bekommen hat. Sich so beschenken lassen, dem Wort des Heils und der Freude so von ganzem Herzen vertrauen, daß wir frei werden von der ängstlichen Sorge um uns selbst — das ist das Geheimnis des Lieben-Könnens. Wenn einer der Liebe Gottes den Glauben schenkt, den sie verdient, dann „muß" er selbst ein Liebender werden, dann wird aus der mühsam gelei­steten Pflicht ein inneres Müssen. Die Proben der Liebe sind am Ende die Pro­ben unseres Glaubens. Laßt uns nicht mit Worten lieben, sondern mit der Tat und Wahrheit. Es gibt auch einen Glauben, der in Worten steht. Daß wir mit diesem Wort-Glauben vor Gott und Menschen nicht bestehen könnten, das gibt dieser Text uns heute nochmals zu bedenken. Auch das ist Gottes Liebe, daß er uns so ins Gewissen redet. Wer will es Gott danken?

Рубрики: Das Wort zum Sonntag