«МСНК не будет тянуть одеяло на себя»


  Начинается пилотный проект № 3 - передача ответственности по координации и организации  проектной деятельности сети центров встреч Западной Сибири, Южного Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока от Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ) органам самоорганизации российских немцев. О том, как это будет происходить, о результатах заседания МКС Западной Сибири, прошедшего в Барнауле, в интервью с Генрихом Мартенсом, председателем Международного союза немецкой культуры и президента Федеральной национально-культурной автономии российских немцев.

«МСНК не будет тянуть одеяло на себя»
Начинается пилотный проект № 3 - передача ответственности по координации и организации проектной деятельности сети центров встреч Западной Сибири, Южного Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока от Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ) органам самоорганизации российских немцев. О том, как это будет происходить, о результатах заседания МКС Западной Сибири, прошедшего в Барнауле, в интервью с Генрихом Мартенсом, председателем Международного союза немецкой культуры и президента Федеральной национально-культурной автономии российских немцев.
Как Вы оцениваете результаты заседания МКС центров встреч Западной Сибири?
Я очень высоко оцениваю результат заседания Межрегионального координационного совета центров встреч и российско-немецких домов Западной Сибири. Присутствовали все 5 регионов, представительные делегаты от которых были избраны на легитимных заседаниях соответствующих структур. Например, в Томской области на заседании Региональной национально-культурной автономии, в Кемеровской области делегатов избирал Координационный совет центров встреч области. Обращаю внимание, что каждая делегация рассказала, как проходили выборы и кто в них участвовал, были представлены все делегаты. В результате сам МКС признал правовую основу для своей деятельности. Со своей стороны, ФНКА и МСНК признают легитимность состоявшегося заседания. Будем говорить откровенно: заседание превзошло наши ожидания. Мы думали, что будут более серьезные трения, столкновение интересов. Однако все прошло слаженно.
Действительно, опасения были. Почему тогда, по Вашему мнению, все прошло так слаженно?
Во-первых, нет основы для конфликта. Часть лидеров в Сибири боялась «прихода» МСНК, полагая, что МСНК начнет тянуть одеяло на себя. Наша идеология была озвучена и понята участниками заседания МКС Западной Сибири: мы не вмешиваемся в компетенцию МКС – отбор проектов, общественные инициативы на межрегиональном уровне. Все это – полностью в компетенции Совета. Мы «пришли» в Сибирь, чтобы помочь в организации деятельности, в выстраивании структуры самоорганизации российских немцев, а не для того чтобы управлять, указывать и требовать. Второе, те разногласия, которые были, носили характер межличностных отношений. Некоторые лидеры должны сначала научиться работать в коллективе, зарекомендовать себя и, может быть, со временем они займут более высокое положение в структуре органов самоорганизации российских немцев. Кроме того, мы понимаем, что эти межличностные противоречия какое-то время подпитывались противоречиями в ФНКА.
Наконец, надо не забывать, что во второй половине прошлого года и в первой половине этого года руководство МСНК и ФНКА сделало огромное количество встреч в регионах Западной Сибири. Мы встречались с активом, информировали людей о нашей политике, мы были открыты для любых вопросов. Люди начали понимать, что есть белое, а что есть черное. Мы идем в Сибирь, опираясь на уже состоявшиеся контакты и поддержку администраций всех регионов Западной Сибири. У меня лично состоялись беседы на уровне губернаторов или вице-губернаторов всех пяти субъектов федерации Западной Сибири. С Алтайским краем мы уже подписали соглашение о сотрудничестве между Администрацией края и ФНКА / МСНК. Кемеровская область готова подписать подобное соглашение. Мы исходим из того, что в ближайшее время мы подпишем соглашение и с Томской областью.
Поездки, общение с администрацией, общение с людьми и наша открытая политика приводят к тому, что люди понимают: МСНК действует в их интересах.
В руководстве МКС Западной Сибири произошли некоторые изменения. Как Вы их оцениваете?
Мы рады тем кадровым решениям, которые принял МКС Западной Сибири. Во главе МКС стоят два человека, у которых большой опыт и в общественной, и в государственной деятельности. Поскольку мы исходим из того, что гражданское общество российских немцев должно действовать в сотрудничестве с государством, то на сегодняшний день нам нужны именно такие люди, которые могут конструктивно сотрудничать с государством на местах. Тот выбор, который сделал МКС Западной Сибири, меня очень порадовал: и Георгий Петрович Классен, и Александр Мартынович Адам – именно те люди, которые нужны на сегодняшний момент. Со временем ситуация может измениться, никто не запрещает Межрегиональному координационному совету Западной Сибири избрать еще одного заместителя.
Начинается пилотный проект № 3, то есть передача компетенции от GTZ органам самоорганизации в Западной Сибири. Каким образом будет происходить переход?
Как известно, Федеральное министерство внутренних дел объявило, что в течение определенного времени координация проектной деятельности должна быть передана органам самоорганизации. В настоящее время мы находимся в дружеском диалоге с коллегами из GTZ по передаче ответственности. Этапы этой передачи зафиксированы в дорожной карте. Эта дорожная карта включает в себя, прежде всего, огромный блок по Сибири, начиная от Южного Урала и до Владивостока. Следующие пункты дорожной карты включают дальнейшую реорганизацию «Общества развития Волга» в Поволжье, языковую работу, Образовательно-информационный центр (BiZ) и передачу ответственности по проектной деятельности в пользу российских немцев органам самоорганизации в Северозападном регионе РФ. В принципе, по всем пунктам, кроме Сибири, у нас есть общее понимание. 19 февраля в Берлине, в бюро GTZ мы провели переговоры, которые выявили, что есть стремление к компромиссам с обеих сторон и очень ясно декларируемое стремление к кооперации. В Берлине мы достигли определенных компромиссных вариантов. Более двух недель мы находились в процессе детализации. В Барнауле и в Москве мы провели дальнейшие обсуждения, и мне кажется, мы сейчас вышли на такой вариант, который устраивает обе стороны.
Обе стороны согласны, что для того чтобы достичь большего эффекта и избежать ненужных рисков, необходим плавный переход. Мы договорились, что в течение текущего года мы совместно управляем теми или иными сторонами пилотного проекта. В этом году ключик от содержательной работы лежит в кармане органов самоорганизации, а ключик от финансового менеджмента лежит в кармане GTZ.
Беседовала Ольга Силантьева

Ранее по теме:

13.03.2010

Сочетание несочетаемого

Алтайский край, в котором немцы – второй по численности народ после русских, будет в ближайшие два года центром общественной жизни российских немцев Западной Сибири. Роль столицы Барнаул примерил уже в последние дни зимы, приняв участников заседаний руководства самоорганизации российских немцев и Межрегионального координационного совета (МКС) центров встреч и российско-немецких домов Западной Сибири. Руководителем МКС был на второй срок переизбран Георгий Классен, занимающий пост директора краевого Российско-немецкого дома.

Раздел: Подробнее...

Рубрики: Организации российских немцев