Омич Генрих Бефус работает художником, дизайнером, иллюстратором. Многие рестораны, арт-объекты и театральные постановки в Омске были оформлены при его участии. Совместно со своей женой Татьяной Жаровой Генрих создает боди-арт-шоу и проводит перформансы.
В апреле 2024 года Генрих Бефус принял участие в Дискуссионном клубе «Авангард» в Барнауле, где впервые познакомился с деятельностью Международного союза немецкой культуры, в частности с Творческим объединением российских немцев. В интервью он рассказал о том, как выбрал профессию художника и о своих самых интересных проектах.
Генрих, Вы были на Дискуссионном клубе «Авангард» в Барнауле. Основной темой клуба стала этническая идентичность как залог успеха. Расскажите, пожалуйста, историю Вашей семьи по немецкой линии.
Мои корни – это половина немецкой крови и половина украинской. Национальные вопросы в семье обычно не акцентировались. Я помню, что моя мама часто готовила кребли. Это было слегка соленое тесто, плотное, не поднимающееся. И вот они получались какие-то солоноватые. У дедушки были рубанки, но они утрачены. К сожалению, никаких семейных реликвий нет. Немецкий в семье не учился и не передавался.
Вы впервые на проекте Международного союза немецкой культуры? Какие у Вас впечатления? Удалось ли создать какие-то коллаборации? Появились ли идеи для сотрудничества?
Да, я впервые был на проекте «Авангарда». Мне понравилось знакомство с людьми из различных регионов России. Фотограф Владимир Бек, поэт Павел Блюме, Роберт Экке – необычный с точки зрения сферы деятельности. За стендапом и юмором в целом сегодня «идут» много молодых людей. Для меня лично родился общий проект с Павлом Блюме. Буду оформлять книгу его стихов.
На самом Дискуссионном клубе ощущалась нехватка времени для неформального общения, в котором могли появиться новые совместные проекты. Было бы полезно, если бы мы обсудили, что мы можем сделать, чем можем быть друг другу полезны, продвинуть друг друга в какой-то сфере, чему-нибудь научить друг друга, перенять опыт. Хотелось бы, чтобы это было более профессионально направлено и продуктивно.
Где Вы родились? Почему решили стать художником?
Я родился в городе Омске. Рисовал я всегда, сколько себя помню. После школы я попал в творческую среду и влился в ряды местных художников. И я рад, что работаю в этой среде.
Ваша творческая деятельность очень разноплановая. По какой траектории Вы развивались?
Можно разделить мою жизнь на два этапа: до 2005 года и после. До 2005 года был больше ручной труд – много графики, инсталляции. Это была творческая жизнь молодого студента-художника. Наибольшее достижение того времени – это выставка на ярмарке современного искусства «Арт-Москва». Я был одним из участников галереи «Аргентум» в 2003 году. У нас в городе была прекрасная ежегодная выставка «Арт-Объект», которая проходила в Галерее «Золотой путь». Было очень весело.
В 2002-2003 годах я работал с ресторанами. На улице Ленина были такие заведения как «Иван Васильевич» и «Халва». Мой коллега Дамир Муратов делал общую концепцию ресторана, а я, как художник, занимался росписью. После 2005 года я стал больше заниматься полиграфией, дизайном, а мои работы из физической среды перешли в цифровую.
У вас было интересное мозаичное полотно, посвященное Омску. Расскажете о нем?
Да, это как раз был 2005 год. Это была мозаика «Супермен, летящий над Омском». Галерея «Лошадь Пржевальского» устраивала конкурс для молодых художников «Новая кровь». Моя мозаика была примерно 1,8 на 1,2 м. и заняла второе место.
Чем Вы сейчас занимаетесь? Только полиграфией? Или другие направления тоже привлекают Ваше внимание?
Театр. С театрами я работаю с 2014 года. Я был художником-постановщиком в Омском драматическом театре «Галёрка», где с моим участием вышло два спектакля. В 2015 году я делал для него полиграфию: фирменный стиль, афиши к спектаклям. Также много работал с частными театрами. Сейчас я работаю в Омском областном театре юного зрителя и в «Доме актера имени Н. Д. Чонишвили». Но, как правило, для тюза я делаю афиши и остальную полиграфию. В настоящее время это моя основная работа. Для спектакля «Русалочка» в Центре современной драматургии я выступил в роли сценографа и бутафора одновременно.
Вместе с моей прекрасной женой мы делаем боди-арт проекты, создаем арт-объекты для различных выставок. Сегодня я больше графический дизайнер, однако остальные сферы самовыражения: графика, декоративно-прикладное искусство, – никуда не ушли, они просто ждут своего времени. Принципы и основы в той или иной сфере визуального искусства одинаковые: цвет, свет, композиция. Возможно, завтра я стану больше задействоваться в театре в качестве художника-постановщика или буду рисовать комиксы.
Вы делаете проекты в стиле боди-арт. Чем Вас это привлекает?
Меня привлекает это направление, так как в нем есть своя философия. Кто такой человек? Как меняется человек при восприятии себя в другом образе, цвете, фактуре? Мы делаем это с моей супругой Татьяной. Один из последних проектов – «Театральный оксид». Концепция заключается в том, что человек приходит в театр и то, что на нем остается – это от театра. Такой красивый, прекрасный проект. Мы издали календарь. В нем задействованы артисты, актеры, режиссеры Омского центра современной драматургии и из других городов.
Также у нас есть проект «Живые скульптуры» – это загримированные актеры, одетые в специально подготовленные костюмы. Как правило, это известные люди, внесшие вклад в развитие города.
Вы создаете портреты известных личностей в цифровом виде. Выставляли ли Вы свои работы? Сколько их всего?
В январе 2020 проходила моя персональная выставка в арт-пространстве «GOLDEN GALLERY». Я рисую цифровые портреты известных омичей. Конечно, есть портреты людей и из других городов и стран.
Я презентовал портрет Владимиру Спивакову, написал и подарил портреты певице Ёлке, ведущему шоу «Импровизация» на ТНТ актеру Арсению Попову. Сегодня насчитывается порядка 50 портретов. Также есть комиксы – одностраничные короткие истории.
Что в этой жизни приносит Вам наибольшее удовольствие в профессиональном плане?
Готовый продукт. Смотришь на него, и он тебе нравится. А если не нравится, то дорабатываешь. Про готовый продукт для театра сложно сказать, так как это групповое творчество, работа команды. И не всегда то, что ты хочешь воплотить, получается. Я не столько творю сам, сколько выполняю те задачи, что ставит режиссер. Вот пример работы с отличным режиссером Алексеем Штаером в Азовском районе Омской области: мы ставили постановку „Frau Holle“ («Госпожа Метелица»), в которой была своя специфика: все декорации должны разбираться и входить в одну грузовую газель для гастролей по области. Задача была решена: всё полностью разбирается и компактно входит в стандартную газель. Спектакль получился замечательным.
Считаете ли Вы, что творчество – это труд? Или это скорее хобби, а то, что труд – это уже не творчество, а работа?
Это сложный вопрос. Где кончается искусство и начинается ремесло? Каждый человек определяет для себя сам.
Какие у Вас творческие планы?
Хотелось бы больше внимания уделить теме российских немцев, поучаствовать в развитии направления «Авангард». В целом планов всегда много, но не на все хватает времени. И мне было бы интересно подключиться к группе единомышленников в ТОРН.

Генрих Бефус, Татьяна Жарова с друзьями в Азовском историко-краеведческом музее (с. Азово ННР Омской области, 2024 г.)
У Генриха Бефуса и его жены Татьяны есть традиция каждый год проводить церемонию бракосочетания. В 2024 году церемония прошла в Азовском немецком национальном районе в районном историко-краеведческом музее. Генрих и Татьяна пришли в национальных костюмах, экскурсовод провела им свадебный обряд по немецким традициям. Также пара побыла в лютеранском соборе, где провела фотосессию.
Благодарим Генриха Бефуса за интересный рассказ о себе, за его творческие проекты, радующие глаз и душу зрителей, и за теплые слова о прошедшем «Дискуссионном клубе». Ближе познакомиться с творчеством художника можно на его личной странице. Предлагаем по совету Генриха Бефуса подумать о новых коллаборациях в рамках Творческого объединения российских немцев!