Участники литературного клуба «Мир внутри слова» хотят профессионально заниматься литературой и опираются в этом стремлении на лекции руководителя клуба, профессора РГГУ, ведущего научного сотрудника МГЛУ Елены Зейферт.
Лектор – преподаватель теории и истории литературы. педагогический стаж в высшей школе – с 1995 г. В разное время вела курсы «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Основы стиховедения», «Введение в литературное источниковедение», «Литературное творчество», «Античная литература», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Методика преподавания литературы», «Современная поэзия», «Переводоведение», «Теория драмы», «Теория лирики», «Латинский язык» и другие. Елена Зейферт – первая россиянка, получившая Гран-при литературной премии министерства федеральной земли Баден-Вюртемберг «Russlanddeutscher Kulturpreis» (2010).
В рамках стиховедческого квеста – цикла мини-лекций по стиховедению предлагаем вниманию писателей лекцию Елены Ивановны Зейферт о фонике стиха – рифме и эвфонии: В конце лекции вы увидите слово-ключ, обязательно выпишите его. Теперь у внимательных слушателей квеста уже шесть слов-ключей. Получите седьмой после следующей лекции, и ждите награду! (посмотреть лекцию можно на канале YouTube по ссылке).
В качестве бонуса – две лекции Елены Зейферт. Первая называется «Секреты создания ярких текстов», она была прочитана читателям библиотеки Иностранной литературы (посмотреть лекцию можно на канале YouTube по ссылке).
Вторая лекция – о стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности» и эмоционально-смысловой доминанте. посмотреть лекцию можно на канале YouTube по ссылке).
Марина Цветаева не только германофил, но и русский поэт немецкого происхождения (ее мать, урожденная Мария Мейн, зародила в Марине любовь к немецкой культуре). Лектор использует понятие «доминанта», введенное физиологом А. Ухтомским в качестве универсального общебиологического принципа, лежащего в основе активности всех живых систем, предвосхитило целый ряд исследовательских направлений. Однако, по мнению Е. Зейферт, имеются основания для дальнейшей разработки этого понятия. По Ухтомскому, доминанта возникает благодаря внешнему раздражителю, затем закрепляется как условный рефлекс: устанавливается прочная связь между доминантой и внешним раздражителем (суммой ее контактов с ним). Лектор приводит примеры: влюбленность в человека; увлеченность живописью, к примеру, Ван Гога; страсть к путешествиям, например, в Венецию; любого рода зависимости. Запомним такие свойства доминанты, как ее рецепторная активность, возбудимость, способность самоподпитываться внешними раздражителями, суммировать их, длительность, инерция во времени. Именно принцип доминанты является физиологической основой внимания и предметного мышления. Учение о доминанте вслед за А. Ухтомским начали разрабатывать и филологи. Е. Зейферт предлагает ввести новый термин «носитель эмоционально-смысловой доминанты, или доминанта поэтики произведения» и дает его определение. Предложенную теорию лектор демонстрирует на примере анализа стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности» (1924 г.; впервые опубликовано в 1925), посвященного разрыву отношений (адюльтера) гениальной поэтессы с белым офицером Константином Болеславовичем Родзевичем. В произведении присутствуют эмоционально-смысловая доминанта (гремучая смесь чувств любви, ревности, гордыни, злости, гнева, обиды, досады женщины, оставленной возлюбленным) и три ее носителя, доминанты поэтики произведения (субъектно-объектная организация, синтаксис и пунктуация, метафорика). Марина Цветаева, умевшая любить всякий раз как единственный, нуждается в защите от вульгаризации толкований ее как женщины, как человека. Нести бремя гениальности и при этом жить, вести быт, растить детей – многие ли были в таком положении, чтобы судить гения? Способность к полной, яркой, самосжигающей любви – редчайший непосильный дар. Цветаева умела любить самозабвенно.