7 февраля в зале «Берлин» Российско-немецкого дома в Москве состоялось торжественное открытие выставки династии Кноблоков «Связь поколений и талантов». В экспозиции представлены работы Бориса, Андрея и Елены Кноблоков.
Гостей РНДМ ждал душевный художественно-музыкальный вечер в обществе семьи замечательных художников, представителей прославленной династии — Андрея и Елены Кноблоков, который провел актер театра и кино Сергей Фишер.
Открытие выставки стало символичным соединением несколько важных дат для семьи Кноблоков. В 2023 году исполнилось 120 лет со дня рождения московского театрального художника, Заслуженного деятеля искусств, Лауреата Государственной премии Бориса Георгиевича Кноблока и 85 лет отметил его сын, художник, заслуженный деятель искусств России, Заслуженный деятель Татарской Автономной Советской Социалистической Республики Андрей Борисович Кноблок.
А в 2024 году 31 января исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося представителя династии — статского советника, одного из основателей Евангелической больницы в Москве, доктора Роберта Генриховича фон Кноблока, который заложил основы культуры и живописи в семье.
Отвечая на вопросы ведущего, Андрей Борисович и Елена Сергеевна рассказали об истории династии и творчестве нескольких поколений.
С того момента, как я стал себя помнить, я видел картины, висящие на стенах. Все стены нашего дома были просто увешаны произведениями живописи, — вспоминает художник. — Бабушка даже говорила: «Обои можно не переклеивать — их все равно не видно». К сожалению, потом настали трудные годы, и коллекция стала постепенно уменьшаться. Когда деда спрашивали, где та или иная картина, он отвечал: «мы ее "скушали"».
Вместе с тем в беседе Андрей Кноблок признался, что в детстве мечтал стать не художником, а пожарным. «Пожарная часть находилась недалеко от нашего двора. И мимо нас часто проходили пожарные в великолепных касках, блестящих, как начищенный самовар. И мы, ребята, хотели быть такими же красивыми, как они», — с улыбкой рассказывает Андрей Борисович.
На выставке представлены три картины Андрея Кноблока, посвященные балету «Шурале». Уже больше 38 лет спектакль идет на сцене Театр Оперы и Балета имени Мусы Джалиля в Казани в декорациях, созданных художником.
«Театральное искусство привлекает меня своей динамикой, — говорит Андрей Кноблок. — И, конечно же, костюмы — это самая интересная часть декораций. Я бы сказал, что это ожившие декорации».
Своими воспоминаниями о спектакле также поделилась и Елена Сергеевна. «В 2018 году я в первый раз была в Казани и впервые увидела на сцене балет "Шурале", который был посвящен 80-летнем юбилею Андрея Борисовича. Я была поражена такому бережному отношению к традициям. Шурале в эпосе татарского народа — это тот персонаж, который заставляет нас посмотреть на себя с другой стороны».
Елена Кноблок также рассказала о том, как сама пришла к творчеству и выбрала собственный путь в живописи.
«Я никогда в жизни не думала, что на выставке, посвященной творчеству Кноблоков, будут представлены и мои работы. По профессии я детский реабилитолог. И я всегда подхожу к детям как к очень тонкому инструменту жизни на нашей земле. Я всегда ценю, когда человек реагирует на что-то прекрасное, на какие-то вибрации, которые могут быть в музыке, в голосе, в любых музыкальных инструментах. И когда в 2012 году я занялась ритмической терапией, а затем познакомилась с немецкой художницей и сказочницей Наной Наувальд, я была поражена как мало я о себе знаю! Это была необыкновенная связь с природой. Когда ты можешь почувствовать каждое дерево, любую травинку, ветер, воду и слышишь все это внутри себя.
С первого дня нашего знакомства с Андреем Борисовичем я стала фанатом его творчества. И я благодарна ему за то, что он не мешает мне развиваться в моем ключе. Моя склонность к живописи возникла совершенно естественным образом, когда мы поехали на семинар Наны Наувальд. Нана не только уникальная художница, но и собиратель истории, который исследует практики древних народов. И на семинаре Нана помогла нам понять, как создать свое особенное состояние. И как мы можем выразить это состояние и свой внутренний мир в красках.
Она объяснила нам, какую роль играет распределение цвета и как это может воздействовать на человека. Мои работы созданы без кисти, пальцами рук. Когда я начинаю создавать картину, то не знаю, что в результате получится. Творчество проявляется совершенно спонтанно».
Мне работы Елены очень нравятся, на некоторых из них я сам учусь. Она порой использует такие рискованные сочетания цветов, которые даже я бы не сделал, — отмечает Андрей Кноблок.
Поздравить Андрея и Елену Кноблоков с открытием выставки пришли друзья художников — художница, член-корреспондент Российской академии художеств Ирина Марц, искусствовед, член союза театральных деятелей Анаит Оганесян и руководитель Института транс-ориентированной психологии им. Фелиситаса Гудмана Елена Ратничкина.
В музыкальной программе вечера приняли участие дуэт лауреатов всероссийских и международных конкурсов Ивана Дымы и Александра Тюменцева, исполнивший сюиту для саксофона и фортепиано «В Лумшорах» композитора Татьяны Смирновой-Шульц, а также лауреат международных конкурсов, артистка Большого Театра РФ и член союза профессиональных художников Ольга Кочнева, которая исполнила 4 части из Партиты ми-мажор Иоганна Себастьяна Баха и «Венгерский танец» Йоганнеса Брамса.
В завершении вечера гости продолжили общение с художниками в неформальной обстановке и не спеша ознакомились с выставкой.
О том, как готовилась экспозиция Андрей и Елена Кноблоки рассказали порталу RusDeutsch.
«Мы отбирали картины с большим трудом, многое отсеивалась. Было очень много сомнений. Мы делаем выставку в Российско-немецком доме в Москве повторно. Десять лет назад мы здесь также готовили экспозицию.
Как говорит Андрей Борисович, каждая работа должна петь с другой работой. Поэтому в этом зале создавалась целая песня между картинами. В экспозиции картины должны «работать друг на друга», отражать краски.
И мы многократно приносили в зал все работы, чтобы найти нужное сочетание. В результате от каких-то картин пришлось отказаться, хотя Андрей Борисович написал их специально для этой выставки», — рассказывает Елена Кноблок.
По словам Андрея Кноблока, самым ценным и вдохновляющим в творчестве для него, как для живописца, служит пленэр. «Атмосферность и оптика для глаза — очень ценные и сложные вещи».
А одной из своих любимых работ художник считает картин «Таинственный лес», которую он пишет с 2016 года.
Она не закончена и будет иметь свое продолжение. Возможно, не на этом холсте, а на другом, но хочется возвращаться и возвращаться к этой картине.
Посетить выставку «Связь поколений и талантов» в зале «Берлин» Российско-немецкого дома в Москве вы можете по 21 апреля 2024 года.