Институт этнокультурного образования – BiZ объявляет конкурс студенческих научных проектов на тему «Школа, гимназия, университет в российско-германском дискурсе (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта)». Прием конкурсных работ до 1 марта 2024 года.
В продолжение традиции проведения конкурсов студенческих научных проектов по истории российских немцев в 2023-2024 гг. состоится VII конкурс студенческих научных проектов «Школа, гимназия, университет в русско-германском дискурсе (к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта)».
Великий немецкий философ И. Кант (1724-1804), профессор Кенигсбергского университета, проявлял неподдельный интерес к вопросам образования. В 1798 г. он написал работу «Спор факультетов», где рассуждал о повышении статуса философского факультета, призывал организовать в университете обучение посредством философии и подчеркивал, что ее задача - публичное изложение истины. Философскому факультету должно быть предоставлено такое же, как и высшим факультетам, право высказывать свои критические суждения перед ученой публикой. Кант был убежден в том, что тот, кто в университетах изучает философию, должен, прежде всего, «приобрести намерение возжелать всяческую готовность мыслить, поскольку это соответствует природе истинной философии», которая понимается как готовность мыслить самостоятельно, без предубеждений и исследовать природу вещей.
Великий кенигсбержец предлагал создать философскую историю. Философия, по его мнению, может давать оценку догматам веры и эстетическим учениям, сводя все к философским понятиям. Он полагал, что именно философия обеспечит свободу воззрений, и это будет способствовать оптимальному достижению целей правительства. Таким образом, вопросы формирования человека он осмысливал с философских позиций, не подвергая сомнению роль правительства и государства в деле образования. Безусловно, влияние Канта на реформирование системы образования в Пруссии, а затем и в других германских государствах велико, хотя перестройка системы образования произойдет уже после его смерти в 1804 г., но именно философия станет импульсом новаций.
В год трехсотлетнего юбилея И. Канта обсуждение и осмысление вопросов образования в российско-германском дискурсе представляется уместным и актуальным.
К участию приглашаются студенты исторических, философских, теологических, культурологических специальностей.
Участникам конкурса предлагаются для обсуждения следующие проблемы:
- школа-гимназия-университет в судьбе Канта в контексте европейского просветительства;
- участие немцев в просветительской деятельности в России: домашние учителя, наставники, преподаватели гимназий, профессора в университетах;
- гимназическое образование: принципиальные основы в России и Германии;
- востребованность принципов немецкого классического университета в России;
- немецкий опыт в создании Петербургской академии наук;
- российские студенты в XIX - начале XX в. в германских университетах;
- образовательные учреждения немцев в Петербурге, Москве, Поволжье и Юге России;
- И. Кант и развитие исторического знания в XVIII- нач. XIX вв.: вызовы рационализма и этики;
- неокантианство в Германии и России на рубеже XIX –ХХ вв.;
- актуализация наследия И. Канта в современной России: философский, богословский и исторический ракурсы.
В конкурсе могут принимать участие студенты и аспиранты российских и зарубежных вузов.
Требования к работе:
Формат: студенческий научный проект.
Проект должен представлять собой самостоятельное научное исследование. Это является необходимым условием для участия в конкурсе.
Язык: русский.
Объем: от 20 до 30 тыс. знаков.
Требования к оформлению:
- текст должен быть напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, 14 кегль; поля: слева – 2,75 см, справа – 2,25 см, сверху – 3 см, снизу – 2 см; нумерация страниц – вверху справа;
- иллюстрации (фотографии и др.) должны быть помещены отдельными файлами, при этом все представленные иллюстрации должны содержать пояснения к ним.
Конкурсную работу и заявку на участие необходимо прислать на электронный адрес biz@ivdk.ru до 1 марта 2024 года.
Конкурс пройдет в два этапа:
1. В рамках первого этапа на основе заявок и представленных конкурсных работ будут отобраны финалисты, которые затем приглашаются в Москву для участия в финале конкурса.
2. Второй этап – финал конкурса – состоится в апреле 2024 года в Российско-немецком доме в Москве. Финалистам конкурса необходимо будет выступить с презентацией своего проекта в рамках круглого стола (онлайн-подключение возможно).
Победитель награждается возможностью опубликовать статью по итогам исследования в одном из ведущих российских научных журналов (входит в Перечень ВАК). Призеры также получают возможность выступить с докладом на международных конференциях и опубликовать результаты работы в научных изданиях, индексированных в РИНЦ.
Будем рады вашим заявкам на конкурс!