В Казани прошли этнокультурные языковые встречи «Летописцы-РН»


С 31 июля по 7 августа в Казани прошел региональный проект Этнокультурные языковые встречи для детей „Geschichtsmacher-RD“ («Летописцы-РН»). Цель проекта – создание языковой и этнокультурной среды для интеллектуального и творческого развития молодежи из числа российских немцев, а также их приобщение к языку, культуре и истории своего народа.

В казанском санатории «Ливадия» собрались юные активисты из республик Татарстан и Башкортостан, а также Ульяновской и Самарской областей. В течение недели подростки посещали встречи в клубах любителей немецкого языка и этнокультурных клубов по народному танцу, вокалу и этномедиа. Программа была насыщена этнокультурными паузами, посвященными разным темам, и вечерними мероприятиями, которые сплотили команды участников и расширили багаж их знаний о культуре и истории российских немцев.

Tagesthemen (Темы дня)

Каждый день с разных сторон раскрывал определенное событие или тему, важную в контексте истории российских немцев и связанную с круглыми датами 2023 года: 260-летие со дня опубликования Манифеста Екатерины Великой от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах»; юбилеи изданий российских немцев: 25-летие Московской немецкой газеты, 20-летие информационного портала RusDeutsch и журналов Schrumdi и WarumDarum; год педагога и наставника в Российской Федерации. Тема дня обыгрывалась не только на ярких вечерних мероприятиях, но и с ней работали в языковых клубах и на этнопаузах. Темами стали также «День Немецкого молодежного объединения» и «Закрытие проекта».

Первый день, день встреч и день заезда, был посвящен теме „Bekanntschaft“ («Знакомство»). Участники познакомились с организаторами проекта, ведущими клубов и наставниками, а также поделились на три команды и начали работу по программе. Команды на Этнокультурных языковых встречах были названы в честь именитых деятелей из числа российских немцев или как-то связанных с историей немцев России персон. Так, команды взяли названия в честь ученого Карла Фукса, мореплавателя Ивана Крузенштерна и императрицы Екатерины II.

Сам проект был назван „Geschichtsmacher-RD“ тоже не просто так. По задумке организаторов, участники проекта – летописцы. На своих командных плакатах они каждый день отмечали важные события этнокультурных встреч, свои впечатления, успехи и новые знания. В результате из таких хроник получились настоящие летописи российских немцев.

Deutsch, Tanzen, Gesang und Media (Немецкий язык, танцы, песни и медиа)

На встречах клубов любителей немецкого языка участники добились значительных успехов. Для работы было организовано две группы: для начинающих и продолжающих. Встречи в группах вели Вера Гаврилова и Татьяна Красавина. Девушки проводили встречи с привязкой к темам дня и разобрали с ребятами блоки «Знакомство», «История РН», «Литература и публицистика РН», «Школа колонистов XVIII века», «Структура ОРН». Ведущие поделились своими впечатлениями:

«С детьми я работала и раньше, но в непривычном для школы формате – в первый раз. Я была ведущей языкового клуба для ребят, которые только начали знакомиться с немецким языком, и для тех, кто пока что знает только азы. В рамках наших встреч ребята познакомились не только с основными темами, но и с некоторыми сопутствующими, например, с алфавитом, числительными, эмоциями, школьными предметами и действиями на уроках. Получилось интересно. Конечно же, я возьму себе на заметку некоторые моменты, чтобы следующие встречи прошли еще интереснее», – поделилась Вера Гаврилова.

«Я впервые участвовала в организации Этнокультурных языковых встреч, и это был очень интересный для меня опыт. В рамках моих блоков клуба любителей немецкого языка участники познакомились с историей и культурой, литературой и публицистическими изданиями, организациями российских немцев. Все эти темы ребята обсуждали на немецком языке, тем самым улучшая свои навыки устной коммуникации, чтения, письма и понимания текстов на слух. В рамках блоков были использованы игровые технологии, позволяющие детям быстро и оптимально усваивать материал и втягиваться в процесс», – подытожила Татьяна Красавина.

На встречах этнокультурных клубов ребята развивали свои творческие навыки: танцевальные, вокальные и медиамастество. В ходе танцевального блока ребята разучили традиционные танцы российских немцев: Haselnuss (Орешек), Promenade (Променад), Fröhlicher Kreis (Веселый круг), Vogelbeerbaum (Рябинка), Specknerin (Шпэкнерин), Lange Acht (Длинная восьмерка), Polka-Hey (Полька-хей), Zigeunerpolka (Цыганская полька). Гузелия Сиразиева, ведущая клуба «Народные танцы РН», также поделилась своими впечатлениями: «У меня ранее не было опыта работы на межрегональных проектах, поэтому было немного нервно и сложно.

Но в то же время меня безумно заряжали дети с их горящими глазами. Они приходили, старательно учили все движения, ждали каждой встречи.

Это мотивировало меня готовить еще более интересную программу и подбирать новые танцы».

Еще один этнокультурный клуб был посвящен вокалу. О нем рассказала Анастасия Таланова: «На этноблоке "вокал" участники знакомились с вокальными композициями на немецком языке. Это были и современные, и народные песни российских немцев. Помимо этого они приобрели базовые вокальные и артикуляционные навыки, а также познакомились с основами выступления в ансамбле и на сцене. Для меня как специалиста это был интересный опыт, я довольна результатом, который представили ребята на закрытии проекта.

Пение в ансамбле помогает лучше чувствовать каждого участника команды, что помогало в процессе взаимодействия на протяжении всего проекта. Участники работали увлеченно, и я думаю, что эти навыки они будут использовать в дальнейшей работе в своих молодежных клубах».

Также в рамках проекта работал любопытный клуб «Этномедиа». Здесь ребята придумывали, снимали и монтировали короткие видео о культуре, истории и органиизациях российских немцев. О результатах работы в этом блоке рассказала его ведущая Виктория Ваенбергер:

«Мне было очень интересно работать с подростками разного возраста. У них всех свои навыки, интересы, даже уровень уверенности в себе разный.

В процессе создания видеороликов ребята погружались в историю и культуру российских немцев и учились преподносить ее понятно и коротко – так, чтобы заинтересовать даже случайного прохожего в нашей национальной культуре. Меня радует, что в результате у нас получилось 11 видео о российских немцах на разные темы и что в ходе этого блока каждый из детей узнал больше о российских немцах и даже познакомился с некоторыми важными этнографическими работами, к которым можно обращаться при создании медиаконтента.

Но сильнее всего я горжусь тем, что на моем блоке некоторые ребята смогли особенно ярко раскрыться – как в глазах окружающих, так и в своих собственных.

Совсем скоро мы опубликуем их творчество в группе Jugendtreffen в VK, так что следите за обновлениями!»

Wir treffen uns wieder! (Увидимся снова!)

Руководителем Этнокультурных языковых встреч для детей „Geschichtsmacher-RD“ выступила руководитель молодежного клуба „Inspiration“ («Вдохновение») города Набережные Челны Екатерина Минькина. Она также выразила собственные мысли о проекте:

«Это был для меня первый опыт в качестве руководителя проекта "Этнокультурные языковые встречи". На мой взгляд, все прошло даже лучше ожидаемого. Доказательство этому – множество откликов благодарных родителей и живые искренние эмоции сдружившихся участников, когда настало время разъезжаться по домам. Поставленные нами задачи были выполнены в полной мере. Ребята с удовольствием посещали языковые клубы, а этноклубы смогли раскрыть в участниках новые таланты и подарить некоторым новые увлечения, в которых они захотели развиваться и после проекта.

Самое главное – мы смогли повысить их интерес к истории, культуре и языку российских немцев и мотивировать молодое поколение к более активному участию в молодежных клубах на местах и в других проектах организаций российских немцев.

За это я также хочу сказать большое спасибо моей оргкоманде с горящими глазами и открытыми сердцами, людям, осознающим цели общественного движения российских немцев и обладающим прекрасными навыками для работы с детьми и молодежью».


Этнокультурные языковые встречи для детей реализованы при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках программы Поддержки российских немцев.

Рубрики: НМОНовости регионовЯзыковая работа