«Лучшие имена немцев России»: рассказываем о номинантах в области искусства


Продолжаем знакомство с номинантами Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России – 2023» в области искусства им. Анны Герман. Это литератор, автор художественных текстов, живописец Эрнст Галлингер, пианист, композитор Валентин Матвеев-Вентцель и балетмейстер, педагог, поэт, музыкант, композитор, режиссер, художественный руководитель авторского театра танца «Ляллен» Арнольд Райник.

Эрнст Галлингер родился в 1966 году в семье врача-хирурга и преподавателя русского языка и литературы. С детства интересовался литературой и живописью. Окончил 2-й медицинский институт и работает врачом анестезиологом-реаниматологом, имеет степень кандидата медицинских наук.

Эрнст Галлингер пишет малую прозу и стихотворения, экспериментирует в разных жанрах, в том числе в жанре фэнтези. В 2019 году свет увидел сборник рассказов Эрнста Галлингера «La Dolce Vita». В 2020 году Эрнст Галлингер вышел в финал конкурса «Писатель года». Также за свои литературные работы он был награжден памятной медалью «Иван Бунин 150 лет».

Помимо литературы занимается также изобразительным искусством. В 2023 году картины Эрнста Галлингера в жанре концептуализма выставлялись в арт-галерее «Дрезден» в Гостином Дворе в Москве в рамках выставки «Уникальная Россия».

5 вопросов портала RusDeutsch Галлингеру Эрнсту Галлингеру:

1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?

Любимый предмет в школе... Наверное, ИЗО, изобразительное искусство. К точным наукам я никогда не был склонен. История и, увы, бОльшая часть литературы - в тех условиях - были скучны, а ИЗО из всех предметов был, пожалуй, самым «свободным», творческим. Способности к рисованию у меня были с детства, видимо, передалось от дедушки. К сожалению, уроков ИЗО было крайне мало, рисовал я сам по себе, везде, где только можно. На листках, в тетрадях, на промокашках, в альбомах, на обложках учебников. Было даже несколько плакатов. Помню, однокласснику Игорю, когда только появились AC/DC, я нарисовал на обложке его учебника гитариста группы. Игорь мне описал его внешность (он смотрел видеозаписи в Польше, где жил некоторое время с родителями, а в СССР ни видео, ни даже фотографии тогда до нас еще не дошли, записи были только на кассетах, которые переписывали друг у друга), и я изобразил, как он просил, парня в шортах, с кучерявой шевелюрой и гитарой. Игорь, как главный фанат AC/DC у нас в школе, был в восторге.

Другая моя творческая сторона - литература - также по маминой линии.

Изобретальные рассказы дедушки про наши с ним приключения в джунглях Африки, сочиняемые им на ходу, безусловно, посеяли семена любви к приключениям и рассказам, а мама, педагог, учитель русского языка и литературы, позже бережно взлелеяла взошедшие всходы и дала им правильное направление.

Она уже в детстве старалась объяснить мне красоту языка, литературной мысли и раскрыть гениальность писателей и поэтов.

На выбор профессии врача тяга к художествам никак не повлияла, осталась как хобби, но в последние несколько лет все-таки вылилась в целый ряд картин акрилом в стиле концептуализма. Несколько картин даже выставлялось в арт-галерее Гостиного Двора, и две приобрели.

2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?

Основная немецкая черта характера - безусловно, стремление к порядку. Не могу сказать, что сильно соблюдаю порядок дома, но в основной работе «орднунг» для меня очень важен, учитывая сферу моей деятельности. От врача, его отношения к пациентам и своему делу слишком много зависит, чтобы пренебрегать даже незначительными, казалось бы, деталями. В медицине важно все, и ответственность за чужое здоровье и часто жизни накладывает безусловно определенный отпечаток на стиль работы. Какая-то часть любви к порядку, вполне возможно, передалась мне на хоромосомном уровне, но по большей части, думаю, это перешло от отца уже в сознательном возрасте. Причем передача шла в основном невербальным путем.

Конечно, отец, тоже врач, хирург, профессор, не упускал случая напомнить про аккуратность и точность в работе, но, мне кажется, основную роль сыграло то, что я просто видел, как отец работает в больнице и трудится дома, с книгами, руководствами и над своими статьями и докладами и подсознательно перенимал этот подход.

3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?

Самое главное для врача - помнить, что он лечит людей. Естественно, профессионализм должен быть, но без теплого отношения к каждому человеку нельзя браться за что-либо. Да, можно хорошо сделать операцию, назначить правильное лечение, но без четкого понимания, что перед тобой живой человек, целый мир, мне кажется, не получится вылечить (в прямом, изначальном смысле этого слова) пациента. Да, можно провести прием, подлечить что-то, но убрать болезнь, сделать человека здоровым во всех смыслах, - трудно. К сожалению, сегодняшняя тенденция к дроблению врачебных специальностей - при несомненном прогрессе в технологиях, фармацевтике - все больше усугубляет провал в этой области.

Что касается творческой сферы - главное, на мой взгляд, не врать.

Быть честным с самим собой и делать то - рисовать, писать, лепить и т.д., - что ты думаешь, как ты видишь.

Наверняка кому-то не понравится, кто-то пройдет мимо, но обязательно найдутся люди на одной волне с тобой, они поймут и даже получат удовольствие от твоих работ.

4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?

Очень интересный вопрос. Пожалуй, кумиров и героев для меня на сегодняшний момент уже нет. Не тот возраст.

Нет никого, на кого я хотел бы быть похожим. Я хочу быть самим собой. Есть люди, которых я уважаю. Уважаю их личность, образ жизни, мыслей и то, что они сделали. Их Путь. Таких людей много.

В большей степени, это люди искусства и культуры. Начиная с Платона и заканчивая Шагалом и Норштейном. С последним я лично встречался и могу вас заверить, что это не менее историческая личность, чем Наполеон. Только характер и вектор воздействия на историю несколько другой. А встретиться я хотел бы с Христом и Буддой. Наверное, я не стал бы ничего спрашивать у них. Они и так оставили богатейшее наследие... Знаете, герой одного моего рассказа, «Чай из лемонграсса», очень большой любитель книг и знаний, видит во сне царя Соломона. И он ничего не спрашивает его и ничего не говорит ему. Он просто смотрит в его глаза и читает в них великую мудрость. Мне, наверное, тоже хотелось бы какое-то время просто побыть с Христом и Буддой рядом, чтобы ощутить их мудрость, добро, энергию и всепоглощающую любовь... И что-то мне подсказывает, что я с ними встречусь.

5. О чем Вы сейчас мечтаете?

Главная моя мечта на данный момент - мечта о мире. Я не сказал бы даже, что это мечта. Это знание, что мир наступит. Но когда он наступит, какой он будет? Не знаю...

Это сегодняшняя, актуальная, как сейчас принято говорить, мечта. А более глобальная мечта - стать гармоничным человеком. Это очень широкое понятие, для многих может показаться даже очень расплывчатым и непонятным. Для меня же понятие «гармоничный человек» - это главное предназначение каждого человека.

Мы не должны, как это сейчас модно говорить, «делать мир лучше». Это заблуждение, ложный слоган. Мир и так прекрасен. Лучший способ сделать мир лучше - улучши самого себя.

Напрягись, сделай апгрейд, улучши версию самого себя - и этим ты очень поможешь миру. Как пел Борис Гребенщиков в одной своей песне: «Перестань волноваться за судьбы Земли - Она много прочнее, чем ты». Вот, пожалуй, реализацией этой мечты я и занят последнее время. Стать добрее, мудрее, спокойнее, возвышеннее, чище... Видимо, для этого я и пишу рассказы и стихи и рисую картины. Возможно, что кто-то, прочитавший мою книгу или увидевший мои картины, тоже станет немного добрее, мудрее и чище. Многое есть, что нам всем мешает в жизни стать такими. Объективные обстоятельства, лень, соседи и так далее. Но дорогу осилит идущий...

Валентин Матвеев-Вентцель родился в Москве в 1931 году. С детства проявил свой талант к музыке, брал уроки у известного педагога Густава Францевича Валашека, учился у Владимира Белова и Генриха Нейгауза. В 1953 году окончил Московскую консерваторию (класс фортепиано профессора Генриха Густавовича Нейгауза). Защитил кандидатскую диссертацию по музыкальному авангарду.

Работал в консерватори и в Государственном музыкальном педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова, занимался педагогической деятельностью. Также Валентин Сергеевич работал в Министерстве культуры РСФСР.

Уже многие годы Валентин Матвеев-Вентцель является популяризатором творчества композитора Алексея Станчинского. Его усилиями и благодаря его инициативе был открыт дом-музей композитора.

Особое место в творческой деятельности композитора и пианиста занимает период с 1998 года по настоящее время, связанный с развитием и популяризацией немецкой культуры в России. При Российско-немецком доме в Москве (РНДМ) Валентин Сергеевич создает музыкальный полифонический театра «Эльмовы огни» и становится его главным режиссером. На сцене зала «Берлин» РНДМ ставятся спектакли по произведениям известных немецких писателей, звучит музыка великих немецких композиторов, ставятся спектакли в стиле «мягкого авангарда». Сотрудничество с РНДМ и с большой любовью и вниманием подобранный репертуар приносят театру успех и популярность среди зрителей.

5 вопросов портала RusDeutsch Валентину Матвеев-Вентцелю:

1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?

В школе самым моим любимым предметом был немецкий язык.

Дома мама часто разговаривала на немецком. Я хорошо знал этот язык. Читал в подлиннике Шиллера, Гете, Гейне. Свободно владел готическим немецким, рукописным шрифтом. Безусловно это повлияло на выбор моего репертуара в моей профессии профессионального пианиста и композитора.

Я много играл современной немецкой музыки. Из классики играл Бетховена, Шуберта, Баха, Моцарта и других.

2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?

Дисциплина ума, системность мышления, честность и порядок во всем.

3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?

Активная, постоянная творческая работа. Постоянный интерес к творчеству современных композиторов.

4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?

Из исторических личностей для меня представляет интерес Екатерина Великая. Я бы спросил бы ее о будущем России и взаимопроникновении российской и немецкой культур, о будущем науки и культуры обоих народов.

5. О чем Вы сейчас мечтаете?

Мечтаю побывать на берегу Рейна вместе со своей супругой.

Арнольд Райник родился в селе Коркино Челябинской области. Когда мальчику было девять лет, семья Арнольда переехала в Узбекистан, Чимкентскую область. Там же он окончил восемь классов средней школы, а в 1964 году перешел учиться в вечернюю школу, чтобы днем работать в Винсовхозе в качестве сельхозрабочего, где впоследствии и научился ухаживать за виноградниками и фруктовыми деревьями. После службы в армии с 1966 по 1968 годы вернулся на работу в родной совхоз, освоив профессии каменщика, строителя и железобетонщика.

В 1975 году Арнольд Райник поступил в Тюменское областное культпросветучилище, которое окончил с отличием по специальности «клубный работник – руководитель самодеятельного хореографического коллектива» и в этом же году был зачислен в число студентов в Пермский государственный институт культуры. Получив диплом с отличием в июле 1981 года, Арнольд Сефулаевич остался преподавать на кафедре хореографии. С 1983 по 1987 годы проходил обучение в Ленинградской аспирантуре на кафедре культурологии.

В декабре 1992 года Арнольд Сефулаевич создает театр детского танца с немецким названием «Ляллен» (в переводе это означает «детский лепет») при немецкой школе № 12 и при поддержке Пермской немецкой общественной организации «Видергебурт». Арнольд Райник руководит театром и сегодня. Идея заключалась в создании театра немецкого танца, но с течением времени репертуар значительно расширился. За 30 лет творческой деятельности театра поставлено более 250 танцевальных номеров и 17 авторских спектаклей. «Второй Сон», «Дразнилка для мамы», «Посох Дива», экологический балет «Серебряный дождь», шоу-программы «Ляльки в городе», «Веселые недотепы», «Шоу телепузиков», «Сладкий марафон», «Эльфомания», программа «Танкодром». Последнее достижение театра - спектакль «Мама для Лунтика», который с большим успехом идет на центральных сценах города.

Два ярких произведения Арнольда Райника, рок-балет против наркотиков «Западня» на музыку современных немецких групп и спектакль по библейскому сюжету «Тайная вечеря», были показаны в рамках сборной программы «Золотое кольцо» в 2001 году на молодежном фестивале «Меж границ – без границ» в Германии. В течение 12 лет немецкий театр танца «Ляллен» каждое воскресенье радует своими концертными программами для детей из пермских домов ребенка, оставшихся без попечения родителей.

Коллектив авторского театра «Ляллен» активный участник всех мероприятиях, проводимых в городе и крае, («Губернаторская ёлка», открытие фестивалей немецкого кино «Тайны Рейна», фестивали национальной культуры народов Прикамья «Радуга талантов Многонациональной Перми»). Известен театр и за пределами Пермского края: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Омск, Саратов, Барнаул, Екатеринбург – далеко не полный перечень городов, где побывал театр. Балет «Западня» в рамках программы за здоровый образ жизни был неоднократно показан в г. Воткинск, г. Глазов, г. Рязань, г. Архангельск, г. Москва.

Театр немецкого танца «Ляллен» участвует и в международных проектах. В октябре 2010 года театр принимал участие в проекте «Социальный мюзикл» и привез в Берлин балет «Зачарованный мир».

С 1981 года по сегодняшний день Арнольд Райник является внештатным балетмейстером Пермского театра юного зрителя. С его хореографией были поставлены более 35 спектаклей, такие как «Ах, Невский», «Светлана», «Ты нам нужен Гаврош», «Вишневый сад», «Чонкин», «Про кота Леопольда», «Хочу быть Балдой», «Золоченые лбы». Также были выпущены два диска с детскими песнями, музыку и слова к которым написал Арнольд Райник.

В сентябре 2007 года Арнольд Сефулаевич выступил в качестве главного режиссера немецкого фестиваля «Меж границ - без границ» в честь 10-летия Немецкого молодежного объединения. В сентябре 2009 года Арнольд Райник вошел в состав режиссерской группы на «Празднике цветов» в городе Шверин в Германии. В 2010 году он принял активное участие в подготовке Общероссийского фестиваля культуры российских немцев «Мы часть истории твоей, Россия. Мы твой народ!».

5 вопросов портала RusDeutsch Арнольду Райнику:

1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?

К сожалению, я учился в очень слабой деревенской школе до 8 класса. 9, 10, 11 класс проходил уже в вечерней школе, потому что надо было кормить семью: мама и два маленьких братика без отца. Так что мне было не до школы, не до предметов, игра на выживание. Любимые предметы появились куда позже.

2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?

Я думаю, что это в большой степени надуманная вещь, нам изо всех сил пытаются внедрить мысль о том, что каждая национальность имеет свои какие-то определенные черты, которых нет у других. Я в это не очень верю.

Есть человек, есть личность, и каждая личность уникальна, индивидуальна.

В себе не чувствую чисто немецких черт характера.

3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?

На первых порах нужно учиться у других, искать кумиров и близких по духу людей, но до определенного момента зрелости. После постепенно от этого всего отказаться и искать собственное лицо, собственный стиль и свой язык. Это очень важно и очень редко происходит.

Это я говорю своим студентам в институте культуры - что пусть будет плохое, но “свое”. Потом будет лучше и уже совсем оригинальное.

4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?

На этот вопрос дал подводку выше. Есть люди, которых уважаю в профессии, но, как из предыдущего ответа понятно, я ни о чем бы его не спросил. Это его личный опыт. Нужно обращаться к самому себе и научиться видеть самого себя. Для этого нужна тишина, покой. Звук собственных шагов мы услышим только в полной тишине.

5. О чем Вы сейчас мечтаете?

Сейчас о многом пришло понимание. Мироустройство, человечество, человеческие качества, смыслы, которые человек должен понять. Моя мечта, чтобы небеса дали мне какое-то время, чтобы это каким-то образом оформить и передать свое понимание. Человеческий опыт замечателен тем, что чтобы понять какую-то истину я потратил лет 8, 10, 15 и более, а передать - нужно 10-15 минут.

Еще одна из мечт - увидеть, как мои ученики превзошли меня.

Недавно я, наигравшись, отдал театр немецкого танца «Ляллен» своим ученикам. Хочется увидеть, что театр, которому я отдал почти всю жизнь, все творческие силы расцветает и идет дальше, становится более современным и актуальным.


По ссылке вы можете прочитать материал портала RusDeutsch, посвященный 30-летию детского театра танца «Ляллен».

А здесь вы можете познакомиться с достижениями двух других номинантов ЛИНР-2023 в области искусства - Эльвиры Шрайнер и Отто Шварца, а также узнать, как они ответили на наши 5 вопросов.

Проголосовать за понравившихся номинантов ЛИНР вы можете на официальном сайте конкурса до 20 августа включительно. Церемония награждения Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» пройдет 16 сентября в Москве.

Рубрики: ЛИНРНоминанты ЛИНР – 2023