«Многорукое, многоглазое…»: 30 лет Авторскому театру танца «Ляллен»

30 мая по традиции Авторский театр танца «Ляллен» дает отчетный концерт, который в этом году посвящен 30-летнему юбилею этого популярного детского коллектива из Перми. А свой день рождения театр отметит в декабре. В преддверии праздничных событий портал RusDeutsch поговорил с его основателем и бессменным руководителем Арнольдом Райником.

«Детский лепет» по-немецки

«Это многорукое, многоглазое творческое объединение, благодаря которому не одна тысяча детских душ и сердец была отведена от соблазнов подворотен», – так говорит о своем детище хореограф, поэт, режиссер, педагог и руководитель направлений Творческого объединения российских немцев Арнольд Райник.

А началось все 30 лет назад. Увлеченный идеей создания танцевального коллектива, связанного с немецкой культурой, хореограф пришел в школу с углубленным изучением немецкого языка, где был принят, что называется, с распростертыми объятьями.

Для ансамбля были отобраны около 70 желающих – учеников 3-х и 4-х классов. А дома Арнольд Райник случайно заглянул в лунный календарь, где было написано: если в это воскресенье вы начнете какое-то дело, то оно обречено на успех. В итоге на первую репетицию, перенесенную с понедельника на воскресенье, пришли семь человек. С этой «великолепной семерки» 6 декабря 1992 года и началась яркая и увлекательная жизнь детского театра танца, название которого – «Ляллен»: в переводе с немецкого «Lallen» означает «детский лепет».

По мнению мастера, самое важное – не сломать мировоззрение детей, с которым они приходят в наш мир и дать возможность каждому из них пройти свой путь. «Своим ученикам я всегда даю возможность ошибиться, потому, что грабли на дороге – это самый лучший учитель. На чужом опыте никто не учится», – поделился Райник в интервью «Рифей-ТВ».

В коллективе поддерживаются традиции и существует настоящая преемственность поколений. Уже выросшие дети возвращаются в «Ляллен» в качестве наставников, а многие приводят в театр своих детей, которые танцуют на той же сцене, где и когда-то их родители.

О немецких чертах

«Мама у меня немка, а отец – татарин. Поэтому я сам не понимаю, какой я национальности, – рассказывает о себе Арнольд Райник.

Моя «немецкость» проявляется на 100 процентов в двух вещах. Первая – это труд. Он для немцев всегда был религией. И для меня в том числе.

По труду я сужу, насколько человек осознан в этом мире, насколько он нашел себя и может реализоваться. Второе – это немецкая основательность и доведение до идеального состояния любого дела, за которое берутся немцы. Это было на протяжении всей истории. Эта черта мне очень симпатична, и я всю жизнь ее в себе культивировал. Надеюсь, у меня получилось».

Не умею играть в администратора

Не секрет, что художественное руководство подразумевает не только творческую, но и административную работу. Как удается соединить эти качества? «Они во мне одинаково сильны, – говорит Райник. – Но «играть» в администратора – не моя игра. Мне это неинтересно. И я долго ждал, что придет человек, который возьмет на себя все административные функции, оставив мне только творчество. Десять лет назад это произошло. Ко мне пришла одна из моих первый учениц – Татьяна Щербинина. И я счастлив, что она работает со мной все эти годы, помогает и снимает все административные нагрузки».

О главном достижении

По мнению хореографа, главное достижение театра «Ляллен» – это не количество постановок, а количество тех детей, к миру которых ему удалось прикоснуться.

«Они бесконечно обогатили меня своими ощущениями и мировоззрением. Ибо ребенок приходит в этот мир со своим собственным содержанием, и если взрослый внимательно к этому относится, он обогащается. Но чаще всего мы игнорируем детские миры и считаем, что мы мудрее и опытнее. А это не так.

Как для педагога для меня также важно, насколько я помог ребятам сориентироваться в этой жизни. На каждой репетиции я видел их внимательные глаза и думал, что, может быть, мои пространные речи на тему сюжетов танцев настолько же важны для них, как и хореография, музыка и танец, который мы в этот день разучиваем. Наше взаимное обогащение – это самый важный результат моей работы, и в этом я вижу главную роль своего театра».

Поздравление в адрес коллектива и его основателя направили Президент Федеральной национально-культурной автономии Генрих Мартенс и Первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс. В нем в частности говорится:

«Тридцатилетие театра – почетный возраст для творческого коллектива, объединившего детей и взрослых любовью к танцу, а также взрастившего в своих стенах не одно поколение талантливых артистов.

Огромная заслуга Авторского театра танца «Ляллен» и его основателя и бессменного художественного руководителя Арнольда Райника в популяризации танцевальной культуры и воспитании подрастающего поколения.

В репертуаре театра насчитывается порядка 300 танцев и спектаклей, которые становятся настоящим событием в культурной и общественной жизни Перми. Неизменный успех выступлений – достойная награда за ежедневный кропотливый труд, многогранный, щедрый талант и безграничную любовь к танцу».

Рубрики: Мы - российские немцы!ПоздравленияРазное