Молодой предприниматель Владислав Коржов о силе семьи и о том, зачем детям IT-школа

Владислав Коржов (Гаммершмидт) – молодой предприниматель из Томска. В возрасте 22 лет он открыл детскую онлайн-школу программирования, успевает активно участвовать в общественной жизни российских немцев, при этом называет себя «ленивым человеком». Об этом парадоксе и не только мы поговорили с Владом в этом материале.

По задумке Владислава, онлайн-школа не только обучает детей IT-навыкам, но и помогает им реализовать себя, наладить отношения с родителями, а детям-интровертам –получить признание среди ровесников. Из беседы с Владом становится понятно, что помимо онлайн-школы он сейчас ведет еще как минимум пять проектов. При этом он активно участвует в деятельности Организации российских немцев (ОРН) – как в своем родном городе Томске, так и в федеральном движении.

В общественное движение Влад попал, когда работал диджеем на летней языковой смене «SommerCamp» (летняя смена) в Томском областном Российско-немецком доме. А сейчас молодой человек помогает в организации этнокультурных языковых встреч по всей стране. Кстати, после подготовки одного из таких проектов он вернулся домой из Москвы вместе с собакой – очаровательным биглем.

Кроме этой милой истории в разговоре с нами Влад рассказал о своем опыте предпринимательской деятельности и дал советы начинающим бизнесменам, а также поделился трогательными историями о дружной семье – такой, в которой ходят друг к другу на завтрак, бьются яйцами на Пасху и вместе катаются на горных лыжах, – и о любимой девушке, которая помогает ему в общественных и бизнес-проектах. И помечтал вслух о том, как здорово было бы научиться вставать в 5 утра.

Влад, я знаю тебя как очень самостоятельного человека, который с юных лет строит собственное дело, и мне хочется воспользоваться возможностью и выразить восторг. Расскажи, с чего ты начал свою предпринимательскую деятельность? Что было первым шагом?

Это не было прям с юных лет, мне было… сколько же? 22 года. Я работал в Центре планирования карьеры и преподавал программирование.

Все было классно, только мне не нравилось отношение родителей: когда что-то дается бесплатно, это не ценят. Звонишь родителю: «Вася сегодня не пришел». Они: «Ну, завтра придет». Говоришь: «У нас же план, так нельзя».

Программирование как иностранный язык: если ты пропускаешь определенную тему, –например, в немецком артикли, – то дальше не можешь говорить, потому что не понимаешь, что такое der, die, das. И здесь то же самое: если пропускаешь тему циклов, то не знаешь, как двигаться дальше.

И отношение родителей сказалось на моем впечатлении от педагогики. Хотя это дело мне безумно нравилось. Я принял волевое решение, от которого меня все отговаривали. Ребята из Центра, у которых опыт педагогики 30 лет, говорили: «Влад, ну мы считали, там денег нет».

Но я решил все-таки попробовать. Пока молодой, и у тебя еще нет обременений, есть возможность пробовать и не бояться. Если в какой-то момент будет нечего есть, пойду таксистом поработаю или пешим курьером. Есть возможность ошибаться и пробовать новое!

И я открыл свое первое дело – онлайн-школу программирования для детей. Первый год был тяжелый и непонятный. Мы вкладывали деньги в рекламу, по тем меркам, три года назад, 30-40 тысяч в месяц для студента – это было тяжело.

Но потихоньку все полетело. На четвертый месяц появились первые педагоги. Изначально я сам преподавал, и благодаря этому расходы были только на рекламу. У меня было еще репетиторство с несколькими детьми. И получался такой круг: деньги приходили и тут же вкладывались в рекламу.

Когда твое дело вышло на самоокупаемость и в плюс?

Если честно, на то, чтобы отойти от ремесленничества и начать именно бизнес, понадобилось 2,5 года. Школе третий год, и последние полгода я ее не касался от слова «совсем». Мне просто периодически приходят деньги, я выплачиваю зарплаты – кайф!

Точка безубыточности была очень плавающая с учетом того, что у меня не было никакого опыта. Бывало, три месяца работаем в дикий плюс, а потом просели. Наверное, на восемнадцатый месяц появилась та самая точка безубыточности, когда мы смогли спокойно жить.

Сейчас Школа программирования становится не основным источником, это просто приятный бонус, приносящий деньги.

Она стала отправной точкой, когда мне все поголовно говорили, что делать бизнес в России нереально. Для этого нужно много денег или много настойчивости. У меня не было ни того, ни другого.

Ты сейчас скромничаешь!

Я на самом деле очень ленивый человек! Наверное, поэтому и решил делать бизнес, чтобы не я работал, а на меня работали (смеемся).

В прошлом году Фонд содействия инновациям запустил конкурс «Студенческий стартап». Любой студент мог выиграть грант, миллион рублей, на реализацию своей идеи.

А у меня давно была идея создать аналог американской платформы для изучения программирования. Это игровая платформа, где ребенок, печатая текст, управляет роботом. Все построено на методе геймификации: ребенок модернизирует космический корабль, путешествует между планетами. Я подал идею на конкурс, и у нас получилось выиграть грант! Сейчас мы сделали подобие того, что хотели, и будем двигаться дальше, искать инвестиции.

Платформа через игру обучает программированию. И это не столько навык создания программ, сколько навык алгоритмизации и формирования у ребенка мышления – смотреть на крупные задачи как на маленькие шаги.

Взрослые тоже сталкиваются с этой проблемой: видя огромную задачу, они не всегда могут правильно рассчитать на нее время, капитал и другие ресурсы.

А когда человек с детства учится алгоритмическому мышлению, он понимает: прежде, чем засунуть жирафа в холодильник, нужно достать оттуда слона. Он начинает по-другому думать и смотреть на мир.

Влад, ты сейчас открываешь для меня мир программирования по-новому! Я далека от этой темы и видела ее как сугубо технический навык. Это же такой крутой и универсальный навык для жизни.

Да, и наша задача замотивировать родителя и объяснить значимость. И в то же время показать ребенку: это не просто построить что-то прикольное в «Майнкрафте» – он может создать программу.

Например, один ученик сделал онлайн-расписание для школы, а второй – онлайн-дневник. Он из села, родители купили ему ноутбук и хотели, чтобы ребенок разобрался в нем. И вот с нуля мы довели ученика до того, что он создал для своей деревенской школы онлайн-расписание с помощью Telegram-бота.

Дети, склонные к технике, могут быть замкнутыми. А программирование помогает раскрыться и стать «звездами» в своей школе и окружении.

Сколько лет детям?

Им всем не больше 10-12 лет.

Ничего себе!

Еще интересный кейс. У мальчика отец владеет своей фирмой по ремонту квартир. Ему нужен был бот для приема заявок от клиентов. И ребенок это реализовал: сделал простой бот, который закрыл все базовые потребности по бизнесу. И сэкономил папе тысяч 30-40 рублей. Такие родители говорят «спасибо», и ради этого хочется работать.

Вы делаете большое дело! Это и реализация ребенка в школьном социуме, и укрепление семейных отношений, когда родитель видит, какой его сын умничка.

Да, не все родители, конечно, это понимают. Но это именно так.

Сейчас, когда школа программирования работает автономно, мне стало интересно двигаться дальше. Грант делаем. Мы с командой хотим разработать свою CRM-систему (программа для управления бизнесом, куда можно загрузить базу клиентов, отсматривать задачи сотрудников и др. – прим. ред.). Зная все проблемы онлайн-школы изнутри, создать идеальную для себя систему, с которой сможем жить и передавать ее дальше.

Ну и мы занимаемся разработкой разных проектов, в основном боты и CRM.

Насколько я знаю, у тебя не только школа программирования, но и был проект о финансовой грамотности для детей. Расскажи об этом опыте.

Это то, что не получилось. Хотя был крутой брендинг. Но идея не выстрелила: как бы красиво ни выглядела обертка, как бы мы ни прокачивали внутрянку. Но не дотянули, и проект закрылся с минусом.

У меня был и свой интерес. Моей племяннице восемь лет, и ее мама, моя сестра, однажды говорит: «Влад, она вообще не понимает ценность денег».

Возникают вопросы: «Мама, ты же работаешь, у тебя сейчас есть на карте десять тысяч, почему ты не можешь мне купить что-то за тысячу?»

И такие вопросы есть у многих, и в частности для решения этой проблемы мы решили открыть школу. Мы это делали вместе с моей девушкой.

Но либо мы не дожали, либо было много проектов, и меня не хватило.

Какой созидательный опыт ты вынес для себя из этого проекта?

Надо пробовать новое и не бояться вовремя заканчивать.

По факту у нас сейчас готовая упаковка, готовая учебная программа. Допиливай ее и запускай. И где-то этот курс стопроцентно пригодится. Он обязан себя окупить. Закон вселенной: если ты вкладываешься, то это возвращается.

Слышу в твоем рассказе большой фокус на работе с детьми. Раскрой, пожалуйста, с чем связан этот импульс – вкладываться в рост детей?

У меня еще в подростковом возрасте появилась идея, что я должен быть учителем информатики. И я четко к этой цели шел, учась в гуманитарном лицее. У меня была крутая учительница информатики Ирина Анатольевна. Это человек, который во многом помог мне стать тем, кто я есть сейчас.

У меня большой опыт работы с детьми. Я и в лагерях работал. Недавно считал, у меня в лагерях больше 40-50 смен, это вожатым и диджеем.

Ты с 18 лет живешь отдельно от родителей, отказался работать по найму, хотя все отговаривали, и создаешь свое дело. И для этого нужно иметь здоровую дерзость: «Я хочу и сделаю это». Как ты взращивал эти качества в себе?

Наверное, это не дерзость, а вредность: делать наперекор всем. Если все говорят, что не получится, значит 100 процентов должно получиться!

Мои мама и папа всю жизнь проработали в найме, и к бизнесу никто отношения не имел. А я бросил вуз и был на своей волне. У меня было полгода, когда работал диджеем и просто наслаждался жизнью.

Когда познакомился с девушкой, они вместе с мамой уговорили меня поступить в университет, тогда же мы запустили школу программирования. Ну и все. Тот юношеский задор угас в пользу финансовой разумности и задела на будущее.

Думаю, все должно быть вовремя.

Часто люди не понимают, чего они хотят. И это грустно, потому что, работая всю жизнь не там, где ты хочешь, ты и получаешь не те результаты. Желание делать так, как я хочу, а не как велит общество – в этом моя вредность.

Я вижу в этом не только вредность, но и смелость – отстоять свое мнение. «Вы привыкли так, хорошо, ваше право, но я хочу по-своему». И не каждый имеет эту дерзость пойти своим путем и верить в него.

Тут еще проблема в целом в том, чтобы хотеть. Школьники выпускаются из школы и не всегда знают, чего они хотят.

Мне нравится идея, чтобы год усердно работать, выкладываясь на 1000 процентов, а потом жить на эту тысячу и получать удовольствие, пожиная плоды.

И сейчас я стремлюсь двигаться именно под этим лозунгом. Заставляя себя делать больше, чем мне бы хотелось, чтобы не делать это потом.

Создать фундамент, понимая, что на этом вырастет небоскреб?

Да, да. И школа программирования сейчас уходит на второй план. Потому что хочется путешествовать и создать такую нишу, чтобы перевести сайт на английский, немецкий, китайский язык и получать деньги именно в той стране, где нахожусь.

Поэтому пробую разные направления, это сейчас эксперименты.

Недавно мы подали еще на один грант (пока готовился материал, Влад получил новость, что они выиграли – прим. ред.). Это уже промышленное направление: разработка системы умного склада, которая поможет эффективнее расходовать ресурсы на хранение, инвентаризацию.

Это целый комплекс технологий, который позволит в режиме реального времени через телефон посмотреть, где находится ваша ложечка, мерный стакан. Вот пришел заказ №366, и вы сможете найти его с точностью до 10 сантиметров.

Мне нравится, что это уже другое: рынок B2B и B2G, то есть работа для бизнеса и государства.

Когда мы были на деловом форуме в Новосибирске, ребята рассказывали, кажется, про немецкую компанию, которая производит бионические руки и другие штуки для промышленности. И я думаю: «Это же идеально! Ты просто собрал, продал куда угодно и сидишь счастливый».

Столкнувшись пару раз с тем, что мой заказ теряли на цветочном складе, я подумал: «Было бы прикольно, чтобы они могли посмотреть точное местоположение».

И можно сказать, что зародыш идеи появился на деловом форуме российских немцев.

Восхищаюсь твоим предпринимательским и системным мышлением! Давай завершим эту главу про бизнес советами для тех, кто подумывает про свой стартап. Какие уроки ты можешь вывести из своего опыта?

Самый первый вывод для себя: надо считать деньги, сколько и куда вложил. Тысяча процентов успеха зависит именно от этого.

Второй момент – сохранять все материалы на жестком диске или облаке: все фотографии и сертификаты. Что-то да потребуется.

Еще совет: банально не боятся пробовать. Работая даже в найме, ничто не мешает заняться бизнесом по вечерам, в обед или выходные. Просто пробуй и делай. Не получилось, ну и что? Даже если кто-то посмотрит косо, возможно, просто из зависти.

И не бояться закрывать проект, никогда не поздно открыться с новыми силами и ресурсами.

Если ты не попробуешь, то никогда не узнаешь: получится или нет. А если попробовал, и не получилось, значит, надо попробовать еще раз. Есть прекрасная цитата: когда ребенок учится ходить, он тысячу раз падает, но не перестает пробовать и продолжает идти дальше. И в бизнесе так же.

Вспоминаю сейчас бизнес-издания, в которых есть рубрика про «правила жизни» от какого-то человека. И представила тебя на обложке в костюме, а внутри на страницах твоя подборка.

У меня есть хороший совет, который я бы включил в нашу подборку (смеемся). Если хочешь заниматься бизнесом, найди человека, кто уже это делает и ведет свой Telegram-канал. Я читаю три канала: про детское онлайн-образование и IT-бизнес.

Давай перевернем с тобой страницу и поговорим о движении российских немцев. Как ты присоединился к движению?

Мои первые IT-курсы были как раз в РНД, когда я был ребенком. Нас учили рисовать в Paint, набирать текст – базовые навыки, что сейчас умеет любой школьник. Туда же ходил на рисование.

В школе я познакомился с девушкой, которая позвала меня диджеем на летнюю языковую смену РНД «SommerCamp». Мне безумно понравилось!

У меня вся картина мира перевернулась с ног на голову: я не понимал, как дети на каникулах могут по четыре часа учить немецкий. Езжайте в летние лагеря, вас не будут там заставлять ничего делать, отдыхайте!

А потом ты понимаешь атмосферу, что это не просто „Sprichst du Deutsch?“ («Ты говоришь по-немецки?»), а немецкий для удовольствия и расширения кругозора. И это особенные дети.

Ну, покажите мне еще место, где дети учат четыре часа язык и делают это с таким кайфом?

В следующие годы ездил на «SommerCamp» старшим вожатым, помогал в организации. Мне предложили, а я такой человек: если мне это нравится, то соглашаюсь. Да, тяжело, да, мало сплю, но это прикольно.

Как ты еще участвуешь в жизни российских немцев на местном уровне?

Это «SommerCamp». И в целом, когда РНД Томска необходимы озвучка мероприятия, онлайн-трансляции квиза или другие технические моменты, я стараюсь вырываться и помогать.

Расскажи об участие в федеральном движении.

После 2019 года я попал в федеральную оргкоманду. Мы отработали первую семейную этнокультурную языковую встречу. Занимался также диджейством, технической поддержкой мероприятий.

Там подготовка устроена несколько иначе, чем у нас. Команда вместе придумывает наполнение смены. И я ездил на подготовку, мы вместе придумывали мероприятия. В этом году тоже участвую в проведении семейных этнокультурных языковых встреч как член федеральной оргкоманды.

Кстати, с одной из языковых смен мы привезли вот это чудо. (Влад показывает на телефоне фото собаки-бигля).

Как это произошло?

Однажды мы с девушкой пошли в гости к педагогу, и нас встретил красивейший спаниель. Обратно мы шли молча, и я в моменте говорю: «Юль, давай заведем собаку».

Мы начали искать породу и выбрали бигля. Оказалось, что в московском питомнике есть та самая собака, а я выбирал по миллиарду параметров.

И как раз нас с Юлей пригласили на подготовку семейной встречи. Мы приехали в питомник – и все.… Вернулись домой с собакой.

Что еще? Мне очень понравилось, когда собирался «Авангард» в Екатеринбурге. Это была организационная встреча про планирование результатов. Мы делали сайт для настольной игры «Путь в НКО», и я ездил на рабочую встречу. Еще делали несколько сайтов: например, один проект про шпрухи в рамках гранта.

Так оказывается, многие сайты российских немцев сделаны руками Влада и его команды?

Ну, не многие, но сайта четыре. Стараемся помогать.

Мне приятно, что движение дарит мне позитивные эмоции, я стараюсь дарить эти эмоции в ответ.

Это выражается в том времени, которое я посвящаю. В моем положительном отношении.

Единственное, чего мне не хватает, – это развитие новых направлений. Сейчас начали в эту сторону смотреть. Развитие навыков у детей, которые им пригодятся в будущем, это важно. Это та же финансовая грамотность, рисование и другие знания.

Да, это такой разумный баланс: бережное отношение к корням и новые направления, созвучные современной жизни. На мероприятиях я видела тебя вместе с возлюбленной. Она участвует в общественных и бизнес-проектах. Расскажи, пожалуйста, об этом.

Мы познакомились с Юлей на другой почве, но потом обнаружилось, что она тоже из числа российских немцев, однако у нее в семье об этом особо не говорилось. Когда мы начали жить вместе, я часто ездил на проекты, мы с ней разговаривали на эту тему, и потихоньку она тоже стала подтягиваться.

И это классно! Рядом есть человек, который понимает тебя с полуслова.

У нас с Юлей хороший симбиоз: мы быстро додумываем идеи друг друга.

Например, про школу финансов мне не хватило мужества сказать: давай ее закроем. Это решение она взяла на свои плечи. Ее женская хозяйственная природа подсказала: что-то мы в убыток работаем.

Всегда нужен человек, с которым можно посоветоваться, и который понимает, на что ты способен или нет. Кто может посмотреть на ситуацию со стороны. Когда ты слышишь чужое мнение, то либо споришь с ним и лучше понимаешь себя, либо соглашаешься. И это здорово, когда есть человек, с которым хорошо по жизни!

Я очень счастлива за вас! Давай завершим беседу на теплой семейной ноте. Расскажи, пожалуйста, про немецкие корни и традиции в твоей семье. Возможно, что-то достанешь из детской памяти.

Я готов рассказывать вечно о двух вещах: это предпринимательство и семья.

Еще с детства чувствовал принадлежность к чему-то отличному от того, как у всех. Вот у нас рядом с домом церковь, но мы почему-то ходили в другую, особенную церковь, то есть лютеранскую. Или я говорю ребятам в школе: «У нас на завтрак были кребли». А они: «Что-что?».

Ой, бабушкины кребли – это произведение искусства.

У нас в семье все подарки дарят не на Новый год, а на Рождество. Дети открывают Адвент-календарь, моя мама делает просто великолепные календари! Мы собираемся по воскресеньям и зажигаем свечи на Adventskranz (рождественском венке).

У нас очень дружная семья. Каждую зиму мы ездим вместе кататься на горных лыжах или сноубордах. Летом постоянно куда-то выбираемся.

Все семейные праздники отмечаем вместе. Ту же Пасху: мы встречаемся на завтрак и бьемся яйцами, мама готовит куличи на всех.

Сейчас я могу уверенно сказать, что у меня идеальная семья. В любой непонятной ситуации мы стоим друг за друга. Всегда есть поддержка. Даже когда меня отговаривали от своего бизнеса, все равно были готовы помочь: например, полезными контактами.

Мы живем все очень близко: мама с сестрой вообще живут в одном доме, в соседних подъездах, я минутах в семи пешком от них. И я сейчас присматриваю квартиру на покупку в том же доме или соседнем.

У нас есть семейный чат, мама пишет: «Я хочу состряпать беляши, приходите завтра на завтрак». Мы собаку в зубы и пошли – и все собрались вместе.

И я подтягиваю детей – моих племяшек, рассказываю про российских немцев.

И все это реально дает тебе силу.

Рубрики: Бизнес-клуб российских немцевИнтервью