МСНК – 15 лет, восемь из которых жизнь российских немцев занимала большую часть и моей жизни. Сколько интересных людей и сколько воспоминаний… Улица Бойцовая, д. 14, корп. 6, кв. 37–40. До того, как в Москве открылся Российско-немецкий дом, этот адрес хорошо знали немцы не только России, Украины и Казахстана, но и Германии, Дании, Италии и даже Бразилии.
МСНК – 15 лет, восемь из которых жизнь российских немцев занимала большую часть и моей жизни. Сколько интересных людей и сколько воспоминаний…
Улица Бойцовая, д. 14, корп. 6, кв. 37–40. До того, как в Москве открылся Российско-немецкий дом, этот адрес хорошо знали немцы не только России, Украины и Казахстана, но и Германии, Дании, Италии и даже Бразилии.
Пятиэтажная панельная «хрущевка» под снос на окраине Москвы. Подъезд окутан клубами теплого пара, поднимающегося из подвала. Где-то за домом много лет пролежал сейф, изготовленный в Германии в начале прошлого века, – подарок немецких коллег. Был он до того тяжеленный, что попытка поднять его на 5-й этаж (где много лет находилась штаб-квартира МСНК) с треском провалилась из-за вполне обоснованных опасений, как бы не обвалились перекрытия. Куда он потом делся – кто знает…
Лестничная площадка. Пол с выщербленной плиткой. Генрих Генрихович переживает: «Срочно уберите все, что отвалилось. Да: и лампочку на лестнице надо вкрутить. И, Танюша, проследите, чтобы госпоже Гертрампф не достался черный стул – у него ножки подкашиваются!» Это он об ожидающем нас визите представителей Посольства Германии в Москве и VDA.
Дорис Гертрампф – атташе Посольства по культуре. Изумительная женщина! Благодаря ее неиссякаемой энергии и доброму отношению московские немцы – частые гости на Мосфильмовской, 56 – в Посольстве ФРГ. Сколько там проходило выставок, тематических и музыкальных вечеров! Посольство организует угощение, МСНК – культурную программу.
Подготовка каждого концерта – отдельная большая история. Руководила всем этим Валентина Николаевна Смирнова (Эртель). Она успевала подумать буквально обо всем: договариться с хорошими исполнителями, что само по себе непросто, учитывая мизерные гонорары, либо их полное отсутствие. Обзванить зрителей. Да: и еще она была уверена, что настоящий концерт не может обойтись без программок. Их мы и делали всем трудовым коллективом, «сверстав» при помощи скромных возможностей Windows 3.1 и тиражируя на допотопном ксероксе. Помню, на Пасху 1996 года отксерокопировали 400 штук, а потом вручную (!) золотыми и серебряными маркерами раскрашивали на них слово IVDK. Для таких мероприятий арендовали большие залы. Так, несколько лет подряд до 600 московских немцев встречали Рождество и Пасху в гостеприимном и уютном Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ).
Надо сказать, что даже и небольшой концерт требовал отдельной заявки на финансирование. У Генриха Генриховича – много замечательных идей, но чтобы воплотить их в жизнь, нужно было все тщательно просчитать. Не помню случая, чтобы главный бухгалтер Наталья Федоровна Церт и бухгалтер Елена Львовна Птицына ушли с работы в 18.00. А когда на обучающие семинары МСНК для руководителей центров немецкой культуры съезжались участники со всего бывшего Советского Союза, Наталья Федоровна работала до глубокой ночи.
Вообще, сегодня, должно быть, уже забылось, что основную работу МСНК вел в регионах. Причем, это были масштабные проекты, рассчитанные на значительное число участников: фестивали немецкой культуры, летние языковые лагеря для детей, ежегодные научно-практические конференции и обучающие семинары, художественные выставки в лучших картинных галереях и музеях. С гордостью вспоминаю, что мне довелось заниматься организацией персональных выставок Петра Дика в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Инессы Гарвардт в Центральном доме художника в Москве, Нины Лохтачевой в Русском доме в Берлине.
Наши проекты имели большое значение не только потому, что давали российским немцам возможность самореализации. Благодаря работе МСНК многие сограждане впервые узнали, что есть такая самобытная национальность с давними традициями и богатой культурой, что несколько столетий немцы и русские бок о бок трудились на благо России. В этом и заключалась главная «политическая» деятельность МСНК. Мы никогда не участвовали в политических интригах и битвах за восстановление автономии, с самого начала мы вели исключительно культурную и образовательную работу. Пожалуй, единственным «не культурным» мероприятием и, одновременно, боевым крещением заместителя председателя Екатерины Евгеньевны Листаровой стал съезд МСНК в декабре 1996 года.
Отдельно надо сказать об издательской деятельности союза. Книгами и методической литературой от пола до потолка были забиты ванные комнаты квартир 39 и 40. Их все нужно разослать. Потом начался выпуск информационного бюллетеня Gemeinschaft и информационно-методического бюллетеня «Центры немецкой культуры» (позднее – журнал Objektiv), редактором которых я была с 1996-го по 2002 год. А потом стала выходить «Московская немецкая газета». Ее бессменный редактор Лариса Худикова как-то раз, еще до выхода первого номера, рыдала по пути к метро: «Ну какой бизнес-план? Какая смета расходов? Я же творческий человек!» «Успокойся, – говорю, – все образуется!» И, действительно, образовалось. Да еще как! Вот уже 15 лет МСНК вносит посильный вклад в дело возрождения культуры российских немцев. За эти годы недоброжелатели неоднократно предрекали его скорую кончину, а он все продолжает свою работу. И все наши сотрудники (включая и меня), кто по каким-либо причинам сменил работу, продолжают созваниваться и встречаться. Слишком многое нас связывает.
Татьяна Киселева,
первый заместитель главного редактора журнала «Экономика России: XXI век»
Улица Бойцовая, д. 14, корп. 6, кв. 37–40. До того, как в Москве открылся Российско-немецкий дом, этот адрес хорошо знали немцы не только России, Украины и Казахстана, но и Германии, Дании, Италии и даже Бразилии.
Пятиэтажная панельная «хрущевка» под снос на окраине Москвы. Подъезд окутан клубами теплого пара, поднимающегося из подвала. Где-то за домом много лет пролежал сейф, изготовленный в Германии в начале прошлого века, – подарок немецких коллег. Был он до того тяжеленный, что попытка поднять его на 5-й этаж (где много лет находилась штаб-квартира МСНК) с треском провалилась из-за вполне обоснованных опасений, как бы не обвалились перекрытия. Куда он потом делся – кто знает…
Лестничная площадка. Пол с выщербленной плиткой. Генрих Генрихович переживает: «Срочно уберите все, что отвалилось. Да: и лампочку на лестнице надо вкрутить. И, Танюша, проследите, чтобы госпоже Гертрампф не достался черный стул – у него ножки подкашиваются!» Это он об ожидающем нас визите представителей Посольства Германии в Москве и VDA.
Дорис Гертрампф – атташе Посольства по культуре. Изумительная женщина! Благодаря ее неиссякаемой энергии и доброму отношению московские немцы – частые гости на Мосфильмовской, 56 – в Посольстве ФРГ. Сколько там проходило выставок, тематических и музыкальных вечеров! Посольство организует угощение, МСНК – культурную программу.
Подготовка каждого концерта – отдельная большая история. Руководила всем этим Валентина Николаевна Смирнова (Эртель). Она успевала подумать буквально обо всем: договариться с хорошими исполнителями, что само по себе непросто, учитывая мизерные гонорары, либо их полное отсутствие. Обзванить зрителей. Да: и еще она была уверена, что настоящий концерт не может обойтись без программок. Их мы и делали всем трудовым коллективом, «сверстав» при помощи скромных возможностей Windows 3.1 и тиражируя на допотопном ксероксе. Помню, на Пасху 1996 года отксерокопировали 400 штук, а потом вручную (!) золотыми и серебряными маркерами раскрашивали на них слово IVDK. Для таких мероприятий арендовали большие залы. Так, несколько лет подряд до 600 московских немцев встречали Рождество и Пасху в гостеприимном и уютном Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ).
Надо сказать, что даже и небольшой концерт требовал отдельной заявки на финансирование. У Генриха Генриховича – много замечательных идей, но чтобы воплотить их в жизнь, нужно было все тщательно просчитать. Не помню случая, чтобы главный бухгалтер Наталья Федоровна Церт и бухгалтер Елена Львовна Птицына ушли с работы в 18.00. А когда на обучающие семинары МСНК для руководителей центров немецкой культуры съезжались участники со всего бывшего Советского Союза, Наталья Федоровна работала до глубокой ночи.
Вообще, сегодня, должно быть, уже забылось, что основную работу МСНК вел в регионах. Причем, это были масштабные проекты, рассчитанные на значительное число участников: фестивали немецкой культуры, летние языковые лагеря для детей, ежегодные научно-практические конференции и обучающие семинары, художественные выставки в лучших картинных галереях и музеях. С гордостью вспоминаю, что мне довелось заниматься организацией персональных выставок Петра Дика в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Инессы Гарвардт в Центральном доме художника в Москве, Нины Лохтачевой в Русском доме в Берлине.
Наши проекты имели большое значение не только потому, что давали российским немцам возможность самореализации. Благодаря работе МСНК многие сограждане впервые узнали, что есть такая самобытная национальность с давними традициями и богатой культурой, что несколько столетий немцы и русские бок о бок трудились на благо России. В этом и заключалась главная «политическая» деятельность МСНК. Мы никогда не участвовали в политических интригах и битвах за восстановление автономии, с самого начала мы вели исключительно культурную и образовательную работу. Пожалуй, единственным «не культурным» мероприятием и, одновременно, боевым крещением заместителя председателя Екатерины Евгеньевны Листаровой стал съезд МСНК в декабре 1996 года.
Отдельно надо сказать об издательской деятельности союза. Книгами и методической литературой от пола до потолка были забиты ванные комнаты квартир 39 и 40. Их все нужно разослать. Потом начался выпуск информационного бюллетеня Gemeinschaft и информационно-методического бюллетеня «Центры немецкой культуры» (позднее – журнал Objektiv), редактором которых я была с 1996-го по 2002 год. А потом стала выходить «Московская немецкая газета». Ее бессменный редактор Лариса Худикова как-то раз, еще до выхода первого номера, рыдала по пути к метро: «Ну какой бизнес-план? Какая смета расходов? Я же творческий человек!» «Успокойся, – говорю, – все образуется!» И, действительно, образовалось. Да еще как! Вот уже 15 лет МСНК вносит посильный вклад в дело возрождения культуры российских немцев. За эти годы недоброжелатели неоднократно предрекали его скорую кончину, а он все продолжает свою работу. И все наши сотрудники (включая и меня), кто по каким-либо причинам сменил работу, продолжают созваниваться и встречаться. Слишком многое нас связывает.
Татьяна Киселева,
первый заместитель главного редактора журнала «Экономика России: XXI век»