«Каждый сантиметр земли пропитан слезами…»: российские немцы побывали в месте бывшего спецпоселения, где родились

Традиционная встреча рожденных в 40–50 годы прошлого века в спецпоселениях поселков Берёзовый и Берёзовый-2 состоялась в Котласе и была посвящена 80-летию депортации.

Поезд к тихой станции Берёзовый от железнодорожного вокзала Котласа отходит ранним утром. На платформе шумно: по бурным приветствиям понятно, что встречаются старые друзья, которые давно не виделись. «Раз в два-три года мы проводим встречу тех, кто родился за колючей проволокой на спецпоселениях трудовой армии и разделил с родителями тяготы репрессий, – рассказывает руководитель Котласского Русско-немецкого центра встреч Галина Петрова (Ракко). –

В этом году, в году 80-летия депортации российских немцев, мы не могли не встретиться. Нас, рожденных в спецпоселениях, судьба разбросала по разным городам и странам. Сегодня в Котлас приехали потомки трудармейцев из Москвы, Перми, Оренбурга, Кулоя, Новодвинска, Архангельска, Ярославля, Волгограда. Дата начала депортации очень важна для нас. Ведь именно в этот день изменились судьбы сотен тысяч российских немцев.

Сегодня мы отправимся на станцию Берёзовый, где находились спецпоселения Берёзовый и Берёзовый-2. Там вдоль железной дороги были расположены женский лагерь, лагерь для особо опасных преступников и лагерь политических заключенных, осужденных по 58 статье. Традиционно, мы посещаем кладбище, приводим в порядок могилы наших родителей и соседей, дети которых сейчас живут далеко. Также, традиционно, мы возлагаем цветы к Поклонному кресту. Этот памятник мы считаем последним пристанищем тех, у кого и могилы-то нет...».

Пригородный состав трогается. В вагоне участники встречи усаживаются покомпактнее, так, чтобы можно было по дороге обсудить новости, рассказать о семейных радостях и тревогах. Через полчаса дороги за окном только густой северный лес.

На железнодорожных станциях Берёзовый и Разъезд 335 км останавливаются лишь редкие пригородные поезда. Два маленьких полустанка, связанны одной судьбой. Это место, куда были переведены российские немцы на вечное поселение. Здесь была трудовая колонна, которую в годы войны задействовали в строительстве моста через реку Северная Двина.

История Котласских спецпоселений связана с периодом раскулачивания крестьян в 30-е годы прошлого века и с датой 28 августа 1941 года. Этот день – трагический для российских немцев. По указу от 28 августа была ликвидирована Автономная республика немцев Поволжье. Выселяли людей в кратчайшие сроки. Все нажитое имущество брать с собой было запрещено. Далее последовал призыв в трудармию: сначала забрали мужчин, а потом и женщин (исключение составляли лишь матери с детьми до трех лет да старики). Репрессированные российские немцы оказались в заключении: жили за колючей проволокой, на работу ходили под конвоем. Несколько таких трудовых колонн были расположены в КотласЛАГе. Содержавшиеся там трудармейцы строили мост через реку Северная Двина и железную дорогу на Воркуту. По завершении строительства стратегических объектов немцам не позволили вернуться домой, а отправили в спецпоселения на лесозаготовку, где они жили в бараках и землянках. Положение немцев не изменилось и по окончании войны. Они были лишены всех прав вплоть до 1954 года. Бесправными были и дети, рожденные в спецпоселениях.

Полтора часа пути, и мы на станции Берёзовый. Далее – пешком вдоль железнодорожного полотна.

«Вот видишь, следы от шпал – здесь была узкоколейка. По ней шли вагоны с лесом, который добывали наши родители на лесопунктах, – рассказывает по дороге активист Русско-немецкого центра встреч Лидия Зайцева (Фишер). – Представляешь, женщины шестиметровые бревна в вагоны грузили! А сколько травм и смертей было – не счесть! У одной работницы волосы были гребнем скреплены. На делянке дерево спилили, и оно стало падать в ее сторону. Отбежать она не успела… Так гребень тот зубьями прямо в голову бедняге и вошел… С тех пор охранники запретили женщинам какие-либо заколки в волосах носить. Разрешалось только косу плести».

Через пару километров приходим на кладбище. На многих памятниках немецкие фамилии: Герман, Рис, Дик, Ракко, Шпольвинт, Генгенрейдер, Майер, Яуфман и другие. Это те, кто по злой воле оказался в лесной глуши, строил мост через Северную Двину, железную дорогу на Воркуту и добывал для страны «зеленое золото». Самым активным помощником в уборке кладбища стала исполнительный директор бюро Немецкого молодежного объединения Анна Парфеньева. Она очищала захоронения от проросшей травы и интересовалась судьбой каждого упокоенного под могильными плитами. Дети трудармейцев, которым сегодня за шестьдесят-семьдесят, охотно и подробно рассказывали о трудовых подвигах своих отцов.

Далее путь наш лежал к бывшему поселку, где жили спецпоселенцы. Сегодня населенных пунктов Берёзовый и Берёзовый-2 нет. Сохранились лишь редкие дома, построенные трудармейцами после войны. Сейчас в них живут, в основном, дачники. Дома крошечные и приземистые. «Это чтобы легче было протопить. Дрова достать было сложно. С лесопункта чурку возьмешь – статья! Дрова в то время мы, дети, заготавливали. Собирали щепки вдоль дороги», – поясняет Галина Петрова. У каждого дома – аккуратно сложенные поленницы. Запасаются хозяева дровами к зиме.

«Вот сейчас ты стоишь на месте, где была проходная женского лагеря. Шаг – и ты за колючей проволокой, – рассказывает Владимир Герман, сын трудармейца, владелец аккуратного подворья на берегу живописной заводи, к которой от дома спускаются мостки. – Мать говорила, что здесь каждый сантиметр земли пропитан бабьими слезами… Дальше видишь – лес. Еще семьдесят лет назад его там не было. Все было вырублено. Делянки лесопунктов там были. А сейчас – тайга».

Как же удивительна способность природы рубцевать раны и укрывать своею красотою горе людское да следы былых преступлений против народа…

«А это – дом моих родителей, – не без гордости показывает Владимир Герман аккуратный деревянный домик, выкрашенный небесно-синей краской. На фоне этой синевы особенно нарядно выглядят белые резные наличники и мелкие ярко-розовые цветы в подвешенных кашпо. – Помню, в детстве, все руки у меня были от гвоздей сбиты. Стройматериала-то не было. Вот и отдирали от стен бараков доски, гвозди кривые из них вытаскивали, распрямляли их и заново вбивали уже в свой дом…». Неподалеку выстроил Владимир Михайлович и дом для своей семьи. Такой же сине-аккуратный и украшенный по-немецки – подвесными горшками с цветами. Тем временем во дворе уж и стол накрыли. Хозяйка дома Мария, супруга Германа, зазывает на обед дорогих гостей, тех, кто также, как и ее муж, родился в спецпоселении Берёзовый.

Первая встреча рожденных и выросших в спецпоселении состоялась в 2003 году и приехали на нее 13 человек. Затем были мероприятия в 2007, 2012, годах. Самая многочисленная встреча пришлась на 2015 год (более шестидесяти человек). В 2018 году до Котласа добрались тридцать потомков трудармейцев. А потом все планы нарушила пандемия. Встреча в 2020 году была малочисленной, но очень значимой для всех российских немцев Котласа. Год назад здесь, на территории бывшего спецпоселения Берёзовый, велись съемки, которые легли в основу документального фильма «Невыбранное время, нежданная судьба…», посвященного 80-летию депортации российских немцев. Участники встречи, среди которых были и герои ленты, активно обсуждали премьеру. «Непривычно себя на экране видеть», – улыбаются участники съемок и резюмируют:

«Очень правдивый фильм! Он важен уже для наших детей и внуков – пусть молодежь знает жестокую правду о своих предках и гордится их выдержкой, стойкостью и мужеством!».

На нынешнюю встречу, в силу ограничений, не смогли приехать дети и внуки трудармейцев, которые живут сейчас в Германии, Казахстане, на Украине. Да и многим россиянам здоровье не позволило приехать к месту своего рождения, а многие уже ушли из жизни…

Руководитель Русско-немецкого центра встреч Галина Петрова принесла фотографии и развесила на стене сарая листы ватмана, на которых написала год каждого проекта, предложив землякам разобрать снимки и наклеить их на плакаты. Вот где воспоминания потекли рекой! Дети трудармейцев вспомнили каждого, кто был изображен на фотографиях. Кому-то пожелали доброго здоровья, а по ком-то прочитали поминальную молитву…

Завершилась встреча старых друзей у Поклонного креста в бывшем поселке Берёзовый. Этот крест был установлен в память о родителях-трудармейцах в 2010 году. На камне надпись: «Российским немцам-трудармейцам, сосланным разных национальностей, всем лесозаготовителям и рабочим железных дорог на севере страны в 40-50 годы 20 века. Вечная память. Дети, внуки, правнуки. Берёзовый, 2010 год».

«Накануне 28 августа мы специально приехали сюда, чтобы покрасить крест, привести в порядок территорию. Это мы делаем несколько раз в год. Это – наша дань памяти всем трудармейцам, погибшим здесь, на котласской земле», – поставил точку в разговоре активист Русско-немецкого центра встреч Иван Красницкий (Гаммершмидт).

Авторами и исполнителями Поклонного креста, который внесен в реестр памятников Котласского района, являются Валерий Докшин и Владимир Герман.

«Я благодарен Котласскому Русско-немецкому центру встреч за приглашение на встречу в Берёзовом, – делится впечатлениями профессор, доктор исторических наук Евгений Флейман (г. Кострома). – Руководители и активисты Котласской национально-культурной автономии ведут серьезнейшую поисковую работу и вносят неоценимый вклад в сохранение историко-культурного наследия российских немцев-трудармейцев. Здесь, в Котласе, меня ждала встреча с Галиной Павловной Петровой (Ракко). Представляете, некоторые мои исследования посвящены немецкой фамилии Ракко! Это просто подарок судьбы: пообщаться воочию с потомками тех, о ком ты писал в собственной книге!

Встречи, которые проводятся здесь, в Котласе, заслуживают особого внимания, ведь они дают возможность собрать жителей бывших спецпоселений, услышать их воспоминания и сохранить этот бесценный исторический материал для будущих поколений в книгах и фильмах».

Рубрики: 80-я годовщина депортацииНовости регионов