Федеральное правительство исправляет свое решение


  "Федеральное правительство исправляет свое решение. Слепая супруга позднего переселенца из России может остаться в Германии" - под таким заголовком 16 апреля вышел пресс-релиз Министерства внутренних дел, спорта и интеграции земли Нижняя Саксония. В нем сообщалось, что 48-летней слабовидящей супруге позднего переселенца из России, которой ранее Посольство Германии в Москве отказало в праве проживать с семьей из-за незнания ею немецкого языка, все же разрешено воссоединиться с семьей. Выход из неразрешимой казалось бы ситуации нашел уполномоченный по делам переселенцев и национальных меньшинств, парламентский статс-секретарь в МВД Германии Кристоф Бергнер.

Закон есть закон
«Федеральное правительство исправляет свое решение. Слепая супруга позднего переселенца из России может остаться в Германии» под таким заголовком 16 апреля вышел пресс-релиз Министерства внутренних дел, спорта и интеграции земли Нижняя Саксония. Такой хэппи-энд у истории, вызвавшей бурное обсуждение в немецких СМИ. В пресс-релизе сообщалось, что 48-летней слабовидящей супруге позднего переселенца, которой ранее немецкое Посольство в Москве отказало в праве проживать с родными в Германии из-за незнания ею немецкого языка, все же позволено воссоединиться с семьей.
Михели – глава семейства Иван, его супруга Алла и двое их совершеннолетних детей – решили переехать из России в Германию и подали документы на выезд. В положенный срок их пригласили в консульский отдел Посольства Германии в Москве на тестирование по немецкому языку. Иван с сыном и дочерью его прошли, а вот Алла, с которой Иван уже отпраздновал серебряную свадьбу, не смогла. «А как быть? Моя Алла ни писать, ни читать с 2004 года не может, – недоумевает Иван. Его супруга – инвалид по зрению.
Летом 2007 года Иван с детьми переехал в Германию. Некоторое время спустя он подал документы на воссоединение семьи. Жена, пусть уже не в статусе позднего переселенца, а как иностранка, переедет, как только придет положительный ответ, рассуждал Иван. Ведь семья и брак находятся под особой защитой шестой статьи конституции ФРГ. Закон гарантирует немецкому супругу совместное проживание с иностранным брачным партнером, уверял Ивана его адвокат.
Однако с 20 августа 2007 года обязательным условием переселения в ФРГ ненемецких членов семьи граждан Германии стало успешное прохождение ими языкового теста. От заявителя ожидается знание немецкого на уровне А1, то есть способность понять и связать примерно 800 немецких слов. Если заявитель страдает недугом, который ему не позволяет выучить немецкий язык, и он может это доказать, то от сдачи теста он будет освобожден. В случае с Аллой Михель справки от офтальмолога оказалось недостаточно. Врач Посольства Германии в Москве осмотрел женщину и вынес заключение, что она, будучи слабовидящей, все же смогла бы при желании выучить язык на минимальном уровне. МИД отказал семье в праве на воссоединение. «Закон безжалостен, – цитируют адвоката Михелей Ульриха Вальмана многие местные газеты.
На Рождество в декабре Алла Михель получила в Посольстве Польши шенгенскую визу и приехала по ней к мужу и детям, живущим в Нижней Саксонии. Они подали документы в окружной суд, но он лишь подтвердил ранее вынесенное Посольством решение. Алла Михель должна добровольно выехать из Германии, иначе ее выдворят и запретят въезжать вообще, последовал совет суда.
Случай с Михелями был предан широкой огласке. В их защиту выступили адвокаты, врачи, Союз слепых, местные политики. 16 апреля стало известно, что было принято положительное решение, о чем заявило в соответствующем пресс-релизе нижнесаксонское Министерство внутренних дел, спорта и интеграции. В нем говорится, что «Федеральное министерство внутренних дел скорректировало решение, вынесенное ранее Министерством иностранных дел Германии. Оно применило оговорку к закону о приеме иностранных граждан, в которой говорится, что «для сохранения политических интересов ФРГ разрешение на прием может быть выдано». Решения подобного рода могут применяться только на федеральном уровне. «Согласовано ли это решение с МИДом и о каких политических интересах идет речь, федеральное МВД нижнесаксонскому МВД не сообщило», съязвили сотрудники пресс-службы.
«У нас есть исторические обязательства перед российскими немцами, – напомнил парламентский статс-секретарь в МВД Германии, уполномоченный по делам переселенцев Кристоф Бергнер, нашедший выход из неразрешимой казалось бы ситуации. Отвечая на вопросы MDZ/МНГ, он пояснил, что после внесения исправлений в закон летом 2007 года для российских немцев, выехавших в Германию, не подозревавших об изменениях, было введено переходное регулирование. Однако Михели подали документы на воссоединение семьи, когда этот переходный период подошел к концу, что и осложнило этот случай. «На будущее же убедительно советую всем, кто планирует переезд в Германию: выезжайте всей семьей», – подчеркнул Бергнер.

Ольга Силантьева

Фото: dpa

Рубрики: Разное