В Копейске прошла презентация книги о трудармейцах «Без срока давности». Ее написал бывший редактор газеты «Копейский рабочий» журналист Игорь Винк. Обращение к теме, которая до сих пор не заявлена в России громко, для жителей этого города не случайно.
Фото Владимира Вейса
В Копейске прошла презентация книги о трудармейцах «Без срока давности». Ее написал бывший редактор газеты «Копейский рабочий» журналист Игорь Винк. Обращение к теме, которая до сих пор не заявлена в России громко, для жителей этого города не случайно.
Игорь Винк родился в интернациональной семьей. Его отец был российским немцем. Другими словами, из тех, кто когда-то приехал в Россию по приглашению Екатерины II осваивать целинные земли, да так и остался в нашей стране, значительно повлияв на историю новой родины.
В годы Великой Отечественной войны потомкам тех переселенцев пришлось нелегко. Шестьдесят пять лет назад, в конце августа, началась массовая депортация советских (как их тогда называли) немцев из Поволжья и других центральных районов СССР в Сибирь и в Казахстан – якобы, для того, чтобы избежать диверсий и их перехода на сторону врага – фашистской Германии.
История показала, что опасения эти были напрасными. Между советскими немцами и фашистами не было никакой связи. Напротив, бывали случаи, когда советские немцы, как это сделал копейчанин Иван Фаст (Корчагин), меняли фамилию на «благозвучную» и отправлялись воевать на фронт за Советский Союз. И возвращались домой героями.
Но советской власти депортация показалась недостаточной мерой. И тогда советские немцы были загнаны в трудовые лагеря, где жили практически как заключенные. А после войны еще долгие годы они не имели права свободного передвижения по стране и должны были отмечаться в комендатуре.
– Я помню, что после вуза меня сослали в казахскую глушь, где время исчислялось кобыло-удоями, – вспоминает копейчанин Валентин Ковальский. – И я не мог отлучиться от своего дома дальше, чем на пять километров. Нарушение этого правила грозило мне каторгой на двадцать лет.
За время своей работы в «Копейском рабочем» Игорь Винк собрал немало «немецких» очерков о копейчанах. Они и легли в основу будущей книги. Кроме того, ее автор попытался ответить на ряд глобальных вопросов о жизни своих соотечественников и братьев по крови.
Почему вообще стал возможен тот жестокий и несправедливый Указ от 28 августа? Какую роль он сыграл в судьбах немцев? И можно ли в наши дни восстановить культуру немецкой диаспоры в нашей стране?
– Работая над книгой, – рассказывает Игорь Винк, – я сделал удивительное открытие. Несмотря на ужасы жизни, которые преподносила российским немцам советская власть, эти люди не озлобились на нее, не затаили обиду. Они приняли происходящее как судьбу, как свой крест. И сохранили свою порядочность.
В Челябинске, на территории католического храма, уже несколько лет стоит памятник труармейцам, погибшим в те времена. Поклониться ему приходят не только немцы. В горниле идеологической войны горели жизни разных наций.
Один очевидец тех лет вспоминал, что шел как-то вечером неподалеку от лагеря трудармейцев на окраине Челябинска и увидел, как лисы снуют у скошенных стогов сена. Наверное, ищут мышей, подумал он. И только, когда расстояние позволило ему разглядеть «стога сена» детально, он понял, что это – кучи из трупов умерших людей. Таким страшным образом иногда заканчивали свою жизнь трудармейцы. И хоронили, а вернее, закапывали их тут же – в одной братской яме.
– Когда я приехал служить в Челябинск, – вспоминает настоятель католического храма отец Вильгельм, – и познакомился с местными немцами, я понял, что служу общине мучеников. И я уважаю их за твердую веру и умение надеяться на лучшую жизнь. Их любовь побеждает все то страшное, что они пережили.
Через месяц книга Игоря Винка выходит в издательстве челябинского Дома печати небольшим тиражом – 500 экземпляров. Издать ее, как признается сам автор, было более сложной задачей, чем написать. Поэтому Игорь Винк выражает свою благодарность тем людям, кто помог в сборе средств на издание книги, в том числе – главе Копейска Михаилу Конареву.
Игорь Винк родился в интернациональной семьей. Его отец был российским немцем. Другими словами, из тех, кто когда-то приехал в Россию по приглашению Екатерины II осваивать целинные земли, да так и остался в нашей стране, значительно повлияв на историю новой родины.
В годы Великой Отечественной войны потомкам тех переселенцев пришлось нелегко. Шестьдесят пять лет назад, в конце августа, началась массовая депортация советских (как их тогда называли) немцев из Поволжья и других центральных районов СССР в Сибирь и в Казахстан – якобы, для того, чтобы избежать диверсий и их перехода на сторону врага – фашистской Германии.
История показала, что опасения эти были напрасными. Между советскими немцами и фашистами не было никакой связи. Напротив, бывали случаи, когда советские немцы, как это сделал копейчанин Иван Фаст (Корчагин), меняли фамилию на «благозвучную» и отправлялись воевать на фронт за Советский Союз. И возвращались домой героями.
Но советской власти депортация показалась недостаточной мерой. И тогда советские немцы были загнаны в трудовые лагеря, где жили практически как заключенные. А после войны еще долгие годы они не имели права свободного передвижения по стране и должны были отмечаться в комендатуре.
– Я помню, что после вуза меня сослали в казахскую глушь, где время исчислялось кобыло-удоями, – вспоминает копейчанин Валентин Ковальский. – И я не мог отлучиться от своего дома дальше, чем на пять километров. Нарушение этого правила грозило мне каторгой на двадцать лет.
За время своей работы в «Копейском рабочем» Игорь Винк собрал немало «немецких» очерков о копейчанах. Они и легли в основу будущей книги. Кроме того, ее автор попытался ответить на ряд глобальных вопросов о жизни своих соотечественников и братьев по крови.
Почему вообще стал возможен тот жестокий и несправедливый Указ от 28 августа? Какую роль он сыграл в судьбах немцев? И можно ли в наши дни восстановить культуру немецкой диаспоры в нашей стране?
– Работая над книгой, – рассказывает Игорь Винк, – я сделал удивительное открытие. Несмотря на ужасы жизни, которые преподносила российским немцам советская власть, эти люди не озлобились на нее, не затаили обиду. Они приняли происходящее как судьбу, как свой крест. И сохранили свою порядочность.
В Челябинске, на территории католического храма, уже несколько лет стоит памятник труармейцам, погибшим в те времена. Поклониться ему приходят не только немцы. В горниле идеологической войны горели жизни разных наций.
Один очевидец тех лет вспоминал, что шел как-то вечером неподалеку от лагеря трудармейцев на окраине Челябинска и увидел, как лисы снуют у скошенных стогов сена. Наверное, ищут мышей, подумал он. И только, когда расстояние позволило ему разглядеть «стога сена» детально, он понял, что это – кучи из трупов умерших людей. Таким страшным образом иногда заканчивали свою жизнь трудармейцы. И хоронили, а вернее, закапывали их тут же – в одной братской яме.
– Когда я приехал служить в Челябинск, – вспоминает настоятель католического храма отец Вильгельм, – и познакомился с местными немцами, я понял, что служу общине мучеников. И я уважаю их за твердую веру и умение надеяться на лучшую жизнь. Их любовь побеждает все то страшное, что они пережили.
Через месяц книга Игоря Винка выходит в издательстве челябинского Дома печати небольшим тиражом – 500 экземпляров. Издать ее, как признается сам автор, было более сложной задачей, чем написать. Поэтому Игорь Винк выражает свою благодарность тем людям, кто помог в сборе средств на издание книги, в том числе – главе Копейска Михаилу Конареву.