DERUSDEUTSCH

Участники языковой конференции обсудили направления работы в тематических секциях

Участники языковой конференции обсудили направления работы в тематических секциях

В рамках VI Международной научно-практической языковой конференции «Немцы России: сохраняем язык – развиваем этнос» проходят секции по разным направлениям языковой работы. На площадках Российско-Немецкого Дома в Москве прошли встречи преподавателей немецкого языка по темам «Школа с этнокультурным компонентом», «Раннее обучение немецкому языку», «Цифровые технологии в обучении».

Школа с этнокультурным компонентом

На рабочей секции по деятельности школ с этнокультурным компонентом представители учебных заведений из России и ближнего зарубежья презентовали образовательные модели для немецкого этнического меньшинства и рассказали о реализованных этнокультурных проектах.

Модератором секции стала Елизавета Граф, заслуженный учитель Российской Федерации, руководитель регионального лингвистического центра российских немцев Омской области. В роли эксперта выступил заведующий кафедрой немецкого языка и литературы Институт этнокультурного образования – BiZ, к.п.н. Денис Цыкалов. Представитель департамента межэтнических отношений правительства Румынии Кристиане Космату приветствовала участников встречи и поделилась опытом работы школ с этнокультурным компонентом в Румынии.

Часть рабочей секции была практической. Участники обсудили дальнейший план развития таких школ в компактных поселениях российских немцев, где детей обучают языку, рассказывают об укладе жизни народа, традициях, истории и воспитывают их как продолжателей культуры немцев России. Некоторые спикеры представили рабочие программы, которые можно использовать в школах с этнокультурным компонентом как на основных уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, «История немцев России» или «O deutsche Sprache, Mutterlaut» вскоре займут уверенное место в учебных планах школ с этнокультурным компонентом.

Также в рамках рабочей секции состоялся мастер-класс «Особенности работы в регионах с УМК по немецкому языку с этнокультурным компонентом». Занятие провела Любовь Яковлева-Шнайдер, доцент, автор многочисленных УМК по немецкому языку, директор объединения „Rhein-Ruhr-Russlands“.

Модератор Елизавета Граф рассказала участникам о том, как создать легкие и эффективные занятия и дала методические рекомендации, как органично включить региональный компонент в уроки.

Координатор языкового этнокультурного семестра «Minderheitenschule» Денис Цыкалов презентовал промежуточные итоги запланированного трехгодичного проекта. «Этнокультурный семестр уже состоялся в 2018 и в 2019 годах, в будущем году мы сможем говорить о росте каждого выпускника этого большого проекта», – отметил он.

Первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры, к.ф.н. Ольга Мартенс подчеркнула значимость проекта для всего сообщества российских немцев. «Это уникальный проект, направленный на развитие сотрудничества со школами, реализующими этнокультурный компонент, а также на подготовку этнических молодых лидеров для участия в деятельности Самоорганизации немцев России», – заключила она.

Раннее обучение немецкому языку

Участники секции – преподаватели, учителя и ведущие клубов любителей немецкого языка из России и стран СНГ – в рамках работы секции подвели итоги языковой работы Самоорганизации немцев России по данному направлению за 2013–2019 годы и представили новые программы обучения и разработки учебно-методических материалов.

Модератором секции стала член экспертного совета и мультипликатор Институт этнокультурного образования – BiZ, мультипликатор Гете-Института в Казахстане Наталья Козлова.

На рабочей встрече участники ознакомились с новыми дидактическими материалами, приняли участие в практическом мастер-классе, прослушали доклады и обсудили проблематику системы раннего обучения. По мнению заведующей отделением раннего эстетического развития детской школы искусств Зеленоградска Нонны Москалюк, общая задача всех педагогов по раннему обучению – смочь донести до родителей ребенка важность раннего обучения иностранным языкам. «К счастью, родители понимают, что это будущее их детей, что в раннем возрасте у детей самый активный период в способности воспринимать иностранные языки. Мы должны показать и рассказать им, как мы работаем, дать возможность выбирать тематику занятий и их количество», – резюмировала она.

Мультипликатор по языковой работе Института этнокультурного образования – BiZ, шеф-редактор газеты «Zeitung für Dich» Светлана Демкина представила участникам секции книгу детских сказок „Aus Omas Truhe“, изданную Международным союзом немецкой культуры в сотрудничестве с редакцией газеты и художником Иваном Фризеном и его учениками. Организатором проекта выступил предприниматель Яков Гринемайер. Участники рабочей секции высоко оценили издание и предложили внести в резолюцию конференции разработку учебно-методического пособия к этой книге.

Заведующая детским садом из Азовского немецкого национального района Татьяна Ткачева показала участникам инструменты для отслеживания языковой прогрессии в группах детского сада с ранним обучением немецкому языку.

Подводя итоги работы, Наталья Козлова отметила: «Мы обсудили потребности коллег, сделали некий срез, в основном они касаются рабочих материалов и курсов повышения квалификации».

Цифровые технологии в обучении

В рамках данной секции участники представили и обсудили альтернативные программы обучения немецкому языку с применением новых технологий – интерактивных досок, электронных букварей, программ с дополненной реальностью (VR), а также ознакомились с примерами использования соцсетей в обучении немецкому языку.

Преподаватели ознакомились с такими образовательными ресурсами как «Российская электронная школа», «Новатор», обсудили офлайновые образовательные площадки, которые дают учителям возможность повысить квалификацию с учетом вызовов нового времени и изучили возможности мультимедийного курса немецкого языка, разработанного Институтом этнокультурного образования – BiZ на основе УМК „Hallo, Nachbarn! neu“.

По мнению присутствующих, учителя должны научиться использовать новые форматы работы с контентом, новые подходы в методике преподавания, создавать рабочие листы / мануалы по внедрению новых технологий для того, чтобы смочь обучать поколение Z.

Проблемные моменты озвучила модератор секции, координатор международных образовательных программ Красноярской общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурной коммуникации «ИНТЕРРА» Елена Лютько: «На курсах повышения квалификации учителя получают новые инструменты Но, приходя в школу, сомневаются, есть ли необходимость в применении новых технологий. Этот вопрос для многих остается открытым. Сегодня на секции прозвучали разные доклады и, самое важное, разные взгляды на то, в каком виде можно использовать цифровые технологии: где это важно и где еще без этого можно обойтись. В настоящее время произошел очень быстрый скачок, учителя не успевают адаптироваться. Мы обсуждали, как сделать так, чтобы они видели целесообразность изменений и не боялись менять ментальность».


VI Международная научно-практическая языковая конференция «Немцы России: сохраняем язык – развиваем этнос» проходит в Москве с 31 октября по 4 ноября.

Конференция является совместным российско-германским проектом и направлена на сохранение, поддержку и дальнейшее развитие немецкого языка и литературы российских немцев, усиление обмена опытом между общественными и образовательными структурами и внедрение инновационных технологий в практику изучения языка и этнокультурной работы общественных организаций.

Организаторы: Международный союз немецкой культуры и Институт этнокультурного образования – BiZ в соответствии с Коммюнике XXIII заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев от 26 сентября 2018 года.

Рубрики: Языковая работа

ПО ТЕМЕ
НОВОСТИ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ