Санкт-Петербург (ОРНИС) - 150 лет назад, в 1856 году с соизволения императора Александра II в Петербурге на Выборгской стороне было устроено римско-католическое кладбище. Тремя годами позже здесь завершилось строительство церкви во имя Посещения Пресвятой Богородицы. «Это место, если так можно выразиться, – самое католическое место Петербурга.
Санкт-Петербург (ОРНИС)
150 лет назад, в 1856 году с соизволения императора Александра II в Петербурге на Выборгской стороне было устроено римско-католическое кладбище. Тремя годами позже здесь завершилось строительство церкви во имя Посещения Пресвятой Богородицы. «Это место, если так можно выразиться, – самое католическое место Петербурга. Здесь под бетоном в церковном подвале похоронены восемь епископов, а вокруг, там, где сейчас ангары и заводы, лежат останки 40 тысяч католиков», - говорит настоятель церкви пастор Рихард Штарк.
На Выборгском римско-католическом кладбище были похоронены герои войны 1812 года, известные ученые, дипломаты, музыканты, духовенство, государственные деятели, представители аристократических фамилий – члены католической общины, приехавшие в Петербург из Германии, Польши, Италии и других стран. Последний приют на Выборгском кладбище обрели историк Краевский и секундант Пушкина Данзас, ректор Академии художеств Бруни, композитор и капельмейстер Дерфельдт. В фамильном склепе под церковью похоронен ее строитель – архитектор Бенуа.
Но во времена советской власти имена людей, немало сделавших для России, исчезли с могильных камней, а в конце 20-х годов прошлого века началось уничтожение кладбища. На его территории был построен чугунный завод, проложена улица, и к 1978 году все вокруг было застроено промышленными зданиями и складами. Уцелело только одно надгробие. А церковь Посещения Пресвятой Богородицы постигла участь большинства храмов - ее приспособили под картофелехранилище, а затем перестроили в научно-исследовательский институт.
В 2002 году здание церкви передали католической общине. С 2005-го здесь начали проводить регулярные богослужения, хотя храм очень сильно нуждается в реставрации: на стенах видны следы встроенных некогда этажей, нужно провести канализацию и отопление. Хотя, как с удивлением отмечает настоятель церкви, пастор Рихард, русские прихожане не пропускают службу даже в зимние морозы. Несмотря на существующие проблемы, пастор Рихард верит в возрождение этой церкви. Некоторые работы здесь уже ведутся: переложили кровлю храма, в процессе обсуждения с архитекторами вопросы внутреннего обустройства. Ведутся переговоры с властями о прилегающих землях - церковь вошла в список памятников истории и культуры, а значит, территория вокруг нее тоже находится под охраной. В этой связи католическая община надеется на помощь немецкой фирмы, представительство которой расположено в промзоне. Стёртые с лица земли могилы уже не вернуть, но община надеется на создание мемориала на месте бывшего кладбища.
Сейчас восстанавливается не только внешний вид церкви, но и ее миссионерская и социальная работа. В XIX веке при церкви были созданы школа для бедных детей, приют для престарелых и гимназия. Приходу принадлежали часовни в мужской и женской тюрьмах и доме предварительного заключения. В 1914-1921 годах здесь работала Болеслава-Мария Лямент, основательница конгрегации сестер миссионерок семьи Марии, причисленная Иоанном Павлом II к лику блаженных. Ее духовные дочери из Польши приезжали в церковь Посещения Пресвятой Богородицы, которая со временем должна стать местом паломничества, а также научно-просветительским центром по истории католичества в России.
Блаженная Болеслава-Мария Лямент считала, что через молитву и дела благочестия нужно стремиться к воссоединению Католической и Православной церквей. Пастор Рихард, с начала 1990-х годов работающий на Украине, в Белоруссии и России, также стремится к взаимопониманию между католиками и православными: «Мы очень близки, - говорит он, - как два легких в одном организме».
Дарья Осинская (© ORNIS, 2006)
osinushka@mail.ru
150 лет назад, в 1856 году с соизволения императора Александра II в Петербурге на Выборгской стороне было устроено римско-католическое кладбище. Тремя годами позже здесь завершилось строительство церкви во имя Посещения Пресвятой Богородицы. «Это место, если так можно выразиться, – самое католическое место Петербурга. Здесь под бетоном в церковном подвале похоронены восемь епископов, а вокруг, там, где сейчас ангары и заводы, лежат останки 40 тысяч католиков», - говорит настоятель церкви пастор Рихард Штарк.
На Выборгском римско-католическом кладбище были похоронены герои войны 1812 года, известные ученые, дипломаты, музыканты, духовенство, государственные деятели, представители аристократических фамилий – члены католической общины, приехавшие в Петербург из Германии, Польши, Италии и других стран. Последний приют на Выборгском кладбище обрели историк Краевский и секундант Пушкина Данзас, ректор Академии художеств Бруни, композитор и капельмейстер Дерфельдт. В фамильном склепе под церковью похоронен ее строитель – архитектор Бенуа.
Но во времена советской власти имена людей, немало сделавших для России, исчезли с могильных камней, а в конце 20-х годов прошлого века началось уничтожение кладбища. На его территории был построен чугунный завод, проложена улица, и к 1978 году все вокруг было застроено промышленными зданиями и складами. Уцелело только одно надгробие. А церковь Посещения Пресвятой Богородицы постигла участь большинства храмов - ее приспособили под картофелехранилище, а затем перестроили в научно-исследовательский институт.
В 2002 году здание церкви передали католической общине. С 2005-го здесь начали проводить регулярные богослужения, хотя храм очень сильно нуждается в реставрации: на стенах видны следы встроенных некогда этажей, нужно провести канализацию и отопление. Хотя, как с удивлением отмечает настоятель церкви, пастор Рихард, русские прихожане не пропускают службу даже в зимние морозы. Несмотря на существующие проблемы, пастор Рихард верит в возрождение этой церкви. Некоторые работы здесь уже ведутся: переложили кровлю храма, в процессе обсуждения с архитекторами вопросы внутреннего обустройства. Ведутся переговоры с властями о прилегающих землях - церковь вошла в список памятников истории и культуры, а значит, территория вокруг нее тоже находится под охраной. В этой связи католическая община надеется на помощь немецкой фирмы, представительство которой расположено в промзоне. Стёртые с лица земли могилы уже не вернуть, но община надеется на создание мемориала на месте бывшего кладбища.
Сейчас восстанавливается не только внешний вид церкви, но и ее миссионерская и социальная работа. В XIX веке при церкви были созданы школа для бедных детей, приют для престарелых и гимназия. Приходу принадлежали часовни в мужской и женской тюрьмах и доме предварительного заключения. В 1914-1921 годах здесь работала Болеслава-Мария Лямент, основательница конгрегации сестер миссионерок семьи Марии, причисленная Иоанном Павлом II к лику блаженных. Ее духовные дочери из Польши приезжали в церковь Посещения Пресвятой Богородицы, которая со временем должна стать местом паломничества, а также научно-просветительским центром по истории католичества в России.
Блаженная Болеслава-Мария Лямент считала, что через молитву и дела благочестия нужно стремиться к воссоединению Католической и Православной церквей. Пастор Рихард, с начала 1990-х годов работающий на Украине, в Белоруссии и России, также стремится к взаимопониманию между католиками и православными: «Мы очень близки, - говорит он, - как два легких в одном организме».
Дарья Осинская (© ORNIS, 2006)
osinushka@mail.ru