Франк Вилленберг, министериальдиригент в Министерстве внутренних дел Германии, с 2004 года руководитель немецкой части российско-германской рабочей группы по подготовке заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, о взгляде из Германии на историю Комиссии.
«Мы можем подвести положительные итоги»
Франк Вилленберг, министериальдиригент в Министерстве внутренних дел Германии, с 2004 года руководитель немецкой части российско-германской рабочей группы по подготовке заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, о взгляде из Германии на историю Комиссии.
Г-н Вилленберг, какую роль играет Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев для правительства Германии?
На I учредительном заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев в апреле 1992 года обе стороны пришли к договоренности, что Межправкомиссия будет заниматься решением вопросов, касающихся в целом немецкого меньшинства в Российской Федерации.
Для правительства Германии чрезвычайно важно проводить политику помощи в полном согласовании с политикой, проводимой правительством Российской Федерации. Мы можем сегодня подвести положительные итоги именно этой совместной на протяжении многих лет работы с российским государством и российским правительством, направленной на оказание помощи немецкому меньшинству. Межправкомиссия, собираясь раз в год,
занимается решением текущих вопросов поддержки российских немцев в Российской Федерации, подводит итоги реализованных обеими сторонами проектов в прошедшем году и согласует список будущих проектов поддержки с российской и германской стороны. В заседаниях принимают участие представители федеральных объединений немецкого меньшинства в Российской Федерации. Таким образом, Межправкомиссия – это платформа для немецкого меньшинства, которую она использует для представления своих интересов и учас тия в формировании политики помощи.
На какие этапы Вы делите историю Межправи тельственной комиссии?
С самого начала деятельность Комиссии была направлена на то чтобы затронуть все аспекты помощи российским немцам, согласуя ее с российской стороной.
В первые годы основной целью политики помощи было улучшение условий жизни российских немцев, например, путем строительства жилых помещений, развития инфраструктуры, создания стимулов для желания остаться в стране. Поэтому поддерживались места компактного поселения
российских немцев в Поволжье, обоих немецких национальных районах, Томской и Новосибирской областях. Кроме того, оказывалась поддержка
различным общественным мероприятиям для российских немцев, проводимых центрами встреч.
Второй этап начинается с реструктуризации германской программы помощи после смены федерального правительства в 1998 году. Основные акценты этой политики теперь смещаются от новых крупных инвестиционных проектов к культурной проектной работе. Большую роль играют при этом меры, направленные на получение среднего специального образования, курсы повышения квалификации, оказание экономической помощи.
Отдельные положения этой концепции не отвечают сегодняшним запросам немецкого меньшинства. После того, как в 2006 году уполномоченным федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств был назначен парламентский статс-секретарь д-р Бергнер, начался третий этап германской политики помощи. Как политика помощи, так и улучшение экономической ситуации, особенно в России в последние
годы, привели к тому, что у российских немцев укрепилось желание остаться в стране. Основные акценты сегодня – это только меры, направляемые а сохранение культурной и национальной идентичности и укрепление чувства собственной ответственности за судьбу немецкого меньшинства и развитие ее самоорганизации. К ним относится также и поддержка элиты российских немцев, молодежи.
Вы выделяете в истории Межправительственной российско-германской комиссии этапы, которые напрямую зависят от уполномоченных по делам переселенцев и национальных меньшинств и их концепций политики помощи.
Российская сторона в 90-х годах почти не предлагала включить в политику помощи немецкому меньшинству в Российской Федерации какие-либо акценты. Основные ее направления формировались нашей стороной. Российское правительство давало на это свое согласие.
Как Вы оцениваете изменение основных направлений работы Межправкомиссии сегодня?
Политика помощи ориентируется с первых лет заседания Межправкомиссии на потребности российских немцев. Для того чтобы политика помощи была эффективной, она нуждается в постоянной критической оценке и приведении в согласование с меняющейся ситуацией. Концептуальная переориентация зависит также и от того, как то или иное правительство формирует собственное мнение и определяет акценты в политике помощи. Важно чтобы в этом процессе изменений и приведения в согласование оба государства-партнера совместно действовали во благо российских
немцев, и это сотрудничество было продолжено. Это во многом предопределит успех политики помощи.
В протоколах рабочей группы по подготовке XIV заседания Межправительственной российско-германской комиссии отмечается, что
обе стороны стремятся к проведению совместных общественно значимых проектов. Что Вы думаете по этому поводу?
Российско-германские совместные общественно зна чимые проекты с 2006 года – одна из основных тем на заседаниях российско-германской рабочей группы. О ней будет идти речь и на XIV заседании Межправ комиссии. На встречах рабочей группы обе стороны были едины во мнении, что число совместно финансируемых общественно значимых проектов должно рас ти. Я рассматриваю совместное финансирование проектов как важный знак позитивного и конструктивного сотрудничества германской и российской сторон.
Как Вы оцениваете развитие Комиссии в 1992–2008 годах?
В первые годы работа Комиссия была очень успешной. Немалую роль в этом сыграли хорошие отношения, сложившиеся между занимавшим тогда пост уполномоченного по делам переселенцев д-ра Хорста Ваффеншмидта и министром по делам федерации и национальностей, сопредседателем Межправкомиссии Вячеславом Михайловым. Перемены в российском правительстве в конце 90-х – начале 2000-х годов осложнили преемственность в работе Комиссии. Так, например, сама Комиссия заседала не ежегодно.
С тех пор как в 2005 году решение проблем российских немцев было передано в ведение Министерства регионального развития Российской Федерации, сотрудничество в рамках работы Межправкомиссии развивается очень хорошо и конструктивно. Это же касается и деятельности российско-германской рабочей группы, на основании которой готовится заседание Межправкомиссии. Работа здесь нацелена на результат: Комиссия должна быть успешной.
Беседу вела
Ольга Силантьева