С 31 октября по 3 ноября в Российско-немецком доме в Москве прошла XI международная научная конференция по истории российских немцев, посвященная их взаимоотношениям с властью и обществом. Организаторами конференции выступили Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН) и Международный союз немецкой культуры (МСНК) при финансовой поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Посольства Германии в Москве. По итогам конференции на вопросы МНГ ответил Аркадий Герман, председатель МАИИКРН.
С 31 октября по 3 ноября в Российско-немецком доме в Москве прошла XI международная научная конференция по истории российских немцев, посвященная их взаимоотношениям с властью и обществом. Организаторами конференции выступили Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН) и Международный союз немецкой культуры (МСНК) при финансовой поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Посольства Германии в Москве. По итогам конференции на вопросы МНГ ответил Аркадий Герман, председатель МАИИКРН.
– Как проходила подготовка к конференции? С какими трудностями столкнулись Вы как Председатель Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев и как организатор самого мероприятия?
– Как и все предшествующие конференции, ХI международная научная конференция нашей ассоциации готовилась в традиционном русле: почти за год была объявлена тема конференции, в ее рамках сформулированы основные проблемы, которые хотелось бы рассмотреть. Были собраны и проанализированы заявки и тезисы докладов соискателей на участие, отобраны наиболее ценные. Их авторы получили приглашение участвовать в конференции, при этом подавляющему большинству приглашенных удалось оплатить проезд, проживание, питание, однако, к сожалению, не всем. Особенно сложно эта проблема решается для наших зарубежных участников. К сожалению, проблема финансирования конференции, как некая секира, постоянно висит над нами и заметно отравляет процесс научного творчества. Так, по этой и некоторым другим причинам довольно долго мы не могли определить точную дату проведения конференции и потому потеряли в качестве своих участников западноевропейских историков, которые составляют планы своей работы и участия в зарубежных конференциях, как правило, не менее чем за год. В начале месяцем проведении нашей конференции был объявлен сентябрь. Лишь в июне была определена точная дата: 1–3 ноября этого года. Количество участников, которым можно оплатить участие в конференции определилось еще позже. В том, что такое происходило, трудно винить кого-либо конкретно. В принципе, нам никто не обязан платить. Все финансирование, которое шло на конференцию с российской и германской сторон – есть проявление доброй воли правительств двух стран. Сам по себе механизм поступления денег на мероприятие довольно громоздок, и здесь я хотел бы особо поблагодарить председателя МСНК Г. Г. Мартенса, который, непосредственно занимаясь решением финансовых проблем форума в целом и конференции в частности, смог преодолеть многие трудности и препоны и обеспечить финансирование конференции.
– Как Вы оцениваете прошедшее мероприятие?
– Считаю, что конференция достигла поставленных целей. В ее работе участвовало 38 исследователей – историков, этнологов, философов, социологов, филологов, лингвистов, географов. Среди них докторов наук - 6, кандидатов наук – 20, докторов философии – 2, аспирантов – 3, профессоров – 7, доцентов – 20, научных сотрудников – 4.
В рамках темы конференции нашли свое отражение следующие основные проблемы: политика государства в отношении этнических немцев в различные периоды истории России; вклад российских немцев в развитие российского государства и общества; взаимоотношения немцев с государством и окружающим социумом; идентичность и проблемы ее сохранения; германские военнопленные в России (СССР) и их взаимоотношения с обществом.
В целом, большая часть выступлений отличалась актуальностью, новизной, основательностью работы с источниками.
Таким образом, можно сказать, что конференция сделала новый важный шаг в развитии истории и культуры немцев в России. По результатам работы конференции будет издан сборник материалов.
– Находите ли Вы позитивным тот факт, что конференция прошла в рамках Форума, посвященного 15-летию российско-германского сотрудничества, благодаря чему удалось принять участие в пленарных заседаниях, обратить внимание российского и германского правительств на сам факт проведения научной конференции, встретиться с руководителями центров встреч?
– По сути дела в вашем вопросе уже заложен ответ. Конечно же, проведение конференции в рамках такого форума – факт, несомненно, позитивный. Функционирование нашей ассоциации во многом опирается на поддержку России и Германии, осуществляемую в рамках ряда программ сотрудничества, в том числе и в поддержку российских немцев. Встретившись с официальными представителями правительств двух стран, прослушав их выступления, мы теперь более четко представляем себе содержание и перспективы сотрудничества. Мы смогли привлечь их внимание к нашей конференции и, наверное, во многом этим обязаны тому, что вопросы финансирования нашей очередной будущей конференции уже в принципе решены. Мы даже смогли установить дату проведения будущей конференции – 17-21 сентября 2007 г. Еще одна важная сторона нашего участия в форуме, как вы совершенно правильно отметили – это встречи с руководителями и рядовыми членами немецких организаций, немецких культурных центров. Нам было о чем поговорить. История, политика и культура тесно взаимосвязаны. Мы в своих исследованиях изучаем опыт работы различных структур российских немцев, а политические деятели и работники культурной сферы используют научные достижения историков и других специалистов, входящих в нашу ассоциацию. Так что, могу еще раз повторить, что работа конференции в рамках форума – факт, несомненно, позитивный.
– В прошлом номере МНГ мы писали, что данная конференция, по мнению членов Ассоциации, может открыть новую страницу в истории совместных исследований, для которых характерным должен стать более глубокий, системных анализ истории и культуры немцев России и стран СНГ в контексте национальных историографий. Можно ли теперь, после завершения конференции повторить эти слова?
– Что касается меня, то я бы такой «новой страницей» назвал нашу конференцию 2004 г. в Саратове. Сама ее тема была сформулирована по-новому: «Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности. То есть, главным предметом исследования мы определили не саму историю российских немцев, чем в основном занимались ранее, а проблему взаимоотношений немцев с окружающим инонациональным социумом. Конференция показала, что в этом направлении перед нами раскрылось огромное, почти не исследованное историческое поле. Мы смогли рассмотреть лишь некоторые наиболее общие вопросы этой большой проблемы. Тогда-то и было решено систематизировать исследования в этом направлении. Первым шагом стала нынешняя наша конференция, которая поставила своей целью рассмотреть основные этапы и характер взаимоотношений российского государства, общества и этнических немцев в большой исторической ретроспективе – XVIII–XXI вв.
Поднятая проблема позволяет в России и других странах постсоветского пространства органично связать историю этнических немцев со своей национальной историей, выявить те своеобразные отношения этнических немцев с местным социумом, которые нам ранее не были видны в силу глобальности и масштабности общей истории Российской империи, а позднее СССР, продолжительное время бывшей основным историческим контекстом в наших исследованиях. Таким образом, системность проявляется в общих последовательных шагах нашей ассоциации, позволяющих подняться от изучения жизни этнических немцев как некоторой замкнутой внутренней системы к изучению их истории через взаимодействия с окружающими народами, с властью и обществом в целом.
– Каким Вы видите будущее ваших конференций?
– Мы будем продолжать изучение того исторического поля, о котором говорилось выше. Одновременно мы планируем расширение общего спектра наших исследований от истории российских немцев к истории немцев в России, что позволит в перспективе более тесно связать между собой историографии двух великих держав – России и Германии. Вы, наверное, уже обратили внимание, что на нынешней конференции впервые появился блок докладов, посвященных истории германских военнопленных в СССР. Очень перспективным с нашей точки зрения выглядит устанавливающийся контакт нашей ассоциации с аналогичной ассоциацией историков в США, которая так же, как и мы, изучает историю российских немцев. Правда, там этнических немцев из России называют немецкими русскими – German Russians. В конце XIX – начале ХХ вв. большое число российских немцев переселилось в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, другие страны американского континента. Они сохранили свою историческую память, свои традиции. Их живо интересует собственная история, в том числе ее российский период. Помочь двум когда-то разделившимся ветвям одного этноса российских немцев вновь обрести друг друга, создать их общую историю – по-моему, это гуманитарная миссия, позволяющая сблизить народы и континенты. Очень надеюсь, что совместные исследования историков нашей ассоциации, объединяющей представителей 9 стран, с американскими исследователями внесут свою лепту в реализацию этой почетной миссии. Те направления исследований, о которых я только что говорил, и будут определять тематику наших будущих конференций.
Интервью с г-ном Германом опубликовано в Московской немецкой газете № 23-24 за 2006 г.
– Как проходила подготовка к конференции? С какими трудностями столкнулись Вы как Председатель Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев и как организатор самого мероприятия?
– Как и все предшествующие конференции, ХI международная научная конференция нашей ассоциации готовилась в традиционном русле: почти за год была объявлена тема конференции, в ее рамках сформулированы основные проблемы, которые хотелось бы рассмотреть. Были собраны и проанализированы заявки и тезисы докладов соискателей на участие, отобраны наиболее ценные. Их авторы получили приглашение участвовать в конференции, при этом подавляющему большинству приглашенных удалось оплатить проезд, проживание, питание, однако, к сожалению, не всем. Особенно сложно эта проблема решается для наших зарубежных участников. К сожалению, проблема финансирования конференции, как некая секира, постоянно висит над нами и заметно отравляет процесс научного творчества. Так, по этой и некоторым другим причинам довольно долго мы не могли определить точную дату проведения конференции и потому потеряли в качестве своих участников западноевропейских историков, которые составляют планы своей работы и участия в зарубежных конференциях, как правило, не менее чем за год. В начале месяцем проведении нашей конференции был объявлен сентябрь. Лишь в июне была определена точная дата: 1–3 ноября этого года. Количество участников, которым можно оплатить участие в конференции определилось еще позже. В том, что такое происходило, трудно винить кого-либо конкретно. В принципе, нам никто не обязан платить. Все финансирование, которое шло на конференцию с российской и германской сторон – есть проявление доброй воли правительств двух стран. Сам по себе механизм поступления денег на мероприятие довольно громоздок, и здесь я хотел бы особо поблагодарить председателя МСНК Г. Г. Мартенса, который, непосредственно занимаясь решением финансовых проблем форума в целом и конференции в частности, смог преодолеть многие трудности и препоны и обеспечить финансирование конференции.
– Как Вы оцениваете прошедшее мероприятие?
– Считаю, что конференция достигла поставленных целей. В ее работе участвовало 38 исследователей – историков, этнологов, философов, социологов, филологов, лингвистов, географов. Среди них докторов наук - 6, кандидатов наук – 20, докторов философии – 2, аспирантов – 3, профессоров – 7, доцентов – 20, научных сотрудников – 4.
В рамках темы конференции нашли свое отражение следующие основные проблемы: политика государства в отношении этнических немцев в различные периоды истории России; вклад российских немцев в развитие российского государства и общества; взаимоотношения немцев с государством и окружающим социумом; идентичность и проблемы ее сохранения; германские военнопленные в России (СССР) и их взаимоотношения с обществом.
В целом, большая часть выступлений отличалась актуальностью, новизной, основательностью работы с источниками.
Таким образом, можно сказать, что конференция сделала новый важный шаг в развитии истории и культуры немцев в России. По результатам работы конференции будет издан сборник материалов.
– Находите ли Вы позитивным тот факт, что конференция прошла в рамках Форума, посвященного 15-летию российско-германского сотрудничества, благодаря чему удалось принять участие в пленарных заседаниях, обратить внимание российского и германского правительств на сам факт проведения научной конференции, встретиться с руководителями центров встреч?
– По сути дела в вашем вопросе уже заложен ответ. Конечно же, проведение конференции в рамках такого форума – факт, несомненно, позитивный. Функционирование нашей ассоциации во многом опирается на поддержку России и Германии, осуществляемую в рамках ряда программ сотрудничества, в том числе и в поддержку российских немцев. Встретившись с официальными представителями правительств двух стран, прослушав их выступления, мы теперь более четко представляем себе содержание и перспективы сотрудничества. Мы смогли привлечь их внимание к нашей конференции и, наверное, во многом этим обязаны тому, что вопросы финансирования нашей очередной будущей конференции уже в принципе решены. Мы даже смогли установить дату проведения будущей конференции – 17-21 сентября 2007 г. Еще одна важная сторона нашего участия в форуме, как вы совершенно правильно отметили – это встречи с руководителями и рядовыми членами немецких организаций, немецких культурных центров. Нам было о чем поговорить. История, политика и культура тесно взаимосвязаны. Мы в своих исследованиях изучаем опыт работы различных структур российских немцев, а политические деятели и работники культурной сферы используют научные достижения историков и других специалистов, входящих в нашу ассоциацию. Так что, могу еще раз повторить, что работа конференции в рамках форума – факт, несомненно, позитивный.
– В прошлом номере МНГ мы писали, что данная конференция, по мнению членов Ассоциации, может открыть новую страницу в истории совместных исследований, для которых характерным должен стать более глубокий, системных анализ истории и культуры немцев России и стран СНГ в контексте национальных историографий. Можно ли теперь, после завершения конференции повторить эти слова?
– Что касается меня, то я бы такой «новой страницей» назвал нашу конференцию 2004 г. в Саратове. Сама ее тема была сформулирована по-новому: «Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности. То есть, главным предметом исследования мы определили не саму историю российских немцев, чем в основном занимались ранее, а проблему взаимоотношений немцев с окружающим инонациональным социумом. Конференция показала, что в этом направлении перед нами раскрылось огромное, почти не исследованное историческое поле. Мы смогли рассмотреть лишь некоторые наиболее общие вопросы этой большой проблемы. Тогда-то и было решено систематизировать исследования в этом направлении. Первым шагом стала нынешняя наша конференция, которая поставила своей целью рассмотреть основные этапы и характер взаимоотношений российского государства, общества и этнических немцев в большой исторической ретроспективе – XVIII–XXI вв.
Поднятая проблема позволяет в России и других странах постсоветского пространства органично связать историю этнических немцев со своей национальной историей, выявить те своеобразные отношения этнических немцев с местным социумом, которые нам ранее не были видны в силу глобальности и масштабности общей истории Российской империи, а позднее СССР, продолжительное время бывшей основным историческим контекстом в наших исследованиях. Таким образом, системность проявляется в общих последовательных шагах нашей ассоциации, позволяющих подняться от изучения жизни этнических немцев как некоторой замкнутой внутренней системы к изучению их истории через взаимодействия с окружающими народами, с властью и обществом в целом.
– Каким Вы видите будущее ваших конференций?
– Мы будем продолжать изучение того исторического поля, о котором говорилось выше. Одновременно мы планируем расширение общего спектра наших исследований от истории российских немцев к истории немцев в России, что позволит в перспективе более тесно связать между собой историографии двух великих держав – России и Германии. Вы, наверное, уже обратили внимание, что на нынешней конференции впервые появился блок докладов, посвященных истории германских военнопленных в СССР. Очень перспективным с нашей точки зрения выглядит устанавливающийся контакт нашей ассоциации с аналогичной ассоциацией историков в США, которая так же, как и мы, изучает историю российских немцев. Правда, там этнических немцев из России называют немецкими русскими – German Russians. В конце XIX – начале ХХ вв. большое число российских немцев переселилось в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, другие страны американского континента. Они сохранили свою историческую память, свои традиции. Их живо интересует собственная история, в том числе ее российский период. Помочь двум когда-то разделившимся ветвям одного этноса российских немцев вновь обрести друг друга, создать их общую историю – по-моему, это гуманитарная миссия, позволяющая сблизить народы и континенты. Очень надеюсь, что совместные исследования историков нашей ассоциации, объединяющей представителей 9 стран, с американскими исследователями внесут свою лепту в реализацию этой почетной миссии. Те направления исследований, о которых я только что говорил, и будут определять тематику наших будущих конференций.
Интервью с г-ном Германом опубликовано в Московской немецкой газете № 23-24 за 2006 г.