21 июля в Мюнхене Генрих Мартенс, председатель Международного союза немецкой культуры, принял участие во встрече экспертов, посвященной проблеме поздних переселенцев, и выступил с докладом на тему «Современное положение российских немцев в странах бывшего Советского Союза». Встреча была организована Фондом им. Ханнса Зайделя.
Современное положение российских немцев: проблемы и перспективы
1. Исторические предпосылки современного положения российских немцев. С начала массового переселения в Россию (1764 г.) и вплоть до 1941 г., т. е. на протяжении почти двух столетий, этнические немцы в Российской империи и СССР сохраняли свою культурную идентичность и общность. Определяющую роль в этом играла компактность проживания. См. Таблицу 1.
Таблица 1
Численность этнических немцев Российской империи (СССР) и основные регионы компактного проживания.
Регионы России (СССР) |
Численность немецкого населения
(тыс. чел.) |
|
1897 г.
(данные переписи) |
1941 г.
(данные НКВД) |
|
Поволжье
Прибалтика Польша Волынь Украина, Крым, Бессарабия (Молдавия) Кавказ Санкт-Петербург (Ленинград) Москва Другие регионы европейской части Российской империи (СССР) Азиатская часть СССР |
395,8
165,6 407,7 171,3 500,0 56,7 50,0 18,9 10,3 14,2 |
444,4
- - - 443.8 175.1 16.9 8,3 227,5 111.2 |
Всего в Российской империи (СССР) |
1790.5
ок. 2 тыс поселений |
1427,2
ок. 1,5 тыс. поселений |
.
Из таблицы видно, что процесс рассеивания немецкого населения по территории страны имел место еще и до 1941 г. Основными причинами были как естественная миграция, так и репрессивные принудительные акции большевистского режима (переселения, ссылки и т.п.).
Важное значение для сохранения национальной идентичности также имели: наличие разветвлённой сети учреждений культуры и образования на родном языке, влияние церкви, многочисленные СМИ на немецком языке.
Названные факторы способствовали созданию и поддержанию специфической культурной среды в немецких сёлах и городских общинах, и, что особенно важно, создавали условия для преемственности культурных традиций в семьях. Большое значение имели также экономический потенциал и общественная инициатива немецкого населения, постоянное формирование национальной элиты.
Важную роль всегда играли самоуправление и самоорганизация немецких поселений, а также немецких общин в городах. В СССР непродолжительное время (в основном в 1920-е годы) существовали даже немецкие национально-административные территориальные единицы: сельсоветы, районы. С 1918 г. была создана сначала область, а с 1924 г - Республика немцев Поволжья, существовавшая до 1941 г. Несмотря на то, что главная цель этих территориальных образований была подчинить немцев идеям большевизма, они все же сыграли важную роль в сохранении языка, в развитии образования и общей культуры немцев.
В то же время в советское время немцы были лишены собственности (национализация, коллективизация), фактически была запрещена религия и церковь, национальную школу сменила советская идеологизированная школа, воспитывавшая людей, фанатично преданных большевизму. Проявление всякого национального объявлялось «буржуазным национализмом» и преследовалось. Сотни тысяч немцев по всему СССР погибли от организованных властью ужасного голода 1932-1933 гг. и массовых репрессий 1934-1938 гг. Перед войной в некоторых немецких селах на Украине, в Сибири, на Урале трудно было найти взрослых мужчин-немцев. Они были либо расстреляны, либо посажены в сталинские лагеря.
Основная причина довоенного массового террора против этнических немцев - их неприятие большевистских идей и большевистской практики преобразования общества.
В 1941 г. после нападения Германии на СССР и первых крупных поражений сталинского режима, в качестве превентивной меры в течение сентября-декабря из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан было депортировано около 800 тыс. немцев. Места компактного проживания немцев были ликвидированы, а немцев распылили на огромных просторах азиатской части СССР.
Так если до 1941 г. в Республике немцев Поволжья на территории 28,2 тыс. кв. км проживало 373,5 тыс. немцев, то после депортации их расселили на территории Западной Сибири и Казахстана площадью свыше 5 млн. кв. км. Депортацией была уничтожена традиционная среда обитания немецкого населения, ликвидировано большинство жизненно важных элементов социокультурной инфраструктуры этнических немцев.
В годы войны десятки тысяч немецких мужчин и женщин, мобилизованных в «Трудовую армию» на правах заключенных погибли или стали инвалидами от непосильного труда, голода, болезней, издевательств охранников. Вплоть до декабря 1955 г. (еще 10,5 лет после окончания войны!) все немцы СССР находились под действием режима спецпоселения (т.е. на правах ссыльных с соответствующим ограничением прав и свобод).
Все последующие годы вплоть до конца 1980-х гг. в отношении этнических немцев в той или иной мере проводилась политика подавления национального самосознания, преследования верующих, дискриминации при приёме на работу и поступлении в ВУЗы, замалчивания исторической правды и др.
Таким образом, на протяжении почти полувека государственная политика советского режима была фактически нацелена на ассимиляцию немецкого населения.
Прямым следствием продолжавшихся полвека гласных и негласных репрессий явились нарастающая со временем утрата родного языка и культуры значительной частью российских немцев, в особенности людьми среднего возраста и молодежью, которые уже не могли получить необходимые знания в семье и общине, были лишены доступа к национальным образовательным и культурным учреждениям.
Только на пике горбачевской политики гласности и перестройки началось духовное раскрепощение и реабилитация российских немцев в собственном самосознании и в глазах инонационального окружения. Принадлежность к немецкой национальности перестала быть ущербной, вызывающей у окружающих настороженность. С конца 1980-х годов прошлого столетия у немецкого меньшинства появились некоторые ограниченные возможности для восстановления идентичности, воскрешения родного языка и культуры. Однако к этому времени в ряде случаев ассимиляционные процессы приняли необратимый характер.
Дисперсность проживания в условиях практически полного отсутствия элементов культурной и образовательной инфраструктуры, в целом невысокий уровень преподавания немецкого языка в школах серьезно осложняли возможности для самостоятельного восстановления российскими немцами своей культурной идентичности.
14.11.1989 г. была принята Декларация Верховного Совета СССР «О реабилитации жертв политических репрессий». 21.04.1991 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов». Впоследствии были приняты и другие законодательные акты, направленные на политико - правовую реабилитацию бывших советских немцев. Ряд законодательных актов и указов Президента РФ, так и не были выполнены до конца. В частности, не была проведена территориальная реабилитация российских немцев (восстановление их автономной республики на Волге), что в первой половине 1990-х годов негативно сказывалось на общественном климате в среде немецкого населения и, в особенности, в среди актива общественного движения российских немцев. Бесспорным является тот факт, что российские немцы остались единственным депортированным народом СССР, который так и не был возвращен в места традиционного проживания, не получил восстановления государственности.
2. Социально-демолграфические изменения последнего 20-летия. Оставшийся у многих людей страх от пережитых репрессий, неудовлетворенность своим национальным и религиозным положением, опасение за будущее детей в условиях экономического кризиса и нестабильной общественно - политической ситуации в стране привели в конце 80-х - 90-е годы XX столетия к массовому переселению многих тысяч семей бывших советских немцев в Германию.
Количественная характеристика эмиграции немецкого населения из бывших советских республик в Германию
Годы | Общее число переселенцев в Германию | Число переселенцев из Российской Федерации | Число переселенцев из Казахстана | Число переселенцев из Украины | Число переселенцев из Кыргыз-
стана |
1992
1993 1994 1995 1996 1997 1998 |
195576
207347 213214 209409 172181 131895 101550 |
55875
67365 68397 71685 63311 47055 41054 |
114382
113288 121517 117148 92125 73967 51132 |
2700
2711 3139 3650 3460 3153 2983 |
12618
12373 10847 8858 7467 4010 3253 |
Таким образом, из стран, составлявших ранее СССР, со времени обретения ими независимости и до 1998 г. в Германию выехало свыше 1,2 млн. человек. Если учесть, что с момента переписи 1989 г., когда количество немцев в СССР составляло 2,1 млн. чел., и до 1992 г. в Германию из СССР также выехало около 300 тыс. человек, то общее количество эмигрантов составляет 1.5 млн. чел. После 1998 г. эмиграция продолжалась…
За 1989-2002 гг. немецкое население России уменьшилось с 842295 до 597212 чел. (или на 29,1%), а его удельный вес в составе населения РФ - с 0,6 до 0,4%. Для сравнения: немецкое население Российской империи имело численность, соответствующую нашей нынешней, в 1-й трети XIX в., а аналогичный удельный вес - в екатерининские времена. В 2002 г. немцы занимали по численности 15-е место среди народов России, опустившись в этом перечне еще на несколько ступенек. Менее полувека назад, в 1959 г., мы находились в нем на 9-м месте.
В 1989 г. у немцев России еще наблюдался вполне приемлемый естественный прирост - 0,76% в год (рождаемость составляла 1,83%, смертность - 1,07%). Напротив, за 1989-98 гг. смертность превысила рождаемость на 1,8 тыс. человек. Кроме того, «миграционный прирост», т.е. разность между численностью въехавших в страну и выехавших из нее, составил за этот период минус 255,9 тыс. человек, и это обусловило отмеченное резкое уменьшение немецкого населения в России.
Однако и эти цифры далеко не отражают весь драматизм демографической ситуации немцев России на рубеже XXI века. Скажем, в 1989 г. в РСФСР все еще насчитывалось 5 субъектов Федерации, где большинство немцев проживало в мононациональных семьях: Алтайский край, Оренбургская, Омская и Волгоградская обл., Республика Калмыкия. Сегодня такие субъекты едва ли существуют, т.к. к 2002 г. немецкое население резко сократилось во всех этих регионах - от 70,6% в Калмыкии до 43,1% в Омской обл. и 37,4% в Алтайском крае.
Когда российские немцы получили возможность выезда в Германию, тотчас выяснилось, что именно мононациональные немецкие семьи, прежде всего - компактно расселенные в сельской местности, склонны к выезду в наибольшей степени.
Эта тенденция охватила и оба немецких национальных района. Так, в Азовском немецком районе Омской обл. численность немцев понизилась в 1992-2002 гг. на 7,9%, а их доля в населении - с 59,6% до 47,9%. Из Немецкого района Алтайского края уже за первые 6 лет его существования (1991-97 гг.) выехало около 80% жителей. Эти районы давно утратили бы свой национальный облик, если бы не заметный приток немецкого населения из других мест, в частности - из Казахстана.
Рассмотрим в данной связи и другой основополагающий критерий - долю немцев России (РСФСР), считавших немецкий родным языком. Соответствующий показатель неуклонно снижался еще в период существования СССР: 1926 г. - 95,2%, 1939 г. - 90,5%, 1959 г. - 69,0%, 1970 г. - 56,9%, 1979 г. - 47,5%, 1989 г. - 41,8%. Приведенные цифры неопровержимо свидетельствуют, что переломными в этом плане стали 40-50-е годы.
В ходе переписи 2002 г. родной язык российских граждан по немотивированным причинам вообще не фиксировался. Однако существуют соответствующие данные микропереписи населения России 1994 г. Судя по ним, уже в 1989-94 гг., т.е. в первые годы массового выезда, процесс ассимиляции немецкого населения РФ резко ускорился. Только за эти 5 лет доля немцев России, считавших немецкий родным языком, упала с 41,8% до 36,4%.
В 1994 г. лишь 45,5% немецкого населения России владели немецким языком. К 2002 г. последний показатель опустился еще гораздо ниже - до 31,6%. В 1994 г. всего 12,9% немцев России общались на немецком языке дома, 0,4% преимущественно использовали его в учебном заведении или дошкольном учреждении, а 3,0% - на работе.
Отмеченные общие тенденции наблюдаются во всех регионах России, однако ситуация на местах далеко не идентична. Сегодня в РФ существуют 7 федеральных округов. В двух из них в 1989-2002 гг. отмечался даже прирост немецкого населения: Центральный округ - на 24,4%, Северо-Западный - на 13,3%. В Уральском округе численность немцев понизилась на 21,3%, т.е. слабее, чем по России в целом (29,1%), в Дальневосточном округе снижение почти соответствовало среднему уровню - 29,6%. Напротив, в Сибирском, Приволжском и Южном округах наблюдалось заметно повышенное падение - соответственно на 31,9%, 36,7% и 41,2%.
В целом за 13 лет прирост немецкого населения можно было наблюдать в 32 из 80 российских регионов, по которым обнародованы соответствующие данные. Примечательно, что среди регионов роста полностью отсутствуют места выселения и что 30 из этих 32 регионов относятся к европейской части России (точнее говоря, к Центральному, Северо-Западному и Приволжскому федеральным округам). Исключения в этом отношении составляют лишь Республика Алтай и Курганская обл., где никогда не было многочисленного немецкого населения, с приростом соответственно на 8,8% и 5,8%. В 27 из 30 европейских регионов роста количество немцев повышалось также в 80-е годы. Таким образом, мы здесь имеем дело не со случайными явлениями, а с долговременными тенденциями.
Приведенные данные переписи населения 2002 г. свидетельствуют прежде всего, что среди немцев России с 1989 г. наблюдался не только массовый выезд, но и сильная внутренняя миграция. Люди переселялись преимущественно из мест депортации - с востока на запад, а в европейской части страны - из угрожаемых или депрессивных регионов на юге и севере в центр России. Кроме того, как мы увидим далее, отмечался заметный приток немецкого населения из Казахстана и некоторых других стран СНГ.
Если рассматривать структурные изменения среди немецкого населения РФ, то прежде всего обращает на себя внимание снижение доли мужчин: 1989 г. - 49,1%, 2002 г. - 48,6%. Подобной тенденции в послевоенный период не наблюдалось никогда. Доля мужского населения была поначалу крайне низкой (на 1959 г. - 46,7%), т.к. очень многие немцы-мужчины погибли в «трудармии», но затем, за счет смены поколений, неуклонно повышалась. Причины противоположного явления с 1989 г. состоят, во-первых, в высокой мужской смертности. Однако данная причина не может быть единственной, т.к. это явление затронуло немецких мужчин значительно меньше, чем, например, русских. Гораздо важнее был здесь повышенный выезд мужчин. Так, в 1991 г. среди взрослых переселенцев из России в Германию мужчины составили 53%, а женщины - лишь 47%.
После 1989 г. разительно изменилась и возрастная структура немецкого населения. Удельный вес людей моложе трудоспособного возраста (16 лет) понизился во всех важнейших регионах: Омская обл. - с 26,4% до 20,4%, Алтайский край - с 22,4% до 16,1%, Оренбургская обл. - с 28,4% до 17,3% и т.д. В целом по России среди немцев в 2002 г. насчитывалось всего 14,3% людей в этом возрасте. Даже у русских соответствующий показатель составил 17,7%, хотя ранее они традиционно отставали в этом отношении от немцев.
Чтобы объяснить эту тенденцию, отметим в первую очередь, что уже в 1991 г. более трети (35%) переселенцев из России в Германию составляли дети и подростки моложе 18 лет. Кроме того, массовый выезд молодых семей повлек за собой катастрофическое падение рождаемости. Прежде всего поэтому в 1989-98 гг. среди немецкого населения России, как отмечалось выше, число умерших впервые после войны превысило численность родившихся.
Напротив, доля немцев старше трудоспособного возраста (т.е. свыше 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин) возросла в большинстве регионов массового проживания немецкого населения и составила в 2002 г. в целом по РФ 20,1%.
В общем итоге немецкое население РФ заметно постарело: его средний возраст составил в 2002 г. 39,7 лет, а в сельской местности - даже 40,0 лет. В большинстве мест выселения этот показатель превысил 40 лет. Среди 42-х наиболее крупных народов России немцы являются одним из самых возрастных, находясь в этом отношении на 35-м месте.
Как уже отмечалось, с 1989 г. демографическая ситуация немцев в России изменялась прежде всего за счет массового выезда. Не столь известным, но также значимым процессом является миграция немцев из одних республик бывшего СССР в другие. Так, в 1989-99 гг. в Россию прибыли из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана и т.д. 134072 немца. Данный процесс достиг апогея в 1996 г., когда в РФ переселились 18309 немцев. Затем этот показатель стал все более ощутимо падать, составив в 1999 г. всего 5587 чел. В тот же период из России в эти республики выехали 47719 немцев, причем большинство сделало это до 1992 г., т.е. еще в советские времена.
Следствием массовой эмиграции явилось дальнейшее уменьшение численности немецкого населения, усиление дисперсности проживания и практически полное исчезновение ещё сохранявшихся к тому времени небольших мест компактного проживания в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, существенное ослабление общественного, культурного и экономического потенциала немецкого населения. Это ещё больше усугубило языковую и культурную ситуацию немецкого меньшинства в России и других государствах на постсоветском пространстве. В последнее десятилетие усиливалась урбанизация немецкого населения, увеличивалось число межнациональных браков. Не обошли стороной российских немцев и современные процессы глобализации. Всё это приводит к дальнейшему размыванию специфической социокультурной среды.
3. Современная общественно-политическая и социокультурная ситуация в среде российских немцев. На фоне набирающих обороты негативных процессов массовой утраты культурной идентичности и ассимиляции в 90-х годах прошлого столетия начался процесс создания и становления по сути новой социо-культурной инфраструктуры немецкого населения. В современной России её основу составляют общественные структуры ( которые в России объединены общим названием: центры встреч ) с их многочисленными активистами; формирующиеся органы самоорганизации немецкого меньшинства - Межрегиональные координационные Советы центров встреч; средства массовой информации российских немцев; два немецких национальных района в Сибири; религиозные общины. Большое значение при этом играла и продолжает играть помощь Федеративной Республики Германия.
Центры встреч. С конца 80-х годов прошлого столетия в большинстве регионов Российской Федерации с учётом потребностей и на основе общественной инициативы была создана разветвлённая сеть центров встреч (ЦВ) российских немцев. Сегодня её деятельность охватывает свыше 400 больших и малых городов, посёлков и сёл в 57 субъектах Федерации. Имеется большое разнообразие ЦВ: большая их часть имеет статус общественных организаций, фондов или некоммерческих партнёрств, некоторые являются муниципальными учреждениями культуры, часть работает без образования юридического лица. Разнятся центры и своей организационно-правовой формой: центры немецкой культуры, национально-культурные автономии, общества «Возрождение», Российско-Немецкие дома и другие организации. При центрах действуют свыше 1600 курсов немецкого языка, воскресных школ, детских и молодёжныых клубов, работают библиотеки, творческие кружки . Здесь проводятся различные культурные, информационные и общительные мероприятия. Большинство программ центров открыты для участия не только российских немцев и членов их семей, но и для людей других национальностей и осуществляются на бесплатной основе.
Благодаря наличию такой сети ЦВ российские немцы и члены их семей, имеют возможности для изучения немецкого языка, приобщения к немецкой культуре практически по месту жительства. Деятельность центров встреч опирается на инициативу и потребности немецкого населения. Многие центры сотрудничают с государственными органами и общественными организациями на местах. Некоторые из них получают определённую поддержку от местных администраций, региональных комитетов по культуре. Подавляющее большинство центров осуществляют разнообразные проекты при поддержке Федерального Правительства Германии, оказываемой через Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ). Некоторые региональные центры получают поддержку также и со стороны российского государства. Главным ежегодным общественным событием для центров встреч российских немцев в последние годы является, организуемый Международным союзом немецкой культуры (МСНК), Форум (Съезд) центров встреч. В рамках которого проводятся: научные и научно-практические конференции, круглые столы для обсуждения актуальных тем, обучающие семинары, конференции общественных объединений, представляются наиболее интересные и перспективные проекты, происходит обмен опытом и обсуждение программ деятельности на перспективу.
Общественные объединения, действующие в масштабах Российской Федерации. На федеральном уровне интересы российских немцев представляют ряд общественных объединений.
Учреждённая в 1991г. Ассоциация общественных объединений " Международный союз немецкой культуры" ( МСНК ) сегодня объединяет значительное большинство центров встреч в 57 субъектах Федерации. С 1992 года Союз активно участвует в реализации мер помощи немецкому населению, оказываемых российским и германским правительствами. За эти годы МСНК осуществлено свыше 700 проектов в пользу российских немцев в таких сферах, как немецкий язык и культура, наука и образование, дети и молодёжь, информация, книгоиздание, социальная поддержка трудармейцев и репрессированных.
В 37 регионах России действует около 90 клубов немецкой молодёжи. На федеральном уровне интересы молодых российских немцев представляет учреждённая в 1997 году Межрегиональная общественная организация "Немецкое молодёжное объединение " (НМО) с 59 членскими организациями. Также как и МСНК молодёжное объединение активно участвует в проектной работе, ставя в качестве своей главной цели этнокультурную молодёжную работу.
МСНК и НМО тесно взаимодействуют и сотрудничают между собой в общественной сфере и проектной деятельности.
В 29 субъектах Российской Федерации на базе закона «О национально- культурной автономии» были образованы региональные национально-культурные автономии российских немцев. Юридически региональные НКА входят в состав учреждённой в 1997 году Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (ФНКА). Вместе с тем 21 региональная автономия фактически является также членами Международного союза немецкой культуры. Это допускается российским законодательством. Проектной деятельностью в пользу российских немцев ФНКА до последнего времени фактически не занимались.
Проблемы и противоречия во взаимоотношениях общественных сил. На протяжении всего времени существования общественных объединений российских немцев (с 1989 года) между ними имеются противоречия. Внешне их природа кроется в разной постановке целей. С начала 1990-х годов тон задавало радикальное крыло, лидеры которого не считаясь с реальным положением дел призывали к «полной реабилитации» немецкого населения и безоговорочному восстановлению Республики немцев в Поволжье. К этому крылу относится и нынешнее руководство ФНКА. Следует отметить, что сегодня эти лозунги не находят поддержки не только со стороны государства, но и подавляющего числа российских немцев. В последние годы это обстоятельство, наряду с отсутствием практических дел, привело к серьёзному падению популярности и влияния лидеров этого крыла.
Напротив, главной целью МСНК является создание условий для сохранения и развития культурной идентичности и общности немецкого меньшинства в местах его нынешнего проживания, в России. В политической сфере этот Союз традиционно призывал к ответственности и реализму. В последние годы эта организация удерживает политическую инициативу и занимает лидирующие позиции в общественном движении российских немцев.
При более пристальном рассмотрении ещё более важным фактором разобщённости общественного движения, предстаёт отсутствие устойчивых навыков демократической, коллегиальной работы и, как следствие, проявление общественными элитами российских немцев вождизма, нетерпимости к другим мнениям, неготовности к компромиссам, местничеству.
Для полноты картины необходимо затронуть и тему значимости в жизни немецкого меньшинства специального закона «О национально-культурных автономиях». Он был принят в 1996 году. Многие возлагали на институт национально-культурных автономий большие ожидания. Отметим, что надеждам на то, что ФНКА российских немцев превратится в действенный механизм помощи немецкому населению не суждено было сбыться. С одной стороны, закон носил декларативный характер, уравнивал создающиеся национально-культурные автономии в правах со всеми другими национальными общественными объединениями и не предусматривал соответствующих средств на поддержку их деятельности. Иными словами закон изначально был выхолощен. С другой стороны в отсутствии стабильных демократических традиций создающиеся рядом народов Российской Федерации ФНКА вместо решения актуальных задач своих этносов повели решительную и бескомпромиссную борьбу против других общественных организаций в попытках выстроить жёсткую иерархическую вертикаль самоорганизации по образцу и подобию КПСС. Вместо осуществления культурологической деятельности, для чего собственно они и создавались, принялись политизировать национальную проблематику. Не удалось избежать этих ошибок и ФНКА российских немцев, на счету которой после десяти с половиной лет существования незначительный баланс практической работы для людей в регионах, отсутствие конкретных результатов деятельности.
Можно констатировать, что на сегодняшний день в целом в России институт ФНКА далёк от совершенства и в ряде случаев фактически ещё не состоялся. Законодательство о НКА требует серьёзных доработок, которые сделают национально-культурные автономии более действенным механизмом защиты интересов национальных меньшинств. Ряд Федеральных НКА, в том числе и ФНКА российских немцев, требуют внутренней реформы, которая должна помочь этим организациям стать важным институтом гражданского общества, работоспособным, действенным инструментом этнических сообществ.
Межрегиональные координационные советы. Для будущего немецкого меньшинства важное значение имеет дальнейшее формирование самоорганизации российских немцев. Одной из проблем здесь является наличие разных точек зрения среди федеральных общественных объединений. Ещё одной проблемой является локальный эгоизм части руководителей ЦВ, которые возлагают надежды на то, что независимо от общей ситуации поддержка программ именно их центров пусть и с некоторым сокращением продолжится. При этом они упускают из вида, что уровень поддержки центров в их регионе, в конечном счёте, зависит именно от того, насколько эффективно будут решаться общие для всего немецкого этноса и, том числе, для всей сети ЦВ проблемы.
Координация деятельности ЦВ со стороны федеральных и межрегиональных общественных объединений длительное время находилась на неудовлетворительном уровне. Это было связано как с вышеназванными факторами, так и в целом со слабостью самих общественных объединений. Сугубо негативное влияние на развитие самоорганизации немецкого меньшинства оказывает отсутствие в среде общественности традиций демократического самоуправления, пренебрежение принципами коллегиальности в работе ряда общественных структур. Сегодня Международный Союз немецкой культуры фактически является признанной головной координирующей организацией центров встреч (Dachverband) российских немцев. В его состав входит значительное большинство всех центров встреч на всей территории Российской Федерации. Мероприятия МСНК охватывают все стороны национально-культурной жизни российских немцев и в совокупности составляют единую систему мер по поддержке культурной идентичности и общности российских немцев через сеть центров встреч. За 16 лет деятельности Союзом накоплен уникальный опыт работы в различных областях, сформирована профессиональная команда специалистов, среди которых значительную часть составляет молодежь из числа российских немцев, налажено сотрудничество и взаимодействие с государственными органами и с центрами встреч в регионах.
В последнее время, на волне стремления к консолидации центров встреч, именно по инициативе МСНК были созданы Межрегиональные координационные советы Центров встреч (МКС ЦВ), призванные стать важными органами самоорганизации и самоуправления центров встреч 7-ми Федеральных округов Российской Федерации. В условиях необъятных просторов России и довольно большого числа общественных структур российских немцев, МКС ЦВ должны стать теми промежуточными звеньями, которые, с одной стороны, находятся ближе к ЦВ своего региона и, поэтому, смогут координировать их работу с учётом особенностей своего региона. С другой стороны, именно МКС должны формировать требования для проведения политики на федеральном уровне.
Особо следует отметить, что в МКС на демократической основе объединились центры и организации разных форм: в них совместно работают и НКА и центры встреч, входящие в противостоящие друг другу на федеральном уровне общественные объединения (Союзы) российских немцев. Таким образом, МКС могут стать точками консолидации до сих пор всё ещё разрозненного общественного движения российских немцев. Для будущего немецкого меньшинства стратегическое значение имеет создание действенной и демократической системы самоорганизации российских немцев. В реальных условиях, сложившихся в Российской Федерации такая система может быть создана только на базе центров встреч.
Информационное пространство российских немцев. В регионах России для российских немцев тиражами до 1500 экземпляров издаётся ряд газет на русском и немецком языках, среди которых межрегиональные: «Sankt-Petersburger Zeitung» (Санкт-Петербург), «Rundschau» (Ульяновск), «Sibirische Zeitung» (Новосибирск), "Neues Leeben" (Москва) и местные:, «Ihre Zeitung» (Азовский немецкий национальный район Омской области) «Zeitung fuer Dich» (Барнаул) и «Новое время» (Хальбштадский немецкий национальный район Алтайского края).
Ведущая роль в информационном обеспечении немецкого населения принадлежит Международному союзу немецкой культуры, на протяжении многих лет выпускающему и целенаправленно обеспечивающему все общественные и образовательные структуры российских немцев целым рядом специализированных изданий для немецкого меньшинства, а именно:
- Московская немецкая газета / Moskauer Deutsche Zeitung имеет целью улучшение информированности немецкого населения, восполнения потребности в прессе на немецком языке; издание MDZ / МНГ является также важным вкладом российских немцев в развитие двустороннего российско - германского сотрудничества;
- Информационно-методический бюллетень "Содружество" издаётся для активистов и посетителей центров встреч;
- Научно-информационный бюллетень издаётся в помощь исследователям истории и культуры российских немцев;
- Методический бюллетень "Deutsch Kreativ" имеет целью повышение профессионального уровня преподавателей немецкого языка;
- для улучшения изучения немецкого языка детьми и молодёжью издаётся ряд журналов на немецком языке, которые специально адаптированы к российской школьной системе: "Schrumdi"- для детей 6-9лет, "Schrumdirum"- для детей 8-13 лет и "Warum Darum"- для молодёжи 13-17 лет.
Общий годовой тираж изданий МСНК - около 600 тыс. экземпляров.
В большинстве центров имеются библиотеки, oснову которых составляют книги и брошюры, предоставленные в первой половине 90-х годов германской организацией VDA (в среднем-до 25%); полученные центрами во второй половине 90-х - 2000 годах издания МСНК: книги, брошюры, календари, учебно-методические пособия и др. ( в среднем - до 30% ), а также издания, предоставленные GTZ ( ок. 25% ).
Имеется ряд специализированных информационных сайтов для российских немцев. Наиболее крупный из них, администрируемый МСНК: www.rusdeutsch.ru ведётся на русском и немецком языках. Помимо этого дейсвуют: www.drh-moskau.ru и www.eiprd.ru (НКА Астраханской области).
Около 24% центров встреч, главным образом - расположенных в городах - имеют подключение к Интернету.
Немецкие национальные районы. В 1991-92 гг. Постановлениями тогдашнего Верховного Совета России в Сибире были образованы два немецких национальных района: Азовский немецкий национальный район в Омской области и Гальбштадтский немецкий национальный район в Алтайском крае. Благодаря в первую очередь компактности проживания в обоих районах созданы достаточно хорошие условия для сохранения культурной идентичности: практически в каждом селе обоих районов на базе Домов культуры действуют центры встреч, проводится интенсивная культурная работа, в школах изучается немецкий язык. Финансирование социально-экономического и культурного развития районов осуществляется частично из средств местного и областного бюджетов. Ещё одна часть покрывается за счёт многолетней целевой помощи со стороны российского и германского правительств. Районы являются важными центрами этнической консолидации российских немцев Сибири. Вместе с тем их роль в жизни всего немецкого меньшинства незначительна. Прежде всего это связано с тем, что на территории обоих районов сегодня проживает только около 13,0 тыс. российских немцев и членов их семей, что составляет ок. 2 % от общей численности немецкого населения России.
Религиозные общины. Во многих городах и поселках в последнее десятилетие были созданы церковные общины (лютеранские, католические, баптистские), часть прихожан которых составляют российских немцев и члены их семей. В ряде мест центры встреч и церковные организации активно сотрудничают. Однако следует иметь ввиду невысокий процент среди их прихожан российских немцев и членов их семей.
Современное социокультурное пространство российских немцев: общие выводы. Все вышеперечисленные элементы в совокупности составляют современную социо-культурную инфраструктуру и образуют общее информационно-культурное пространство российских немцев.
На сегодняшний день, в условиях чрезвычайно дисперсного проживания немецкого меньшинства главенствующая роль в вопросах сохранения и развития культурной идентичности и общности российских немцев принадлежит центрам встреч. ЦВ являются теми уникальными структурами, которые позволяют всем российским немцам и членам их семей по месту своего жительства изучать немецкий язык, сохранять и развивать свою культурную идентичность, передавать культурные традиции подрастающему поколению и, таким образом, в определённой степени восполнять утраченные в прошлом национальные особенности. Реальной альтернативы сети центров встреч нет.
4. Актуальные проблемы современного развития немецкого меньшинства в России.
Реабилитация. Правовое положение российских немцев. Большое значение для будущего немецкого меньшинства имеет его реальная реабилитация. Следует отметить, что в этом принципиальном вопросе возникают драматические коллизии между правовой реабилитацией российских немцев как отдельных личностей и фактической реабилитацией всего этноса российских немцев, между содержанием принимаемых Российской Федерацией законов и практикой их исполнения, между декларируемыми намерениями и получаемыми практическими результатами.
Сегодня российские немцы являются полноправными гражданами Российской Федерации, имеют одинаковые права с другими гражданами Российской Федерации, определённые единой Конституцией и законодательными актами. Нет больше ущемления по национальному признаку при приёме на работу, при поступлении в ВУЗы. Означает ли это, что российские немцы полностью реабилитированы? Отвечу - нет. Не означает.
На сегодняшний день правовое положение российских немцев регулируется рядом внутренних законодательных актов и международных обязательств российского государства.
1. С одной стороны, был принят целый ряд законодательных актов и указов Президента, которые создают определённую основу для процессов практической реабилитации. Основными из них являются:
- Декларация Верховного Совета СССР от 14.11.1989г. " О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав ";
- Указ Президента СССР от 13.08.1990г. " О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов ";
- Постановление Верховного Совета СССР от 7.03.1991г. " Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14.11.1989г. ;
- Закон РСФСР от 26.04.1991г. " О реабилитации репрессированных народов ";
- Закон РСФСР от 18.10.1991г. " О реабилитации жертв политических репрессий ";
- Указ Президента РФ от 21.02.1992г. " О неотложных мерах по реабилитации российских немцев ".
На эту же цель - реабилитацию этноса - направлены и две Федеральные целевые программы Российского Правительства, направленные на поддержку российских немцев: действовавшая в период 1997-2006 годов и, новая, со сроками реализации 2008-2012 годы.
2. Помимо этого Российская Федерация подписала ряд международных документов, накладывающих обязательства по поддержке национальных меньшинств, а именно:
- Рамочное соглашение Совета Европы " О защите прав национальных меньшинств ", вступившее в силу в России с декабря 1998 года;
- Европейская Хартия защиты языков национальных меньшинств, подписанная Российской Федерацией.
Оба документа обязывают подписавшие их страны защищать культурную и языковую идентичность меньшинств от ассимиляции против их воли и оказывать поддержку в сфере образования, культуры, школьного обучения и общественной жизни. Российские немцы являются одним из 18 меньшинств, которые Российская Федерация указала в этих документах.
3. Имеется также общее законодательство Российской Федерации, как например:
- закон " Об общественных объединениях ";
- закон " О национально-культурных автономиях ";
- закон " Об общих принципах организации местного самоуправления";
- закон " О культуре ";
- закон " О языках ".
4. И, наконец, имеются двусторонние обязательства Российской Федерации и Федеративной Республики Германия по поддержке российских немцев, вытекающие из двустороннего Протокола о сотрудничестве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 10.07.92г.
Несмотря на такое обилие вышеназванных документов следует констатировать, что предпринимаемые усилия пока ещё не привели к ожидаемым результатам. Необходимые условия для самосохранения этноса, для стабильного развития немецкого меньшинства пока в полной мере не созданы.
Таким образом, вопрос полной политико-правовой реабилитации российских немцев как народа, её практических результатов для сегодняшних поколений и влияния на будущее немецкого меньшинства всё ещё остаётся открытым.
Для полного преодоления последствий репрессий тоталитарного режима на перспективу немецкому меньшинству требуется продолжение мер помощи со стороны России и Германии, направленных на продолжение практической реабилитации российских немцев.
Территориальная автономия (Восстановление Республики немцев Поволжья). Ещё одной темой до недавнего времени вызывавшей широкие общественные дискуссии является проект восстановления Республики немцев в Поволжье. Ещё совсем недавно от некоторых лидеров, а также части российских немцев, в основном людей преклонного возраста, приходилось слышать, что без этого российские немцы обречены на ассимиляцию.
Чисто по человечески эти предложения можно понять. На долю многих людей старшего поколения выпали тяжёлые испытания; они прошли и выжили в трудармии и спецкомендатуре; у них отняли малую родину и всю жизнь заставляли чувствовать себя ущербным из-за своей национальной принадлежности. В принципе, можно согласиться и с теми, кто утверждает, что при совместном проживании было бы гораздо легче сохранять и развивать культурную идентичность немецкого меньшинства.
Не вызывает сомнений, что Республика была отобрана у российских немцев незаконно. Репрессии были преступны. Ещё в конце 80-х годов прошлого столетия действительно был шанс для воссоздания в Поволжье территориальной автономии. Вопрос в том, насколько реален такой проект в современных политических и экономических условиях? Как это соотносится с общими интересами и тенденциями развития государства, гражданами которого являются российские немцы? Многие ли из 600 тыс. российских немцев действительно согласятся бросить обжитые места с тем, чтобы начать жизнь с нуля на новом месте? И, наконец, главный вопрос: можно ли на этом пути достичь желаемого результата: сохранения и развития немецкого меньшинства?
Напомню, калмыцкая государственность была восстановлена ещё около 50-ти лет назад. С тех пор возвратившиеся из мест депортации калмыки живут совместно. Тем не менее, процессы потери национальной идентичности, родного языка идут и в их среде с катастрофической быстротой. Несмотря на наличие государственных образований развиваются ассимиляционные процессы у мордвы, чувашей, марийцев, хакасов и ряда других народов России. Значит дело не только в Республике, не только в утерянном в лихие годы совместном проживании.
Не имеет перспектив проект воссоздания Республики и с правовой точки зрения. Принятая в 1993 году Конституция ориентирована на построение новой российской государственности на основе федерализма и местного самоуправления. Она не предполагает создание территориальных образований по национальному признаку. В будущем решение национальных проблем государство видит исключительно на пути национально-культурного развития. Значительные компетенции в этом вопросе делегированы на уровень регионов и местного самоуправления.
Таким образом, восстановление территориальной государственности российских немцев возможно только через изменение действующей Конституции, через ломку - на противоположные - векторов внутреннего развития государства. Влиятельных политических сил, готовых поддержать такой проект, в обществе нет.
И, наконец, сегодня лишь незначительная часть самих российских немцев считает такой проект реальным и актуальным. И уж совсем незначительно число людей готовых самим переселиться в Республику. В доказательство этого приведу следующие доводы: в 2003 году я лично посетил 10 регионов Российской Федерации, начиная от Калининграда на западе и заканчивая Новосибирском на востоке. В каждом регионе я беседовал как с активистами общественного движения, так и с обычными семьями, далёкими от политики. Всего мною было опрошено около 300 человек. Из них 11 человек заявили о поддержке требования о восстановлении Республики. Возраст этих людей составлял от 58 до 79 лет. На вопрос были бы готовы они лично или их дети переселиться в Республику немцев на Волге в случае её восстановления лишь трое изъявили такую готовность. Вместе с тем, следует отметить, что большинство опрашиваемых высказывались в пользу необходимости продолжения практической реабилитации немецкого населения и высказывали мнение о том, что для этого необходимо продолжить оказание мер помощи со стороны Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.
Влияние общественно - политической и экономической ситуации в России на положение российских немцев. На жизнь российских немцев, на перспективы их национально-культурного развития в будущем оказывает влияние изменение векторов государственной внутренней политики, а именно:
1. Чётко выраженная тенденция федерализации страны. Постепенный уход от существовавшего в советское время деления государства национальному принципу. Свидетельствами этой тенденции является создание Федеральных округов, начавшиеся процессы укрупнение субъектов Федерации.
2. Перенос акцента в решении национальных вопросов с федерального уровня на региональный. Первыми ласточками этой тенденции было упразднение Департамента по делам российских немцев при Министерстве национальностей РФ, а затем и самого Миннаца. С 1 января 2007 года вступил в действие закон "Об общих принципах местного самоуправления", по которому муниципальные образования получают широкие полномочия для удовлетворения национально-культурных потребностей своих жителей.
3. Российская Федерация фактически полностью отказалась от реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов" в части территориальной реабилитации. В государстве и обществе нет влиятельных политических сил, заинтересованных в выполнении этого закона.
4. Приняв Закон "О национально-культурных автономиях", государство чётко и ясно указало, в каком направлении оно видит дальнейшее развитие национальных общественных движений.
5. В общественной сфере происходят непростые процессы становления и развития институтов гражданского общества, которые подразумевают под собой многообразие мнений и форм деятельности общественных и некоммерческих организаций.
6. В последние годы российское государство делает ставку на экономическую инициативу, на проектную деятельность, ориентированную на результат. Простое, как это не раз случалось в прошлом, выделение финансовых ресурсов под те или иные проекты или программы без их эффективного последующего использования и достижения конкретных результатов становится невозможным.
7. В отличие от начала 90-х гг., тема "российские немцы" потеряла свою государственную актуальность. Она ушла из фокуса государственной внутренней политики РФ (государство теперь решает другие вопросы) и находится на периферии Российско-германских отношений.
Указанные факторы необходимо принимать во внимание при оценке сегодняшнего реального состояния и перспектив дальнейшего развития российских немцев.
Меры помощи немецкому меньшинству. Механизмы помощи. Российское Правительство оказывает практическую помощь немецкому населению страны. Начав с осуществления в начале 90-х годов отдельных проектов, со второй половины 90-х государство перешло к программно-целевым методам поддержки: была утверждена и начала реализовываться «Федеральная целевая программа возрождения социально-экономической и культурной базы российских немцев на период 1997-2006 г.г.», получившая статус Президентской. Из средств ФЦП финансируются социально - экономические проекты - в основном жилье и инфраструктура в местах компактного проживания немецкого населения, поддерживается ряд Российско-Немецких Домов, а также некоторые мероприятия в сфере культуры: издание книг, газет и журналов, проведение фестивалей и дней культуры. В силу ряда причин, прежде всего ввиду сложного финансово - экономического положения страны в те годы, реализация программы была осуществлена на уровне всего 4-5% от предусмотренных объёмов.
В 2005 году МСНК выступил инициатором пролонгации ФЦП и совместно с госорганами участвовал в её разработке. Итогом трехлетних усилий стало принятие Постановления Правительства РФ от 05.03.08 “ О Федеральной целевой программы поддержки российских немцев на 2008 - 2012 гг.” с общим объёмом финансирования со стороны российского государства на пятилетний период 2,9 млрд. рублей (84,0 млн. евро). Из этой суммы около 15% предназначено на поддержку мероприятий, направленных на сохранение и развитие культурной идентичности немецкого меньшинства и ок. 85% на социально-экономическое развитие мест компактного проживания немецкого населения: строительство жилья и инфраструктуры в обоих немецких национальных районах, а также в Поволжье.
С 1990 года российские немцы получают поддержку Федерального правительства Германии, которая с 1996 года осуществляется через Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ). Всего за это время по программе помощи российским немцам, германской стороной было выделено около 450 млн. евро. На сегодняшний день германская поддержка составляет около 10 млн. евро ежегодно и направляется на осуществление проектов по сохранению немецкой культуры, языка и традиций, поддержки молодежных и образовательных программ. Реализация проектов осуществляется через систему Центров встреч.
Оба правительства согласовывают меры помощи российским немцам в рамках Межправительственной Российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, и действуют на основании особого Протокола о сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия от 10.07.1992г. Последнее, 13-ое - заседание Комиссии состоялось 13-14 марта 2007 года в г. Белокуриха Алтайского края. В состав комиссии , наряду с представителями заинтересованных министерств и ведомств обеих стран, входят также и репрезентативные представители общественных объединений российских немцев (на сегодняшний день - МСНК и ФНКА).
Принятие программы имеет политическую значимость. Это своего рода сигнал для Германской стороны, для продолжения мер помощи со стороны Федеративной Республики Германия. Российское Правительство сделало серьёзный шаг в сторону увеличения своего вклада в проводимую в рамках Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев работу по поддержке мест компактного проживания и культурной идентичности немецкого меньшинства.
За предыдущее десятилетие помощь российским немцам со стороны Федеративной Республики Германия была сокращена примерно в 5 ( ! ) раз. В 2007г., впервые за последние годы, поддержка немецкого меньшинства со стороны Германии прекратила своё падение и стабилизировалась. Во многом это стало возможным благодаря усилиям нового Уполномоченного Федерального Правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств г-на д-ра К. Бергнера. Следует отметить, что дальнейшее сокращение уровня поддержки с германской стороны может привести к острому дефициту средств на деятельность сети центров встреч и, как следствие, запустит процессы частичной утраты созданного за два предыдущие десятилетия потенциала немецкого меньшинства.
Проблемы немецких меньшинств в других странах постсоветского пространства
5. Общее видение современной ситуации с российскими немцами. На основе отмеченных выше явлений общественной жизни представим обобщенную картину проблем современного положения российских немцев..
1. В силу исторических причин сегодня российских немцев объединяют не языковая общность и совместное проживание. Прежде всего, в основе культурной идентичности и общности немецких меньшинств постсоветских стран лежат общность судьбы, исторической памяти, чувство солидарности со своим народом, семейные традиции, рассказы людей старшего поколения, в особенности, о перенесенных страданиях и несправедливостях. Большое значение имеет культурное притяжение исторической родины, наличие межличностных связей с родственниками, переселившимися в Германию.
2. Утрата многими российскими немцами родного языка и культурных традиций не была результатом их готовности легко отречься от своей национальной культуры или тем более отказа от своей национальной принадлежности. Она является прямым результатом сталинской политики репрессий и нераздельно связана с последствиями Второй мировой войны. Российские немцы, после нападения Гитлера на Советский Союз стали невинными жертвами сталинской мести. На них выпали самые тяжёлые и длительные испытания из всех немецких меньшинств, на их судьбе последствия войны сказываются дольше и тяжелее всего. И сегодня по истечении многих лет последствия Второй мировой войны для российских немцев не преодолены. Вследствие депортации, многолетних репрессий и притеснений российские немцы и сегодня ещё не в состоянии сами сохранять и развивать свою культурную идентичность.
3. Поддержка, оказываемая российским немцам правительствами обеих стран позволила создать некоторые начальные условия, необходимые для этнокультурного возрождения российских немцев, в определённой степени стабилизировала положение немецкого населения в местах его нынешнего проживания. Однако добиться решающего успеха, после которого процессы восстановления и развития культурной идентичности и общности российских немцев пойдут на самодостаточной основе пока не удалось. Поэтому практическая реабилитация российских немцев должна продолжаться. Российские немцы нуждается в продолжении мер помощи со стороны обоих государств для преодоления последствий имевших место в прошлом репрессий тоталитарного режима и второй мировой войны.
4. Германия взяла на себя ответственность за последствия национал-социализма и Второй мировой войны и после падения железного занавеса заявила о солидарности. На основании этого и в рамках солидарности Германского государства с немецкими меньшинствами за рубежом российские немцы вправе рассчитывать на продолжение мер помощи.
5. Целью этих мер помощи, главной точкой приложения усилий обоих государств должно являться создание условий для сохранения и развития культурной идентичности и общности российских немцев в местах их нынешнего проживания, с опорой на демократическую Самоорганизацию немецкого меньшинства.
6. Достичь этого можно только через сеть центров встреч. В отсутствие компактного проживания немецкого населения именно они стали точками этноконсолидации немецкого меньшинства. Именно центры встреч являются теми этническими центрами, где российские немцы и члены их семей имеют возможность сохранять и развивать свою культурную идентичность, изучать и совершенствовать знания немецкого языка. Совершенно очевидно, что система ЦВ не может полностью возместить те возможности, которые были при совместном проживании немецкого населения, имевшуюся до II Мировой войны социо-культурную инфраструктуру немецкого населения. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что подходящей, реальной альтернативы центрам встреч в масштабах всего этноса российских немцев, всей страны сейчас не существует.
7. Дальнейшее развитие центров встреч в следующей фазе должно прежде всего концентрироваться на создании необходимых базовых условий для их полноценной, эффективной деятельности, совершенствованиии содержания работы, улучшении взаимодействия и координации деятельности между ними.
6. Видение дальнейшего развития немецкого меньшинства. Точки приложения сил. Каким видится будущее немецкого меньшинства в России? Ждёт ли российских немцев в современных условиях интернационализирующегося и глобализирующегося мира неминуемая ассимиляция или они сумеют найти достойный ответ на этот вызов истории. Какие практические шаги необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить благоприятное развитие немецкого этноса и обеспечивалась преемственность поколений в семьях российских немцев? Без ответа на эти вопросы не может быть движения в будущее, не может быть стабильного развития этноса, не может быть эффективной политики поддержки немецкого меньшинства. Остановимся на приоритетных направлениях развития немецкого меньшинства.
1. Укрепление сети центров встреч. Главное направление развития: укрепление деятельности сети центров встреч, придание их работе стабильности и устойчивости сегодня и на перспективу.
В условиях развития местного самоуправления и укрепления экономики России, необходимо добиваться расширения поддержки ЦВ со стороны местных и региональных администраций. В центрах должны быть созданы необходимые условия для того, чтобы все желающие российские немцы и члены их семей имели реальные возможности для изучения немецкого языка, приобщения к немецкой культуре и традициям, сохранения исторической памяти.
2. Развитие самоорганизации российских немцев. Дальнейшее развитие должны получить демократические процессы дальнейшего формирования самоорганизации российских немцев. В перспективе немецкое меньшинство должно создать единую сильную и влиятельную Самоорганизацию действующую на базе центров встреч и опирающаяся на поддержку российской и германской сторон. Должна усилиться роль самоорганизации российских немцев при обсуждении и принятии политических решений в пользу российских немцев. Коллективно выработанные на легитимных Форумах предложения центров встреч должны стать важной частью новой концепции Федерального Правительства Германии по оказанию мер помощи немецким меньшинствам в постсоветских странах. Конкретные меры помощи системе центров встреч должны в большей степени основываться, подчеркну, на реальных потребностях и нуждах самих центров, в большей степени учитывать мнение самоорганизации центров встреч.
3. Усиление интеграции ЦВ в общее российско-германское сотрудничество. Культурное притяжение исторической родины становится ещё одним существенным условием сохранения и развития немецкого меньшинства в России. Со временем центры встреч должны всё больше становиться непосредственными активными участниками расширяющегося российско-германского культурного сотрудничества, реальными мостами дружбы между народами двух стран. В рамках диалога между гражданскими обществи двух стран должны получить развитие партнёрства ЦВ с германскими культурными организациями. Такие партнёрства расширяют спектр сотрудничества между нашими странами - с одной стороны; придают дополнительные импульсы деятельности ЦВ, повышают авторитет и социальный статус в жизни своих регионов - с другой стороны.
4. Партнёрства центров встреч. Многие семьи российских немцев сегодня разорваны. Часть продолжает жить в России, других странах постсоветских пространств, другая часть избрала для себя Германию. Это же касается друзей и близких людей. В этой ситуации важно налаживать сотрудничество между российскими немцами, разбросанными на огромном Евразийском пространстве. Особое место должно быть отведено партнёрствам центров встреч немцев России, немецких меньшинств стран СНГ и местных групп (Ortsgruppen) Землячества немцев - выходцев из России в Германии.
5. Центры встреч - центры распространения немецкого языка и знаний о Германии. В будущем должна последовательно возрастать роль центров встреч в качестве центров распространения немецкого языка и культуры, практических знаний о современной жизни в Германии (при сохранении также и функции центров встреч для российских немцев и членов их семей). ЦВ должны становиться реальными точками живого практического гуманитарного сотрудничества и партнерство с Федеративной Республикой Германия. Тем самым будет существенно расширено поле их деятельности, повысится социальный статус, возрастёт интерес к их работе со стороны общественности.
6. Усиление работы с молодёжью и детьми. Расширение молодёжных и школьных обменов. Необходимо усилить внимание к программам, направленным на сохранение преемственности поколений, мотивирующих детей и молодёжь к изучению немецкого языка, приобщению к историко-культурному наследию российских немцев.
Должны расширяться молодёжные и школьные обмены через центры встреч, увеличиваться число с одной стороны молодых российских немцев учащихся и стажирующихся в германских университетах; с другой стороны молодых переселенцев, приезжающих работать в представительства германских фирм в России. Знания двух языков и культурных традиций даст им возможность способствовать сближению России и Германии, России и Объединённой Европы.
7. Активное участие в деятельности гражданского общества России. Центры встреч, общественные структуры российских немцев, должны выходить за пределы национальной проблематики, становиться составной частью гражданского общества страны. -германское сотрудничество.