Генрих Мартенс: Курс на модернизацию!

Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, выступил на VIII съезде ФНКА РН  с докладом: «Федеральная национально-культурная автономия российских немцев: между прошлым и будущим. Курс на модернизацию!». VIII съезд ФНКА состоялся 4 сентября 2010 г. в Ульяновске при поддержке Министерства регионального развития РФ. В своем докладе Генрих Мартенс проанализировал деятельность ФНКА РН с 1997 по 2009 годы, дал отчёт о работе команды нового руководства Федеральной НКА за период с 5 апреля 2009 года по 4 сентября 2010 года, а также обозначил причины проведения VIII Съезда ФНКА РН, цели и задачи ФНКА на современном этапе. Публикуем полный текст доклада.

Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, выступил на VIII съезде ФНКА РН с докладом: «Федеральная национально-культурная автономия российских немцев: между прошлым и будущим. Курс на модернизацию!». VIII съезд ФНКА состоялся 4 сентября 2010 г. в Ульяновске при поддержке Министерства регионального развития РФ. В своем докладе Генрих Мартенс проанализировал деятельность ФНКА РН с 1997 по 2009 годы, дал отчёт о работе команды нового руководства Федеральной НКА за период с 5 апреля 2009 года по 4 сентября 2010 года, а также обозначил причины проведения VIII Съезда ФНКА РН, цели и задачи ФНКА на современном этапе. Публикуем полный текст доклада.
Полный текст доклада
«Федеральная национально-культурная автономия российских немцев:
между прошлым и будущим. Курс на модернизацию!»
Доклад Президента ФНКА РН Генриха Генриховича Мартенса
на VIII Съезде ФНКА РН
Уважаемые делегаты съезда! Дамы и господа!
Коллеги! Liebe Landsleute!
В работе VIII объединительного Съезда Федеральной национально-культурной автономии российских немцев принимают участие легитимные делегаты из 37 регионов Российской Федерации, представляющие интересы около полумиллиона из шестисот тысяч российских немцев. Особо радует, что впервые за долгие годы беспрестанных распрей и конфликтов в этом зале соединились люди, которые ещё вчера находились по разные стороны баррикад. Это убедительно свидетельствует о том, что наш съезд по праву является Съездом консолидации!
Среди делегатов съезда – А. В. Христель. Как правило, Артур Владимирович имеет иное от большинства собравшихся в этом зале мнение по вопросам реабилитации российских немцев, внутренней жизни нашей Федеральной автономии, часто критикует меня. Артур Владимирович, в последнее время нам очень не хватало Ваших острых, полемических выступлений. Спасибо, что сумели переступить через личные политические пристрастия и во имя высших интересов российских немцев принимаете участие в работе Съезда. Юрий Адольфович Гаар, Федеральная Автономия, российские немцы нуждаются в Вашем опыте и авторитете. Огромную работу провёл накануне VIII Съезда Федеральной НКА Бруно Генрихович Рейтер. Надежда Анатольевна Минакова, мы нуждаемся в Вашем неравнодушном, заинтересованном отношении к судьбе российских немцев, в Ваших конкретных предложениях по улучшению работы ФНКА. Несмотря на неважное самочувствие, через всю Россию, из далёкого Владивостока приехала на съезд О.К.Ткаченко. Ольга Карловна, Вы всегда можете рассчитывать на нашу товарищескую поддержку. Отрадно снова видеть в наших рядах Веру Ивановну Кузнецову из посёлка Кушва Свердловской области. В почётном Президиуме Съезда – наш ветеран из города Соликамска, гордость российских немцев Э. А. Гриб, которому 28 августа 2010 года исполнилось 85 лет. Дорогой Эдвин Александрович! Мы все желаем тебе крепкого здоровья, бодрости духа и радости. Российским немцам нужны твои мудрость и опыт.
Друзья! От всей души приветствую всех вас, коллег и товарищей по совместной работе на этом знаменательном мероприятии – VIII объединительном Съезде ФНКА РН – съезде консолидации!
В самом начале своего выступления хочу сказать об очень важном. Победа не может быть полной в том случае, если сторонники одного подхода в ФНКА победят сторонников другого подхода. По-настоящему, общей и стоящей может быть только наша совместная победа, всей ФНКА РН, всех входящих в неё региональных и местных НКА.
К сожалению, руководители нескольких региональных НКА всё ещё стоят особняком от нашего Общественного движения и не присутствуют в этом зале. В этой связи, ответственно заявляю: на VI съезде в апреле 2009 года все, без исключения, руководители региональных НКА были избраны членами Совета Федеральной НКА. Мы ещё раз настойчиво призываем к диалогу тех наших товарищей, которые пока ещё причисляют себя к оппозиции. Они в любой момент могут приступить к участию в совместной работе. Двери ФНКА РН открыты для всех членов НКА, имеющих добрую волю!
Наш Съезд проходит в дни проведения Общероссийского фестиваля культуры российских немцев. Символично само название Фестиваля: «Мы часть истории твоей, Россия. Мы твой народ!» Тем самым, мы не только проводим масштабное мероприятие, имеющее большую общественную и культурную значимость для всего немецкого меньшинства Российской Федерации, но и выражаем нашу общегражданскую позицию как один из народов Российской Федерации; вносим конкретный вклад в дело развития межнационального мира и согласия в нашей стране.
В рамках Фестиваля проводится целый ряд интересных мероприятий: вернисаж художников – российских немцев, семинар для преподавателей немецкого языка, праздничное шествие по центральным улицам города Ульяновск, концерты на открытых площадках города и выездные концерты в местах компактного проживания немецкого населения в области, настоящий немецкий Пивной фестиваль, литературные вечера, спектакли театров российских немцев, галла-концерт участников. Наши партнёры из Гёте-института при поддержке Посольства Германии в Москве проводят ряд интересных выставок.
Уверен, что делегаты и гости Съезда нашей национально-культурной автономии принимают самое непосредственное и живое участие в этом большом празднике культуры российских немцев. Убеждён, что все мы получим отличный заряд хорошего настроения, немецкого языка и немецкой культуры.
5-7 сентября впервые в России состоится рабочая встреча руководителей немецких меньшинств из многих европейских стран, в которой вы также сможете принять участие.
И фестиваль, и съезд являются частью той большой, многолетней помощи, которую мы, российские немцы, получаем со стороны Российской Федерации и Федеративной Республики Германия. Оба мероприятия получили поддержку Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев и являются совместными российско-германскими проектами. Пользуясь случаем, от имени Федеральной Автономии и Международного союза немецкой культуры, от имени российских немцев России хотел бы поблагодарить Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германия за это внимание к нашим нуждам и постоянную поддержку.
17 декабря 1997 года на учредительном Съезде в Москве была создана первая в современной истории России Федеральная национально-культурная автономия. Мы можем по праву гордиться тем, что это была ФНКА российских немцев. С её появлением многие российские немцы связывали большие надежды на коренное улучшение положения немецкого меньшинства России. Госорганы России и Германии видели в ней важного партнёра в деле практического решения проблем немецкого населения Российской Федерации.
Первые годы, несмотря на ряд естественных в любом новом деле объективных и субъективных трудностей, ФНКА РН довольно успешно развивалась: создавались новые НКА, разрабатывались программы деятельности, руководство Автономии настойчиво искало достойное место ФНКА в системе российско-германского сотрудничества. Большая заслуга в этом первого Президента Федеральной Автономии Владимира Анатольевича Бауэра.
За прошедшее c 1997 года время ФНКА РН пройден немалый путь, накоплен как положительный, так и, увы, ещё больший отрицательный опыт. В 2003 году сменилось руководство Федеральной Автономии. На фоне успехов начального периода, в дальнейшем судьба института НКА российских немцев складывалась очень непросто, порою драматически.
Анализ деятельности ФНКА РН в предшествующие периоды
Позвольте начать анализ ситуации с того положения, в котором мы, новая команда руководства Федеральной Автономии переняла ФНКА РН в апреле 2009-го, т.е. 12 лет спустя после её триумфального учреждения.
1. ФНКА РН так и не стала выразителем интересов своего народа. Бывшие руководители Федеральной Автономии по многу лет не выезжая в города и сёла России, не встречались с живущими там российскими немцами, не знали их истинных нужд, не заботилось о поддержке региональных НКА.
2. Не стала ФНКА РН и мотором этнокультурного развития российских немцев. Вместо организации практической работы, бывшие руководители ФНКА РН без конца выдвигали политические требования к государству, совершенно не желая понимать и считаться с объективными обстоятельствами развития нашей страны, отстав от динамики ее правовых изменений, выключившись из общегражданского диалога. Их лозунгом фактически стал: «Дайте нам то, что нам надо, а до остальных народов, до будущего страны, гражданами которой мы являемся, нам фактически нет дела». Политическая риторика и демагогия заменяли собой нормальную практическую работу, нацеленную на получение конкретного, важного для российских немцев результата.
На практике это привело к тому, что большинством актива НКА деятельность федеральной структуры Автономии перестала восприниматься как собственно деятельность, а стала ассоциироваться со сплошной лозунговостью.
3. Не превратилась ФНКА РН и в ответственного и конструктивного партнёра государства. Наоборот, действия бывшего руководства привели к практически полной утрате к ним доверия и прекращению взаимодействия государственных органов России и Германии с руководством Федеральной НКА. Не осуществлялось никакого сотрудничества с администрациями субъектов Российской Федерации. Российским немцам фактически навязывалась губительная конфронтация с Правительствами обоих государств.
4. Голос Федеральной НКА РН был слабо слышен в общем хоре гражданского общества страны. Вся и без того невеликая «энергия деятельности» бывшего руководства ФНКА РН, если такое словосочетание вообще уместно в данном случае, была направлена исключительно внутрь этнического сообщества российских немцев. Интересы Российской Федерации, реальное участие в общественной жизни страны полностью игнорировались.
5. Не смогла стать ФНКА РН и подлинным лидером общественного движения российских немцев. Руководствуясь принципом «кто не с нами – тот враг российских немцев», бывшее руководство ФНКА оттолкнуло от себя большинство реально действующих общественных объединений российских немцев. Вместо консолидации осуществлялся курс на непримиримую конфронтацию и углубление раскола общественного движения российских немцев. Все наши попытки наладить диалог, привлечь руководство ФНКА к конструктивному сотрудничеству в деле создания сильной и действенной Самоорганизации с ходу отвергались. Все приглашения бывшему руководству ФНКА к участию в Форумах, семинарах и конференциях российских немцев оставались без ответа. Неоднократно я письменно обращался к бывшему Президенту ФНКА с предложением о личной встрече, а также с просьбами предоставить возможность мне и моим коллегам выступить на заседании руководящих органов Автономии, организовать открытую дискуссию с участием актива из регионов – безрезультатно.
6. Регулярно нарушался Устав ФНКА, попирались демократические нормы деятельности выборных органов, фальсифицировались документы, не допускалась к проверкам контрольно-ревизионная комиссия. Решения от имени Автономии принимались фактически кулуарно, узким кругом лиц.
В целом, можно резюмировать, что Федеральной НКА не было достигнуто ни одной из поставленных в начале пути целей и не было решено ни одной практической задачи.
Так обстояло дело на федеральном уровне. Как гласит известная русская пословица «рыба начинает гнить с головы». Если процесс гниения решительно не остановить, то затем наступает черёд других частей тела. В годы, предшествующие VI внеочередному Съезду ФНКА РН процесс распада Федеральной Автономии начал перекидываться на некоторые региональные НКА.
7. Набирал обороты процесс самораспада местных НКА. Проведенный анализ показывает, что к 2009 году было утеряно до 25% ценой больших усилий созданных в конце 90-х – начале 2000 годов местных НКА российских немцев. В ряде НКА перестали соблюдаться демократические нормы, по 6-8 лет (!) не проводились легитимные конференции и заседания советов.
8. Начал снижаться представительский уровень института НКА. Актив ряда региональных автономий, претендующих на то, чтобы представлять интересы десятков тысяч российских немцев своего региона, в реальности стал состоять из десятка, в лучшем случае нескольких десятков людей преклонного возраста, превратившись фактически в клуб «тех, кому за 70». Об этом вам лучше могут рассказать проф. Б.Г. Рейтер и вице-президент ФНКА РН Ф.М.Глазунова, которые в преддверии нынешнего Съезда объездили многие регионы России.
9. Практическая деятельность некоторых НКА стала носить несистемный, эпизодический характер и перестала оказывать сколько-нибудь существенное влияние на этнокультурное самочувствие российских немцев.
10. Поле деятельности ряда НКА стало сужаться, концентрируясь исключительно внутри областных центров. Из поля зрения и практической работы таких НКА драматически стали выпадать города, посёлки и сёла, расположенные на периферии региона, т.е., по-сути, подавляющее большинство немецкого населения, проживающего, как известно, за пределами областных центров.
11. Проверки выявили, что ряд НКА, а точнее их руководителей, стали превращаться в обычных прожирателей денег. В этаких «грантогрызов», которым не важны ни содержание проектов, ни их качество; главное иметь возможность в тишине и без свидетелей «попилить» бюджет.
Все эти факторы привели к резкому падению имиджа института НКА РН среди российских немцев, широкой общественности и государственных органов страны. При проведении в 2006-2007 годах социологических опросов 70-80% российских немцев положительно оценивали деятельность МСНК и, только 10-12% что-то слышали о ФНКА РН. Причём, с каждым годом «узнаваемость» Федеральной НКА неуклонно падала.
Положение усугублялось ещё и тем, что в отсутствие представительного органа российских немцев, за нас и, фактически, без нас стали решать, что и как нам, российским немцам, надо делать. Дошло до абсурда, когда при проведении социологических опросов в 2006-2007 годах, на вопрос «какие головные организации российских немцев вам известны?» большая часть активистов (!) общественного движения стали называть ГТЦ. На вопрос «от кого ваша организация получает поддержку» лишь незначительное число называло Федеративную Республику Германия или Российскую Федерацию; большинство – ГТЦ и, даже, его филиалы в регионах. Это было бы смешно, если бы не было так грустно!
Процессы деградации и распада института НКА РН проходили в условиях, когда объективно возрастала потребность в по-настоящему действенной и представительной ФНКА РН. Создающаяся усилиями МСНК и активистов общественных организаций на местах Самоорганизация РН нуждалась в представительной структуре, которая стала бы её венцом. Потребность в институте ФНКА увеличивалась по мере развития процессов передачи ответственности по проектной работе от посреднической организации к структурам российских немцев, когда роль Самоорганизации стала усиливаться.
Всё большему числу активистов становилось очевидно, что усилиями своего тогдашнего руководства ФНКА РН превратилась в тормоз на пути дальнейшего развития самоорганизации и самоуправления немецкого меньшинства России.
Не в последнюю очередь прямым результатом такого удручающего положения дел в ФНКА РН явилась потеря российскими немцами значительных объёмов финансовых средств поддержки с германской стороны, И, это при том, что от этой поддержки, давайте говорить откровенно, всё ещё во многом зависит сама жизнедеятельность общественных организаций российских немцев. Ещё в середине 90-х годов прошлого столетия суммы поддержки со стороны Федеративной Республики Германия превышали , 50 млн. евро. К описываемому периоду они упали до 9 млн. евро, т.е. больше, чем в 5 раз при полном безразличии со стороны бывшего руководства Федеральной НКА. В любой уважающей себя организации за такое разгильдяйство начальника погнали бы в шею. Что, в конечном счёте, и произошло.
Последней каплей, которая переполнила чашу терпения здоровых сил внутри Автономии стало то, что в начале 2009 года появилась абсолютно реальная угроза ликвидации нашей Федеральной Автономии. К этому времени государство наконец-то осознало, что практическая реализация закона «О НКА» в Российской Федерации пробуксовывает. Ряд Федеральных Автономий не выполняют возложенные на них этим законом функций. Вместо организации практической этнокультурной деятельности их руководители политиканствуют, под прикрытием НКА занимаются бизнесом, пытаются использовать этот важный для государства и гражданского общества общественный институт для частного обогащения и извлечения личных политических дивидентов. После проверок Минюстом РФ стала приостанавливаться деятельность ряда Автономий.
Для большинства актива ФНКА стало очевидно, что Федеральная Автономия находится на краю краха и, если незамедлительно и кардинально не изменить ситуацию, то катастрофа станет неминуемой. Дальнейшее промедление стало смерти подобно!
Таким образом, главной целью проведённого в апреле 2009 года VI внеочередного Съезда ФНКА РН являлось спасение нашей Федеральной НКА от полного краха и ликвидации; её реанимация и оздоровление деятельности; превращение её структуру, способную достойно, ответственно и конструктивно представлять общественные и культурные интересы российских немцев Российской Федерации.
Все эти проблемы в деятельности ФНКА РН были представлено мной для того, чтобы можно было лучше понять корень многих проблем и бед нашей Автономии и всего Общественного движения РН, сообща сделать соответствующие выводы и избежать в будущем повторения подобных ошибок.
Отчёт о работе команды нового руководства Федеральной НКА,
за период с 5 апреля 2009 года по 4 сентября 2010 года
Теперь, позвольте кратко проинформировать Вас о том, что было сделано новой командой руководства Федеральной НКА.
1. Возрождение института Федеральной национально-культурной автономии российских немцев
Во главу угла практической деятельности команды нового руководства ФНКА РН была поставлена задача реанимации института НКА российских немцев.
Прежде всего, мы сконцентрировались на восстановлении и развитии структуры НКА в регионах. За прошедшие 16 месяцев ФНКА российских немцев серьёзно окрепла и численно выросла. Сегодня институт ФНКА РН охватывает уже 42 региона России (вместо 28 – в апреле 2009 года.) с населением свыше 540 тыс. из общего числа 597 тыс. российских немцев. Одновременно идёт процесс воссоздания сети местных НКА. С гордостью можно заявить, что ФНКА РН является самой растущей Федеральная НКА в Российской Федерации.
К деятельности легитимной ФНКА теперь привлечены и практически все значимые НКА, ранее стоявшие в оппозиции: национально-культурные автономии Омской, Томской, Новосибирской, Саратовской и ряд других областей. Все НКА через своих представителей в Совете Автономии имеют равные возможности свободно высказывать своё мнение, критиковать, вносить предложения. В рядах «непримиримой» оппозиции пока остаются 5-6 НКА (из 42). Убеждён – временно.
Создано работоспособное, компактное бюро ФНКА РН в РНДМ. С января 2010 года началась проектная работа.
В 2003-2007 годах Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла ряд важных поправок и дополнений в Федеральный закон «О НКА». Все Федеральные НКА обязаны были внести актуальные изменения в свои уставы. Увы, и этой, по сути технической работы, сделано не было. 9 декабря 2009 года нами был проведен VII Съезд Федеральной Автономии, который принял новую редакцию Устава ФНКА. Таким образом, основной документ нашей Автономии был приведен в соответствие с действующим законодательством.
На состоявшемся в конце января 2010 года IX Форуме РН были внесены изменения в Положение о МКС РН, которые открыли дорогу для повышения роли и значимости региональных НКА в системе Самоорганизации российских немцев.
Правовое положение ФНКА РН не вызывает опасений. Все иски наших оппонентов отклонены судами. Периодически возникающие инициативы бывших руководителей Федеральной Автономии носят частный характер и не воспринимаются серьёзно сообществом российских немцев.
Проводиться инвентаризация региональных НКА. За прошедший период члены нового руководства Федеральной НКА совершили более 40 поездок, побывав в более, чем 20 регионах Российской Федерации. Более подробную информацию с оценкой ситуации в национально-культурных автономиях в регионах Вы сможете получить из выступления Б.Г.Рейтера.
Восстановлено сотрудничество с государственными органами России и Германии. Заключены Соглашения о сотрудничестве с Администрациями Ульяновской и Тверской областей, Алтайского края. На подходе новые Соглашения с рядом других субъектов Российской Федерации. Главная цель этих документов – усиление поддержки деятельности региональных и местных НКА; превращение НКА РН в регионах в реальный, сильный и ответственный институт гражданского общества; содействие межнациональному миру и согласию в регионах нашей страны.
Возрастает авторитет ФНКА РН среди российских немцев, в государстве и обществе. Таким образом, российские немцы, модернизируя и укрепляя институт своей ФНКА, реально участвуют в предложенной Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым модернизации нашей Родины – России! Более того, сегодня мы, российские немцы, в состоянии предложить модернизационную модель института НКА и наш опыт решения этнических проблем другим народам Российской Федерации!
2. Продолжение формирования Самоорганизации немецкого меньшинства России
Возрождение ФНКА РН позволило нам сделать следующий важный шаг в формировании единой, целостной системы Самоорганизации РН.
Результатом многочисленных плодотворных дискуссий, которые были инициированы нашей командой и с участием всех заинтересованных сторон проводились в последнее время, явился широкий общественный консенсус о будущей модели единой Самоорганизации немецкого меньшинства России, а именно:
1. Опорой системы Самоорганизации немецкого меньшинства является разветвлённая сеть местных НКА, обществ и центров немецкой культуры, молодёжных клубов, других общественных организаций российских немцев в городах, посёлках и сёлах, общим числом более 450.
2. Главной действующей силой в регионах должны стать региональные национально-культурные автономии РН, которые, по нашему замыслу, со временем должны вобрать в себя весь спектр местных общественных структур.
3. Уже имеющие положительный опыт демократической и коллегиальной работы Межрегиональные координационные советы РН будут и дальше пользоваться правами широкой автономии в общественной сфере и самостоятельно формировать и распределять бюджеты проектной деятельности в регионах своей ответственности. Со временем МКС РН станут органами межрегиональной координации ФНКА РН, как это и предусмотрено Федеральным Законом «О национально-культурной автономии».
4. Накопившие значительный опыт проектной деятельности, имеющие профессиональные команды исполнителей МСНК и НМО сконцентрируются на координации и организации проектной деятельности всей сети Самоорганизации в масштабах всей Российской Федерации, на решении конкретных этнокультурных проблем.
5. Действующая на основании отдельного Федерального закона №74 «О НКА», ФНКА РН выдвигается на роль органа, представляющего интересы всего немецкого меньшинства России.
До последнего времени мы имели четыре звена этой системы Самоорганизации из пяти. Сегодня, проведением нашего съезда, мы фактически конституируем ФНКА РН в качестве представительного органа российских немцев и завершаем на сегодняшнем этапе формирование системы Самоорганизации РН Российской Федерации. Поздравляю Вас всех с этим знаменательным в жизни немецкого меньшинства России событием!
Более детально по этому вопросу выступит Вице-президент, глава Администрации ФНКА РН А.И.Гриненвальд.
3. Изменение статуса МКС РН. Усиление роли региональных НКА
Возрождение деятельности ФНКА РН в центре и на местах и дальнейшее формирование Самоорганизации РН, в свою очередь придали новые импульсы процессам совершенствования деятельности Межрегиональных координационных советов центров встреч российских немцев.
На сегодняшний день Системой МКС охвачена практически вся территория Российской Федерации. Особо следует отметить успехи МКС Западной Сибири, где раньше было определённое беспокойство, а теперь идёт дружная и деловая совместная работа. Последовательно создаются условия для развития самоорганизации в Северо-Западном регионе (С-Петербург), где ранее самоорганизация отсутствовала.
Широкий охват системой МКС немецкого населения страны, наряду с принятием на IX Форуме в январе 2010 года новой редакции Положения о МКС создали правовые и, по сути, практические условия для изменения статуса МКС центров встреч. На сегодняшний день они фактически стали представлять интересы всех российских немцев данного региона и, таким образом, превратились в МКС российских немцев (МКС РН).
Ещё одним важным шагом стало включение в новый, зарегистрированный 26 января 2010 года Минюстом РФ, Устав ФНКА РН пункта о деятельности в рамках Федеральной Автономии органов межрегиональной координации. Тем самым, были созданы правовые предпосылки и дан импульс тому, чтобы институт МКС РН стал со временем органом межрегиональной координации региональных НКА, а сами РНКА стали играть ключевую, главенствующую роль в МКС РН.
Этими действиями мы усилили легитимацию всей системы Самоорганизации РН, создаём ей ещё более широкую базу, теперь уже в лице всего немецкого населения страны, органично вписываем в неё институт НКА РН, наделяя серьёзнейшими функциями региональные НКА и поручая Федеральной НКА функции представительства интересов российских немцев Российской Федерации.
4. Дальнейшая реализация Пилотных проектов в регионах России
По общему мнению сообщества российских немцев, ключевую роль в укреплении и развитии МКС РН и всей системы Самоорганизации РН играют Пилотные проекты. Как известно, в предыдущие годы все основные вопросы проектной деятельности наших общественных организаций фактически решало ГТЦ и это подавляло инициативу на местах. Передача ответственности по проектной работе от ГТЦ к органам Самоорганизации РН позволила повысить мотивацию и чувство ответственности самого немецкого меньшинства и его общественных структур. На волне развития Самоорганизации и самостоятельной реализации пилотных проектов, после многих лет застоя, стали возрождаться общественные организации, создаются новые НКА, ЦНК, молодёжные клубы. Общественные организации РН стали более активно и открыто выражать свои общественные позиции.
В реальности, Пилотные проекты не только придали мощный импульс, но и стали локомотивами развития самоорганизации и самоуправления немецкого меньшинства России!
За три предыдущих года, прошедших с момента начала реализации первого пилотного проекта, в целом удалось наладить стабильную и прозрачную систему работы. При этом, МСНК несёт общую ответственность за содержание проектной деятельности и за финансовую отчётность всех общественных структур - участников программы. В то же время МКС РН обладают широкой автономией в рамках единой Самоорганизации и правами самостоятельного выбора проектов для поддержки. Таким образом, именно МКС РН, в который входят все общественные структуры данного региона самостоятельно формирует и распределяет бюджет своего региона и, тем самым, играет ключевую роль в пилотных проектах. Информация о конкурсе проектов и распределении средств публикуется в Интернете на специальном разделе сайте www.rusdeutsch.ru.
Особо хотел бы подчеркнуть, что за 3 года реализации ПП от общественности РН не было ни одного нарекания на то, что МСНК действует в обход МКС РН, принимает недемократические решения. Считаю это лучшей оценкой работы нашей команды.
При проведений заседаний МКС РН 5 сентября 2010 года Вы будете иметь возможность подвести промежуточные итоги реализации пилотных проектов в первой половине 2010 года, обсудить имеющиеся проблемы, начать процесс планирования проектной деятельности на 2011 год. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить АНО «Брайтенарбайт» (дир. Г-н Т.Брецина) за очень конструктивное и деловое сотрудничество при реализации ПП №1. Многие решения, которые мы совместно внедряем в работу в Центральном и Уральском регионах, являются хорошим образцом для других регионов страны.
5. Консолидация Общественного движения российских немцев
Все вышеперечисленные мероприятия привели к тому, что впервые за 20 лет с момента своего создания в 1989 году Общественное движение российских немцев консолидировалось. Сегодня, и это имеет большую ценность для российских немцев, все значимые легитимные общественные объединения российских немцев, это ФНКА РН, МСНК и НМО, выступают с общих позиций и говорят единым голосом!
Хотел бы особо отметить как важное достижение и то, что ни одно решение от имени немецкого меньшинства не принимается без предварительного всестороннего коллегиального и транспарентного обсуждения с участием всех заинтересованных партнёров.
Всё это стало возможным благодаря напряжённой работе нового руководства Автономии, актива НКА в регионах и поддержки со стороны Международного союза немецкой культуры и Немецкого молодёжного объединения.
Таковы главные итоги деятельности новой команды руководства ФНКА РН за первые 500 дней. Как видите, сделано немало. При этом, мы отлично понимаем, что предстоит сделать ещё больше!
Причины проведения VIII Съезда ФНКА РН
В VI Съезде и в последующей деятельности ФНКА РН принимали участие делегаты от ок. 60% региональных НКА и ок. 90% существовавших на тот момент представительств ФНКА в регионах. Для окончательного устранения многолетнего раскола в общественном движении нужна была общественная площадка, которая позволяет легитимно продолжить процесс консолидации Федеральной НКА и общественного движения РН.
То, что на сегодняшнем съезде присутствует уже подавляющее большинство региональных автономий (37 из 42) свидетельствует о правильности принятого решения о его проведении.
Мы убеждены, что пришло время для окончательного и бесповоротного объединения всех общественных сил российских немцев на деловой и конструктивной основе. Все, кому по-настоящему дорога судьба нашей Федеральной Автономии, кто в реальности, а не на словах, стремится к единству нашего общественного движения, кто искренне заботится о будущем нашего народа, должны наконец собраться и работать вместе. Мы должны иметь мудрость для того, чтобы отставить в сторону политические предпочтения и, порой, непростые межличностные отношения и работать одной командой, чувствуя товарищескую поддержку друг друга.
Друзья! Сегодняшний съезд предоставляет нам уникальную возможность впервые за много лет беспрестанных раздоров и конфликтов выступить в качестве консолидированного общественного движения, ещё раз заявить о нашем твёрдом намерении сделать всё необходимое для сохранения российскими немцами своей культурной самобытности, заявить о себе как о серьёзных и ответственных партнёрах российского государства.
Результаты деятельности новой команды руководства ФНКА РН позволяют сделать вывод о том, что кризис института НКА российских немцев успешно преодолён, ситуация неуклонно улучшается. Это значит, что мы успешно справились с теми задачами, которые стояли в повестке дня год-полтора года назад. Пришло время для того, чтобы определить новые задачи.
ФНКА РН должна выработать и предложить нашему народу новую перспективную стратегию немецкого меньшинства России. Такую стратегию, которая позволяла бы нам быть достойными гражданами Российской Федерации и, при этом, не забывать о своих исторических корнях. Стратегию, которая сделает российских немцев неравнодушными, активными гражданами своей Родины, а ФНКА РН активной составной частью гражданского общества России. Стратегию, которая позволит российским немцам, как это уже было в истории, с одной стороны, способствовать распространению немецкой культуры и ментальности, стать проводниками европейских идей и технологий в России. С другой стороны, достойно презентировать Россию в Германии и Европе, вносить свой посильный вклад в партнёрство между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия, развитие интеграции Российской Федерации и Европейского Сообщества.
Цели Федеральной национально-культурной автономии российских немцев
Наши оппоненты предлагают ФНКА РН вынести на щит политические требования, а именно, восстановление государственности и борьбу за полную реабилитацию российских немцев. Прежде всего, хотел бы обратить внимание собравшихся на то, что по действующему Федеральному закону № 74 «О национально-культурной автономии» к сфере деятельности института НКА не относится решение политических вопросов. Для решения таких вопросов должны быть другие общественные площадки.
Теперь, позвольте от имени Президиума ФНКА РН выразить отношение к самому процессу реабилитации российских немцев.
Убеждён, что Республика была отобрана у российских немцев незаконно, депортация немецкого населения бывшего СССР была бесчеловечной, репрессии - преступны. Следует отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия был упущен определённый шанс на восстановление в Поволжье территориальной автономии.
От некоторых горячих голов приходится слышать, что для реабилитации российских немцев ничего не сделано. Действительность не подтверждает таких категоричных утверждений. Сегодня российские немцы сегодня имеют равные права с другими гражданами Российской Федерации, определённые единой Конституцией и законодательными актами. Никто не ущемляет нас, наших детей по национальному признаку. Верховными Советами бывшего СССР, Российской Федерацией был принят целый ряд законодательных актов, были приняты указы Президента России, которые заложили определённую основу для практической реабилитации нашего народа.
На практическую реабилитацию российских немцев, направлены и две Федеральные целевые программы Российской Федерации: действовавшая в период 1997-2006 и новая, со сроками реализации 2008-2012 годы.
Наконец, на эту же цель направлена и многолетняя поддержка, оказываемая российским немцам Федеративной Республикой Германия.
Все эти немалые усилия обоих государств, наряду с активной деятельностью наших общественных структур, стремлением многих российских немцев восстановить и предать молодому поколению знания немецкого языка, культуры и традиций своего народа, как раз и являются практической реабилитацией нашего народа.
Проблема - не в том, что «никто нам не помогает», а в том, что прошлые репрессии оставили такой тяжёлый след в судьбе народа, что те усилия, которые прилагает Российская Федерация и наши германские партнёры пока ещё не привели к ожидаемым результатам. Необходимые условия для этнического самосохранения российских немцев, для стабильного развития немецкого меньшинства пока в полной мере не созданы.
Поэтому, мы заявляем, что для преодоления последствий развязанной Гитлером II Мировой войны и репрессий тоталитарного сталинского режима, российским немцам требуется продолжение мер помощи со стороны Российского Федерации и Федеративной Республики Германия. Помощь эта нужна для того, чтобы наш народ имел реальные возможности для сохранения и развития своей культурной идентичности сегодня и в будущем.
Мы чётко и ясно говорим о необходимости продолжения практической реабилитации, которая является основополагающим направлением работы по сохранению и развитию культурной идентичности и общности российских немцев. Делать это надо без политиканства и демагогии. Государство должно видеть в нашей Самоорганизации ответственных и конструктивных партнёров, чувствовать серьёзность наших предложений.
В современных условиях главной целью Федеральной Автономии, конечным результатом усилий правительств России и Германии в сфере поддержки немецкого меньшинства является сохранение этнокультурной самобытности российских немцев, как одного из народов Российской Федерации.
Главенствующую роль в этой работе принадлежит общественным объединениям немецкого населения. На сегодняшний день сеть этих уникальных организаций охватывает своей деятельностью более чем 450 городов, посёлков и сёл Российской Федерации. Жизненно важно сохранить и укрепить эту сеть, усилить её работу, придать ей стабильность и уверенность в завтрашнем дне, продолжить создание на её базе эффективной общественной Самоорганизации российских немцев.
И ещё об одном необходимо сказать: для того чтобы сохранять и развивать культурную идентичность немецкого меньшинства нам нужна практическая работа в социо-культурной сфере, нужны конкретные дела, конкретные проекты. Пустые лозунги и не подкреплённые практическим делами призывы, ничем не помогут российским немцам.
Задачи ФНКА РН на современном этапе
На сегодняшний день перед Общественным движением, российскими немцами стоит целый спектр разнообразных задач. Ряд из них, как, например, развитие и совершенствование проектной деятельности сети наших общественных организаций успешно решаются МСНК и НМО. Остановлюсь только на тех задачах, которые должны решаться самой ФНКА РН или с её активным и прямым участием.
1.Дальнейшее развитее и совершенствование института НКА – в интересах российских немцев и Российской Федерации
Одним из залогов обеспечения строительства современной: сильной, процветающей и демократической России является зрелость институтов гражданского общества нашей страны, их готовность к ответственному и конструктивному сотрудничеству с государственными органами. В условиях нашего многонационального государства особое место среди институтов гражданского общества занимают национально-культурные автономии и национально-культурные объединения российских этносов. Сохранение межнационального мира и согласия в нашей стране, недопущение проявления национального экстремизма, воспитание толерантности у людей разных национальностей во многом зависит от того, как будет развиваться институт национально-культурной автономии, от готовности и способности НКА к конструктивному и ответственному сотрудничеству с государственными органами.
Развития института НКА РН требует и внешнеполитические интересы Российской Федерации. Наша страна сможет достойно представлять успешный опыт решения национальных проблем на европейской и международной арене.
Приведенные в первой части доклада проблемы присущи не только ФНКА РН, но и в целом, всему институту НКА народов Российской Федерации. Опыт показывает, что институту национально-культурной автономии нужна модернизация. Её нужно проводить по трём направлениям:
- изменить политику государства в отношении института национально-культурной
автономии;
- продолжить совершенствование законодательства о национально-культурной
автономии;
- активизировать внутренний потенциал самих автономий.
Более детально этот вопрос будет освещён в выступлении Вице-президента ФНКА РН О.Ф.Штралера.
Скажу лишь, что проводить модернизацию института НКА мы намерены совместно с ФНКА других народов и действуя в интересах всех народов нашей страны, в интересах Российской Федерации. Важным элементом этой работы станет конструктивное сотрудничество с Комитетом по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерством регионального развития РФ. С обоими вышеназванными государственными институтами у нас складываются очень конструктивное и деловое сотрудничество.
2. Укрепление деятельности ФНКА РН. Дальнейшее развитие системы Самоорганизация РН
Сразу же после съезда предстоит продолжить практическую работу в следующих направлениях:
- Обеспечить коллегиальность и транспарентность в работе на всех уровнях ФНКА;
- Обеспечить регулярную, легитимную выборность руководящих органов на всех уровнях ФНКА РН и Самоорганизации РН;
- продолжить усилия по дальнейшей консолидации Федеральной НКА на деловой и реалистичной основе с привлечением пока ещё остающихся в стороне НКА;
- оздоровить и оживить деятельность региональных НКА в проблемных регионах: Кемерово, Краснодар, Архангельск, Астрахань, Ханты-Мансийск, Ярославль и ряд других;
- В ряде регионов предстоит добиться консолидации всех разнообразных общественных структур российских немцев под крышей одной организации: региональной НКА, а, там,
где это пока ещё невозможно – в рамках региональных координационных советов.
Ключевым звеном, стержнем Федеральной Автономии и Самоорганизации российских немцев должны стать региональные НКА! Для этого мы должны умело и целенаправленно использовать средства поддержки проектной деятельности в качестве инструмента для укрепления региональных НКА.
Предстоит продолжить встраивать ФНКА РН в уже действующую систему Самоорганизации немецкого меньшинства России. Настойчиво и целенаправленно отлаживать взаимодействие между ФНКА РН и МСНК и НМО, между всеми уровнями Самоорганизации российских немцев.
Совет ФНКА РН должен стать по-настоящему представительным органом немецкого меньшинства Российской Федерации! Для обеспечения коллегиальности в работе, с учётом имевших место в прошлом ошибок и нарушений, предлагаю в ближайшие 2-3 года проводить заседания Совета по 2 раза в год. В дальнейшем, можно будет перейти к 1 заседанию в год, как это и предусмотрено Уставом ФНКА РН.
3. Взаимодействие органов самоорганизации российских немцевс российской и германской сторонами
На этом направлении потребуется решение следующих задач.
- Участие репрезентативных представителей немецкого меньшинства России в работе над проектом нового Межправительственного российско-германского соглашения, имеющего целью продолжение поддержки российских немцев в современных условиях;
- Изменение алгоритма финансирования проектов Федеральной целевой программы Российского Правительства. Предстоит поработать над тем, чтобы ФНКА РН выступала в отношениях с Минрегионом России в качестве той структуры, которая обобщает заявки от региональных НКА, получает средства на их реализацию, финансирует проектную деятельность НКА и, затем, на основе полученных от них отчётов, представляет консолидированный отчёт в Минрегион РФ;
- Развитие сотрудничества с Администрациями субъектов Российской Федерации, направленное на усиление деятельности и укрепления института НКА российских немцев в регионах;
- Изменение подходов германской стороны к сотрудничеству с Самоорганизацией российских немцев: упрощение схемы взаимодействия Самоорганизации РН с германской стороной, обеспечение транпарентности в вопросах финансирования немецкого меньшинства в России, обеспечение принципа разумной достаточности в функциях и управленческих расходах посреднической организации, своевременное финансирование проектов, создание нормальных условий для практической деятельности органов Самоорганизации;
- Дальнейшее перенятие структурами Самоорганизации российских немцев ответственности по проектной работе. Ближайшими шагами в этом направлении должны стать: реализация II этапа пилотного проекта №3, в рамках которого с 01 января 2011 года МСНК, к уже имеющейся ответственности за содержание проектной работы, будет передана и ответственность по финансированию проектной деятельности во всём сибирском регионе (как это предусмотрено Итоговым Коммюнике XV заседания Межправительственной российско-германкой комиссии по проблемам российских немцев). Ещё одним важным шагом должно стать перенятие с 01 января 2011 года Самоорганизацией российских немцев ответственности по Информационно-образовательному центру российских немцев (BiZ), как это предусмотрено Дорожной картой между МСНК и ГТЦ.
4. Реализация общественно-значимых проектов в 2011 и в последующие годы
В последующие годы мы должны достойно отметить ряд памятных дат и важных событий в жизни российских немцев.
- 28 августа 2011 года исполняется 70 лет со дня принятия печально известного Указа Президиума Верховного Совета СССР, приведшего к ликвидации АССР немцев Поволжья и массовой депортации советских немцев;
- В том же году состоится XX-ти летний юбилей Ассоциации общественных объединений «Международный союз немецкой культуры» - старейшей в современной истории России из ныне действующих общественной организации российских немцев;
- В 2013 году исполняется 250 лет Указа Екатерины II, положившему начало массовому переселению в Россию наших предков.
Начиная с 2011 года мы будем предоставлять возможность каждому МКС РН с опорой на одну из региональных НКА реализовывать крупные межрегиональные проекты в качестве совместных российско-германских проектов. Тем самым, мы будем стараться помогать становлению практической деятельности региональных НКА, усилению роли и значимости региональных и межрегиональных органов самоуправления российских немцев в системе Самоорганизации немецкого меньшинства России.
5. Создание элементов национальной инфраструктуры немецкого меньшинства России
Сегодня российские немцы имеют поддержку со стороны Российской Федерации и Федеративной Республики Германия. Опора на эту помощь помогла поставить на ноги наши национальные районы, создала условия для формирования и организации практической деятельности широкой сети наших общественных организаций. Российские немцы благодарны за эту помощь. Вместе с тем, ситуация ещё далека от стабильной. Раны, нанесенные депортацией и репрессиями столь глубоки, что Самоорганизация российских немцев пока ещё не в состоянии самостоятельно, без внешней помощи обеспечивать необходимые условия для этнокультурного сохранения и развития немецкого меньшинства России. В этой ситуации, мы призываем правительства обоих стран продолжить оказание помощи российским немцам!
Вместе с тем, возлагая большие надежды на продолжение мер помощи, мы, как ответственные представители общественных интересов российских немцев, должны позаботиться и о создании таких инструментов, которые позволили бы Самоорганизации немецкого меньшинства в будущем брать на себя часть ответственности по самофинансированию этнокультурных проектов. Новые времена должны рождать и новые подходы к достижению наших целей. Сегодня, мы нуждаемся в собственной экономической базе, опираясь на которую Самоорганизация РН могла бы более уверенно смотреть в будущее.
В этой связи, пришло время подумать о постоянно действующем культурно-образовательном центре (лагере), в котором могли бы отдыхать и обучаться немецкому языку наши дети и молодёжь, получать санаторно-курортное лечение наши репрессированные, проводиться общественные мероприятия Самоорганизации. Ещё одна часть мероприятий в таком лагере могла бы проводиться на коммерческой основе. И, таким образом, Самоорганизация РН могла бы начать зарабатывать часть средств на свою деятельность.
Одним из генеральных трендов внутренней национальной политики Российской Федерации является курс на создании в крупных областных центрах национальных деревень, в которых каждый этнос будет иметь своё национальное подворье. Мы уже получаем предложения от губернаторов ряда регионов о создании таких подворий российских немцев. Остаться в стороне от такого проекта означает для российских немцев изолировать себя в многонациональном социуме регионов, плестись в хвосте современной национальной жизни страны. Мы должны найти и дать достойный ответ. Как представляется, такой проект мог бы сочетать в себе как элементы социо-культурной инфраструктуры немецкого меньшинства, например: культурный центр и музей истории российских немцев, офис НКА; так и такие инструменты, которые позволят НКА самим зарабатывать средства на свою деятельность, например: ресторан с немецкой кухней, гостиницу, конференц-залы для проведения различных мероприятий.
Одно ясно, без создания собственной экономической базы, Самоорганизация российских немцев всегда будет слабой, всегда будет выступать в роли просителя перед российской и германской сторонами. Поэтому, сегодня, задумываясь о будущем, мы обращаемся к российской и германской стороне с предложением о направлении части проектных средств на создание постоянно действующей культурно-образовательной инфраструктуры немецкого меньшинства в Российской Федерации. Концепция и конкретные проекты, с которых мы планируем начать работу в этом направлении, а также механизм реализации нашей экономической политики будут выработаны в ближайшее время и представлены участникам очередного X Форума российских немцев, который состоится в Подмосковье в середине октября текущего года.
6. Российские немцы - достойные граждане своей страны, неотьемлимая часть гражданского общества Российской Федерации
Говоря о тех проблемах, которые есть у российских немцев, мы в прошлые годы часто забывали о том, что российские немцы – являются гражданами Российской Федерации. От того, насколько успешно будет развиваться наша страна, зависит то, какое будущее будет у всех народов нашей страны, в том числе, будущее нас самих, наших детей и внуков. Очень важно сохранять культурную самобытность наших семей, передавать следующим поколениям немецкий язык, наши традиции: всё это является основными целями нашей ФНКА РН. Не менее важно, активно и заинтересовано участвовать в становлении обновляемой, экономически сильной и демократически развитой Российской Федерации. Место ФНКА РН, Самоорганизации РН в авангарде гражданского общества страны.
Ответственно заявляю, что ФНКА РН будет принимать самое деятельное и участие во всех гражданских инициативах, направленных на сохранение межнационального мира и согласия, на развитие толерантности в обществе.
Есть у нас и что предложить другим ФНКА народов России. Это: накопленный значительный положительный опыт решения этнокультурных проблем немецкого населения страны, это наша модернизационная модель ФНКА РН. ФНКА РН имеет реальный шанс стать одной из тех общественных площадок, на которой смогла бы обкатываться практическая модель государственной национальной политики Российской Федерации. Мы видим свой гражданский долг и в том, чтобы совместно с другими народами участвовать в формировании национальной политики Российской Федерации, разрабатывать и предлагать общенациональные проекты в сфере культуры, образования, детей и молодёжи!
7. Российские немцы – мост дружбы между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия
Уверен, что российские немцы достойны того, чтобы, сохраняя свою историческую память и культурную самобытность, вместе с тем сконцентрироваться на будущем своего народа и своей Родины. Мы по праву гордимся тем значимым вкладом, который немцы России на протяжении веков вносили в становление и развитее российского государства. Убеждён, что настало время, когда российские немцы должны вспомнить о своём историческом предназначении – быть мостом дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии, способствовать модернизации России, привлекая для этого возможности своей исторической родины.
Одной из форм участия российских немцев в российско-германском сотрудничестве является развитие партнёрств между общественными организациями российских немцев в России и нашими соотечественниками – поздними переселенцами в Германии. Тем самым, мы вносим конкретный вклад и придаём дополнительный импульс сотрудничеству между гражданскими обществами двух стран.
Убеждён, что сегодня пришло время подумать и над другими формами участия российских немцев в экономическом сотрудничестве между нашими странами, в модернизации Российской Федерации. В этой связи, мы всерьёз размышляем над идеей создания фонда «Российские немцы», который, помимо финансирования из возвратных средств культурно-образовательных проектов, мог бы привлекать средства обеих сторон для реализации крупный экономических проектов в России.
Руководство Федеральной Автономии и всей общественной Самоорганизации российских немцев чётко и ясно осознаёт, что решать этнокультурные проблемы нашего народа мы не можем в этнической изоляции от гражданского общества страны, в отрыве от эффективного развития Российской Федерации и вне контекста развития дружбы и сотрудничества между Россией и Германией!
Мы знаем наши проблемы. Мы чётко видим цели этнокультурного развития немецкого меньшинства в России. Мы знаем, что делать для того, чтобы их достигать. Мы уверенно движемся вперёд. Федеральная национально-культурная автономия, российские немцы вместе с Российской Федерацией устремлены в будущее!
Таковы задачи ФНКА РН и Самоорганизации РН на следующий период деятельности.
Прошу коллег высказываться по поводу оценок и предложений, прозвучавших в докладе, который я сделал по поручению и от имени Президиума Федеральной НКА РН, открыто и по-товарищески. Прошу вносить конструктивные, деловые предложения
В заключение, позвольте поблагодарить команду, которая готовила и наш Съезд, и Фестиваль: Александр Иванович Гриненвальд, Фаина Михайловна Глазунова, Максим Митин, Юля Андрейкина, Ирина Гейне и ещё целый ряд сотрудников и активистов Самоорганизации. Спасибо за хорошую организацию и прекрасный праздник!
Благодарю Вас за внимание.

Рубрики: ФНКА