К 500-летию Реформации Международный союз немецкой культуры (МСНК) подготовил художественную выставку и уникальный альбом «Схожу с высот небесных я...», посвященные важнейшим архитектурным лютеранским символам России – действующим и заброшенным кирхам.
Они – немые свидетели тех времен, когда лютеранских храмов было более 1800 по всей России, а приходы были многотысячными. Но немота кирх обманчива. Израненные, со шрамами и язвами, они рассказывают нам о пережитых гонениях на церковь и ее служителей, о репрессиях, которым подверглись их прихожане. Стены кирх, в каком бы состоянии они ни дошли до наших дней, хранят отголоски бесед между Богом и человеком. Нужно лишь уметь прислушаться к тому, о чем говорят кирхи.
Поможет в этом и новое издание МСНК – альбом «Схожу с высот небесных я…». В поддержку ему проводится комплекс мероприятий под таким же названием. Это художественная выставка, которая будет экспонироваться на различных площадках Москвы, а также в таких городах Германии, как Байройт, Аугсбург, Цербст и Галле. Кроме того, будут и литературно-музыкальные вечера с участием известных артистов и музыкантов. Такие мероприятия уже прошли в октябре в соборе Святых Петра и Павла в Москве и в мае в евангелическо-лютеранском соборе Байройта. Сейчас одна часть выставки «Схожу с высот небесных я…» находится в этом городе Верхней Франконии, вторая – в Казани.
Однако увидеть экспозицию воочию выпадет не каждому, тогда как альбом дает возможность более широкому кругу людей получить представление о лютеранских храмах и самой истории лютеранства в России – начиная от появления в Москве первых лютеран в 1520-е годы и заканчивая событиями наших дней.
Двуязычная книга объемом 120 страниц вместила в себя и хронологию, и архитектурные планы некоторых церквей, разноплановое представление почти 20 кирх. В альбоме, состоящем из трех разделов – «Две столицы», «Поволжье лютеранское» и «Губернские города», использован принцип многослойности подачи информации. Первый слой – научная справка о кирхе, написанная известным историком-религиоведом из Саратова Ольгой Лиценбергер, фотографии и карта России, на которой отмечено, где именно находится церковь, о которой пойдет речь. Второй слой – ракурс, выбранный художником, краткая биографическая информация о нем, а также его впечатления от работы над картиной. В альбоме показано, насколько по-разному видят некоторые кирхи художники.
Основная часть живописных полотен, вошедших в книгу и представленных на выставке, была написана в рамках Арт-лаборатории, состоявшейся в Саратовской области в 2016 году. Именно там сконцентрировано наибольшее число лютеранских храмов России, однако почти все они сегодня полуразрушенные. Лишь некоторым из них повезло – восстановлена благодаря меценату Карлу Лоору церковь в селе Зоркино (бывшая колония Цюрих), на средства Виктора Шмидта идет реставрация церкви Святой Троицы в Марксе.
«Моя работа – о возрождении храма, – рассказывает художница Галина Кобер, автор картины «Возрождение», на которой изображена марксовская кирха. – В центре я написала колокольню такой, какой она только станет после завершения реставрационных работ. Здание пока в процессе покраски, но оно изначально было белоснежным. Таким оно скоро и будет». Картина предвосхищает события: планируется, что реставрация завершится осенью нынешнего года. К этому событию приурочат цикл мероприятий, которые пройдут в Марксе в конце сентября. В программе, возможно, будет и выставка «Схожу с высот небесных я…», а также презентация альбома.
«Мы верим, что этот альбом и тематические выставки продолжат свои интересные путешествия и окажутся в центре внимания – и не только в юбилейном году, – пишет во вступительном слове к изданию его идейный вдохновитель Ольга Мартенс, заместитель председателя МСНК. – Все, что мы делаем для сохранения нашей истории, культуры, архитектуры, языка, – это дань благодарности нашим предкам, нашей церкви и нашему народу. Я знаю, что человеческой воли достаточно для того, чтобы каждый день добиваться чего-то хорошего, повторяя за Лютером: ich kann nichts anders – я не могу иначе».
Статья написана для «Московской Немецкой Газеты»