Музыкальные орнаменты: знакомство с камерным творчеством Николая Метнера в РНДМ


13 ноября в Российско-немецком доме в Москве прошел камерный концерт «Музыка вне времени. Николай Метнер». Вместе с исполнителями гости погрузились в зыбкие романтичные миры русского композитора немецкого происхождения.

Ведущей музыкального вечера выступила Мария Кладова-Штокман, доцент РГУ имени А. Н. Косыгина, Института «Академия имени Маймонида», лауреат всероссийских и международных конкурсов, артист фонда «Музыкальная чашка». Для аудитории Российско-немецкого дома Мария готовит репертуар, связанный с именами русских и немецких композиторов. Например, 7 ноября на концерте «Музыка без границ» прозвучали произведения Иоганна Штрауса в честь 200-летнего юбилея со дня рождения австрийского композитора, романсы Петра Ильича Чайковского, написанные на стихотворения немецких авторов. По словам ведущей, в тот ноябрьский вечер невозможно было обойти стороной и трепетную сонату №3 для скрипки Иоганнеса Брамса:

«Несмотря на то что такой шедевр немецкой музыки звучит часто, слушатели всегда очень хорошо на него откликаются».

Программу концерта, посвященного творчеству Николая Карловича Метнера – русского композитора немецкого происхождения, – музыканты планировали давно. «Это имя знают, наверное, далеко не все. Несколько лет назад мы дали на этой сцене первый концерт музыки Николая Метнера. По окончании ко мне подходили зрители и просили подготовить целый цикл музыкальных вечеров, посвященных творчеству этого композитора», – рассказала Мария Кладова-Штокман о подготовке к мероприятию.

«В истории русской и мировой музыкальной культуры Николай Метнер занимает особое место. Композитор необыкновенно самобытен: у него свой узнаваемый стиль, и он не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины ХХ века», – так начала Мария знакомство слушателей с фигурой композитора.

Николай Метнер – тонкий художник-романтик, умело соединяющий необыкновенные музыкальные линии.

«У каждого из крупных русских композиторов-романтиков, посвятивших жизнь и творчество фортепиано, есть собственный, лишь ему свойственный жанр фортепианной миниатюры: у С. В. Рахманинова это этюды-картины, у А. Н. Скрябина – поэмы, а у Н. К. Метнера – сказки», – заметил артист Молодежной оперной программы Большого театра, лауреат всероссийских международных конкурсов, пианист Андрей Неганов, в чьем исполнении на концерте прозвучали две метнеровские сказки: «Песнь Офелии» и «Марш паладина».

Выбранные произведения продемонстрировали контрастность, свойственную творчеству композитора немецкого происхождения. Изначально первое произведение было задумано как пьеса для скрипки, но позднее композитор изменил свое решение в пользу фортепиано. Обратившись к шекспировской героине, он представил собирательный образ поющей девушки – чистый, печальный. В ритмически простой и равномерной мелодии Никалою Метнеру удалось сохранить связь с литературным источником, отсылающим аудиторию к средневековой Дании. Раскатистые аккорды «Марша паладина» перенесли слушателей в доблестные миры древней архаики и Средних веков.

Андрей Неганов признался, что музыку Николая Метнера полюбил давно: «Николай Метнер стал мне наиболее близок среди всех русских композиторов почти сразу, как я познакомился с его творчеством. Меня подкупили его невероятное, пожалуй, совершенное чувство формы и изумительные, лишь ему свойственные гармонии. Этим талантам сопутствовали личная скромность и неуклонное следование выбранным эстетическим идеалам».

Специалист по творчеству Николая Метнера рассказал о том, что композитор был мало понят не только массами, но и большей частью ближайшего окружения – даже если говорить о тех людях, кто несомненно ценил его творчество: «Для одних он был слишком немецким, другие его считали чересчур сухим или, наоборот, вычурным. И самое главное: в годы его творчества в культуре вовсю процветал модернизм, совершенно чуждый Метнеру. Композитор никогда с модернизмом не заигрывал, все его новшества и эксперименты были в русле музыкального языка позднего романтизма, в русле тональной музыки. Оттого большая часть современников считала композитора безнадежно устаревшим». По словам Андрея, при более внимательном взгляде на оставленное им творческое наследие можно заметить, что, будучи чуждым внешним эффектам и атональным экспериментам музыки модернизма, Николай Метнер раскрыл в традиционной тональной музыке совершенно новые горизонты в сферах мелодики, гармонии и формы, нашел свойственные лишь ему красоты и краски.

Пианист подчеркнул: «Меня, всю жизнь игравшего преимущественно немецких и австрийских композиторов, сразу привлекла некоторая "немецкость" музыки Метнера».

Хотя он всю жизнь и называл себя русским композитором, основа его музыкального языка – это наследие Бетховена и Брамса.

В наши дни внимание исполнителей привлекают произведения, написанные Николаем Метнером как для фортепиано, так и для вокального исполнения. На музыкальном вечере в РНДМ вокализы и романсы на стихотворения А. С. Пушкина и И. В. Гете исполнила Анастасия Кулакова, лауреат всероссийских международных конкурсов, лауреат конкурса памяти Метнера, солистка театра “ConLucia”, артист фонда «Музыкальная чашка».

По завершении музыкальной программы Анастасия охарактеризовала творчество композитора с позиции певца: «Николая Метнера очень любят пианисты, но не особенно жалуют вокалисты. С певческой точки зрения, этот композитор писал сложные произведения, ведь во время работы он исходил из, так скажем, общих правил человеческих возможностей, не опираясь на определенный тип голоса и его “рабочую” тесситуру».

Непривычная гармония его музыкальных текстов требует долгой и кропотливой работы.

Освоить замысловатый музыкальный материал исполнительнице помогает совместная работа с пианистом. «Творчество Николая Карловича Метнера – это камерная музыка, которая не предполагает поверхностного подхода. В мелодии всегда есть не только то, что написано в нотах. Даже за уже отраженными в нотах нюансами всегда скрыты определенные сверхсмыслы. Замечу, что вся музыка того времени построена под эгидой дополнительного творческого поиска, употребления дополнительной выразительности», – пояснила Анастасия.

Сравнивая работу над вокализом и романсом, вокалистка призналась, что в первом случае поиск сверхсмыслов становится неотъемлемой частью подготовки к выступлению: «Слово, хотя его и надо запоминать, – это своего рода пункт отправления. В вокализе ты должен придумать, “воссоздать” отсутствующие слова, потому что простое пение по нотам – это скука смертная».

Так ценители музыкального наследия Николая Метнера познакомили публику Российско-немецкого дома с его интеллектуальным, богатым на контрасты творчеством. На этом организаторские планы Марии Кладовой-Штокман не исчерпаны. «Открываем список», – смеется пианистка. Уже в первую пятницу декабря в зале «Берлин» пройдет концерт, приуроченный к 255-летнему юбилею немецкого композитора с мировым именем – Людвига ван Бетховена. Приглашенные Марией музыканты будут рады встретиться вновь с принимающей публикой.


Проект реализован при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.

Рубрики: МероприятияМСНКРоссийско-Немецкий Дом в Москве