Пианистка Мария Кладова-Штокман в интервью о музыке и немецких корнях в преддверии концерта в РНДМ


13 апреля в Российско-немецком доме в Москве состоится концерт классической музыки «Весенняя элегия». В преддверии концерта мы поговорили с пианисткой Марией Кладова-Штокман.

Российско-немецкий дом в Москве приглашает любителей классической музыки на концерт «Весенняя элегия» 13 апреля в 19:00. На сцене будет представлена разнообразная программа от классических произведений Л. В. Бетховена и И. Брамса до авангардных сочинений Й. Боуэна и А. Шнитке в исполнении лауреатов российских и международных конкурсов Анны Бингелис и Анны Душкиной. Также приятным сюрпризом для гостей вечера станет выступление солистки Театра Московской Оперетты Марии Ворожейкиной, которая исполнит партии из оперетт И. Кальмана и Й. Штрауса.

За роялем весь вечер будет лауреат российских и международных конкурсов, концертмейстер РАТИ ГИТИС, старший преподаватель РГУ им. А. Н. Косыгина, Института «Академия имени Маймонида» – Мария Кладова-Штокман. Накануне выступления в РНДМ мы поговорили с пианисткой о музыке, вдохновении и значении корней.

Мария Кладова-Штокман родилась в Ростове-на-Дону. Окончила с отличием Экспериментальную детскую музыкальную школу, а затем Ростовский колледж искусств. Дважды становилась стипендиатом Губернатора Ростовской области. В 2016 году успешно окончила Академию им. Маймонида (класс проф. Анатолия Рябова). Она лауреат многочисленных российских и международных конкурсов, среди которых «Шопен – молодым» (Антонин, Польша, 2002), «Искусство 21 века» (Австрия – Италия, 2006), «Надежды, таланты, мастера» (Албена, Болгария, 2009) и прочих.

Мария постоянно выступает с сольными и ансамблевыми концертами в крупных концертных залах Москвы и Подмосковья. Сотрудничает с такими музыкантами-исполнителями и педагогами, как Марио Диас (Зальцбург, Австрия), Валентин Жук (Амстердам, Голландия), Евгений Журавкин (Москва, Россия) и другие.

В настоящее время активную концертную деятельность Мария совмещает с педагогической и концертмейстерской работой в Академии им. Маймонида, Российском государственном университете им. Косыгина и в Российском институте театрального искусства (ГИТИС).

Мария, расскажите, как начался ваш путь в музыку?

Я начала заниматься музыкой рано, где-то в четыре года. Моя бабушка всегда пела, была опереточной певицей. Поэтому она хотела, чтобы я занималась музыкой, пела или играла на фортепиано.

Вы окончили с отличием Экспериментальную детскую музыкальную школу в Ростове-на-Дону. Как вы попали туда?

Вообще я тогда даже не знала о существовании таких школ. Как только открылась «экспериментальная» школа, сразу заинтересовалась. Как и во всех специальных школах, там были серьезные требования и серьезный отбор. Чтобы поступить и остаться, надо было постараться. На протяжении обучения кто-то отсеивался, потому что это было сильно сложно.

Какое было ваше первое выступление?

У меня есть фотография с первого зарубежного конкурса «Шопен – молодым». Тогда мне было восемь лет. До этого я тоже выступала в семилетнем возрасте, но особенно этого не помню.

А какое ваше самое запоминающееся выступление? Где и как оно проходило?

Сложно сказать. Наверное, у меня было два таких выступления.

В 2017 или 2018 году в Литве у нас было фортепианное трио. Играли вместе Рахманинова. Это было очень серьезно, ответственно, и я очень сильно переживала.

Второе выступление – это было в 2019 году в малом концертном зале имени Чайковского. У нас с моим шефом, заслуженным артистом России Евгением Левиным, была камерная программа. Мы исполняли несколько сонат Брамса.

Обычно у музыкантов особый музыкальный вкус, который часто не совпадает с их репертуаром. Какую музыку вы любите слушать?

Я работаю с классическими музыкантами и 80 процентов всей музыки, которые я слышу, конечно, классическая. Очень много слушаю вокальную музыку, нравится оперная и камерная. У меня много таких программ, и я полюбила это дело. Но поскольку я занималась и джазом, зачастую дома слушаю джазовые композиции.

Какой в данный момент ваш личный топ-10 музыкантов?

1. Конечно, И. Бах

2. Л. Бетховен, всегда

3. Ф. Шуберт

4. Неожиданно для меня, С. Прокофьев

5. Еще очень люблю музыку М. Равеля

6. Дж. Гершвин

7. Н. Капустин

8. Э. Фитцджеральд

9. Дж. Коллтрейн

10. М. Дэвис

Вы ведете активную педагогическую деятельность помимо концертной. Доводилось ли вам выступать со своими учениками на большой сцене?

Было однажды такое выступление. Правда, очень давно. С этой девочкой мы занимались на частной основе, она из американо-русской семьи. И был момент, когда я выступала с этой своей ученицей в фортепианном ансамбле.

Поговорим о значении корней и происхождения в вашей жизни. Расскажите, кто в вашей семье с немецкой стороны и почему вы носите двойную фамилию?

С 2016 года у меня двойная фамилия, Кладова-Штокман. Первая от мамы, Кладова (ее не принято менять), а вторая от отца, Штокман. Мы с папой давно обсуждали этот момент, что можно взять немецкую фамилию. Так и получилась двойная. По отцовской линии и были немцы. Бабушка и дедушка немцы из Литвы, которые приехали в Россию.

Как вы узнали о Самоорганизации российских немцев? Как пришли в это движение?

В Ростове-на-Дону у меня было несколько подруг, которые учились со мной. Это Эльза Неб, она какое-то время сотрудничала с местным Русско-немецким домом, и Тамара Окс, тоже российская немка. От них я знала, что есть такой Российско-немецкий дом в Москве и в других городах. Также моя преподаватель, профессор кафедры камерного ансамбля Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии им. Маймонида Елена Багрова, сыграла роль. Она выступала в Культурно-деловом центре 28 августа в 2016 году, и меня попросили кого-то заменить по программе. 28 августа – это памятная дата для всех немцев России, к которой и была приурочена программа. Вот так я и познакомилась лично с Домом и Самоорганизацией.


Концерт «Весенняя элегия» состоится в зале «Берлин» Российско-немецкого дома в Москве по адресу: м. Фрунзенская, ул. Малая Пироговская, д. 5. Вход свободный, обязательна регистрация. Чтобы зарегистрироваться на мероприятие, переходите по ссылке.

Рубрики: ИнтервьюРоссийско-Немецкий Дом в Москве