Максим Лазарев – актер театральной студии при Российско-немецком доме в Москве „Bühnenwerk“, председатель молодежного клуба российских немцев города Москвы "Warum бы и nicht", заместитель председателя молодежного совета немцев Центрального и Северо-Западного регионов "Jugendrat".
Максим начал свой путь в театре случайно, присматривая за младшим братом, но с тех пор сцена стала неотъемлемой частью его жизни. В интервью он рассказывает о самых значимых ролях, трудностях, преодоленных на пути к премьерам, уникальных методах актерского мастерства и о том, как театр помогает сохранить идентичность российских немцев.
Как ты начал заниматься актерским искусством? Что вдохновило на этот путь?
Родители решили отправить моего младшего брата в театр мод «Золотая Надежда», который на тот момент располагался в Зимнем театре города Сочи. Меня же попросили присмотреть за ним. Так я, собственно говоря, и оказался в театре.
Какие роли и спектакли в карьере ты считаешь самыми значимыми и почему?
На данный момент самой значимой своей ролью в театре я считаю роль Кости-танцора в мюзикле «Мышки», который в дальнейшем стал лауреатом 10 театральных Гран-при. Подготовка к данному мюзикла велась на протяжении более 3-х лет, в течение которых создавали сценарий, костюмы, музыку и тексты песен. Полтора года ушло на изготовление уникальных декораций, которые были заявлены в книгу рекордов Гиннесса. Одной из особенностей постановки являлись трюки, специально для которых мы учились акробатике, и некоторые наши артисты исполняли сложные элементы и прыгали без страховки с двух и более метров. Над подготовкой сложных номеров около года работал один из лучших каскадеров Европы, профессор РАТИ и ВГИКа Айдар Закиров.
Как ты попал в театральную студию „Bühnenwerk“?
Меня заставили! (смеется)
Шучу. Конечно, в студию я попал по приглашению одной из ее участниц, а по совместительству моего большого друга Екатерины Каттерфельд. На тот момент я не выходил на сцену уже почти 10 лет.
Какие уникальные методы и подходы к актерскому мастерству ты освоил в студии?
Так как нашему режиссеру Арвиду очень близка техника Демидова, то, конечно же, хочется выделить демидовские этюды.
Это такой интересный инструмент, когда ты произносишь текст, но важен не он сам, а важны эмоции, которые ты хочешь передать через образ. Текст как будто оболочка, ядро раскрывается игрой и мимикой.
Расскажи о своем самом запоминающемся опыте работы в „Bühnenwerk“.
Несомненно, это опыт работы над двуязычным спектаклем, а также опыт постановки спектакля в кратчайшие сроки.
Спектакль «Комедиант по неволе» был выпущен всего за 13 репетиций. Это звучит невероятно, но это так!
Как происходит процесс подготовки к спектаклю в вашей студии? Как вы работаете над своими ролями?
Сначала мы вчитываемся в материал. Затем мы обсуждаем персонажей, их внутренний мир и мотивацию. После этого идет распределение ролей. Вжиться в роль и прочувствовать телом характер персонажа как раз и помогает метод Демидова.
На репетициях, отрабатывая Демидовские этюды, мы могли всей студией, например, просмеяться всё время. И это происходило именно потому, что характеры персонажей предполагали именно такое настроение. И наоборот, когда серьезный или грустный момент, всё было серьезно и вдумчиво. Вот это и есть «вживание в образ телом».
Какие трудности ты встречал на пути к премьере и как их преодолевал?
Так как деятельность театра и репетиции совмещаются с основной работой участников, то иногда по разным причинам происходила смена состава спектакля. Ну и не всегда всем удавалось присутствовать на репетиции. Это немного снижает темп, но не снижает качество.
Арвид Книппенберг, режиссер и руководитель студии, провел опрос активистов движения и творческих российских немцев по теме, нужен ли немцам в России театр. Многие, как мы знаем, поддержали идею. А как ты считаешь, нужен ли? И если да, какой он должен быть?
На мой взгляд это такая интересная и важная идея!
Мы же через театр и творчество можем показать и рассказать, кто такие российские немцы, что мы есть. А для нас, российских немцев, это еще одна из возможностей сохранить свою идентичность.
А какие темы и проблемы театр российских немцев должен поднимать?
Театр всегда поднимал и поднимает важные проблемы общества. Это некий взгляд со стороны на значимые вопросы.
Театр российских немцев должен стремиться рассказать и показать кто мы такие, какая у нас история и каков наш путь длиною более 4-х сотен лет. А для нас это еще одна из возможностей собираться всем вместе, поговорить на родном языке и позаниматься творчеством.
Какие роли или проекты ты мечтаешь воплотить в будущем?
Если говорить о планах, то я намерен продолжить участие в театральной студии при Российско-немецком доме в Москве, стремясь к постоянному развитию и совершенствованию своего актерского мастерства. Каких-то конкретных ролей, которые ставлю в цели или мечтаю, сейчас не назову, люблю сюрпризы от судьбы. Режиссеры, жду ваших предложений!
Если бы у тебя была возможность сыграть любую роль, что бы ты выбрал и почему?
Обожаю Лермонтова. Его пьесы переведены на многие европейские языки и их до сих пор с успехом ставят на международных площадках, поэтому, если бы сейчас передо мной стоял выбор между участием в нескольких постановках, я бы выбрал проект, который основан на его пьесе.
Какой совет ты бы дал актерам, которые только начинают свой путь в театре?
Не считаю себя вправе давать советы, так как не являюсь в этом экспертом, но могу поделиться своим опытом прихода в театр и своими страхами.
Основной страх – это боязнь сцены, распространенное явление среди начинающих театралов, а волнение перед выходом на сцену испытывают даже профессиональные актеры. Побороться с ним помогло понимание того, что зритель, который пришел на постановку с твоим участием, не критик, который пришел с одной только целью оценить твою игру, а тот человек, который любит театр и поддержит тебя в любом случае.
Как говорится, на сцене ты король, паяц, любовник, но не фигляр и не угодник. Верьте в себя, и всё получится!
Как театральная деятельность влияет на твою повседневную жизнь и характер?
Она делает ее целостной.
Когда ты находишься внутри этого движения, ты можешь не замечать, насколько эта деятельность влияет на тебя.
Поэтому, когда передо мной встал вопрос роста в профессиональном плане и создания семьи, я порвал с театром и считал, что это всего лишь хобби, которое не является чем-то сверх важным в моей жизни. Но когда после 10-летнего перерыва ты снова стоишь за кулисами и снова испытываешь это волнение и адреналин, предвкушение своего выхода на сцену, живешь на сцене, а в заключение слышишь аплодисменты зрителей и их улыбки, ты понимаешь, что это не просто хобби или увлечение, это часть твоей жизни, формирующая тебя как личность, без которой ты, наверное, теперь не сможешь обходиться.
Подробнее узнать о жизни и творческом пути других участников театральной студии „Bühnenwerk“ вы можете в интервью с актерами и режиссером спектакля «Женихи Лоттхен».
А из этого материала вы узнаете о мыслях режиссера и руководителя „Bühnenwerk“ Арвида Книппенберга о театре российских немцев.