10 февраля в Российско-немецком доме в Москве состоялось открытие юбилейной выставки уникальной художницы Лилии Славинской (Филло), организованной при поддержке Международного союза немецкой культуры и Творческого объединения российских немцев. Экспозиция стала первой в череде мероприятий, посвященных путешественникам и первооткрывателям из числа российских немцев. Мы поговорили с Лилией Петровной о ее экспедициях к «концу мира», тяге создавать и немецких качествах.
В ваших картинах столько радости, света, восторга, они очень яркие, лучистые, проникнуты взглядом человека-исследователя. Так что нельзя не начать разговор с вопроса: а что для вас значит Север?
Вы сказали очень хорошее слово – «исследователь». Я действительно работаю как ученый. Дело в том, что я работаю в труднодоступных местах, это называется «высокие широты».
И я действительно веду исследовательскую работу как художник. Глазами художника.
Для чего я это делаю? Мир меняется, очень сильно меняется природа. И мои картины – это свидетельства нашего времени. Пройдет много лет, и, может быть, всего этого уже не будет.
Что-то уйдет под воду, где-то уже не будет этих ледников. А где-то уже не будет таких птиц и животных.
Моя подруга, Маола Георгиевна Ушакова, – директор музея при Институте океанологии им. П.П. Ширшова, института, который отправил меня в мою первую экспедицию. И я передала им сразу несколько картин, несколько раз проводила там выставки. Отец Маолы – Георгий Алексеевич Ушаков, первооткрыватель островов Северной Земли в Арктике. Он написал книгу «Остров метелей» и описал в ней, какой красоты Арктика ночью. Когда прочитала эту книгу, мне как будто запало в голову, что мне надо быть в Арктике. Я не могу пропустить такую красоту, если она там есть! И с этого все и началось.
И так родился мой проект, который идет уже 20 лет: «Три полюса холода – Арктика, Антарктика, Тибет». Я была на Земле Франца-Иосифа, потом в Арктике и на Антарктиде, работала на станции «Прогресс». Там писала картины и привезла туда 50 картин разных художников из фонда моей галереи «Ореады-Les oreades». Эти картины подарила станции Институту Арктики и Антарктики, их станции «Прогресс».
Представляете себе, теперь это единственная станция в Антарктиде, которую украшают оригинальные произведения искусства настоящих больших художников!
Я повесила эти картины своими руками, сама продумала весь интерьер. Ведь я знаю, какие картины нужны полярникам, когда они наедине с безмолвием. Вокруг никого и ничего, и они как будто в капсуле, они в космосе.
Всегда, когда бываю на судне, я обязательно дарю картины. Я работаю, пишу во время пути и всегда дарю свою работу капитану, чтобы после меня оставалось что-то красивое.
Я была на Шпицбергене, была на Земле Франца-Иосифа, прошла Новую Землю. И теперь мне был нужен Северный морской путь! Обратилась к своим друзьям, в фирму «Арктик-Консалтинг-Сервис», и они говорят: «Вот сейчас судно уходит из Архангельска по всем метеостанциям России. Пойдешь?» Я отвечаю: «Я пойду». «До Аляски, до острова Врангеля?» И пошла с ними. Мы шли два с половиной месяца, по очень интересному маршруту. А у меня все была эта мысль: «Попасть на Северную Землю». Туда, где был Ушаков. Увидеть этот подвиг четырех людей, которые нанесли на карту все точки этих островов, полностью описали Северную Землю. Это колоссальный подвиг. Вокруг полярная ночь, белые медведи, с собаками постоянно что-то происходит. И я все время думала: я хочу это увидеть. Тем более это отец моей подруги. Я хотела обязательно посетить острова Голомянный и Домашний, обязательно увидеть там памятник Ушакову. И я осуществила свою мечту. Представляете себе, какое это счастье? Дойти до цели. До той самой цели.
Все это очень интересно. Это познание. Познание конца мира, можно сказать. Дальних земель, края земли русской.
И все свои работы я в итоге подарила Росгидромету. Я ведь понимаю, что эти картины могут использоваться даже в научных целях. Фотография не передаст того, что ты чувствуешь как художник.
Это очень видно в ваших ярких, радостных работах. Ваши картины очень созвучны с творчеством Николая Рериха. Расскажите о своей технике. Как вы развили ее? Какие материалы для своих картин вы используете? И кто герой ваших картин?
Герой моих картин – это сама природа, в которой я нахожусь.
Я, кстати, прошла путь Рериха. Я была на севере Индии, и я прошла его путь, написав много работ. Но, знаете, цвет картин зависит от строения глаза художника, его возможности видеть цвет. Есть художники, которые пишут сухо. Это потому что они не видят. Можно научить рисовать, но нельзя научить видеть. Это что-то природное, это невозможно передать или воспитать.
Так что мое творчество – это то, как я вижу. С одним моим другом, капитаном экспедиции, мы как-то раз стояли вместе, я писала, и он сказал: «Лиля, ну как такое возможно? Мы же рядом стоим, но я это не вижу. Где ты это видишь?» И я ответила: «Я это вижу. Я вижу это в линии, вижу в форме и вижу в цвете».
А вот как это передать, это уже работа. Я работаю сорок лет. Чем больше работаешь, тем более развиваешься. И если бы я сидела в мастерской, вряд ли я бы смогла быстро двигаться в искусстве. А вот если я постоянно нахожусь в экстремальных или просто новых для меня условиях, то я расту, сама того не замечая. Потому что я все время в работе. Мозг, глаза, руки – ты работаешь как большой компьютер, постоянно анализируешь.
Нужна ясность мышления. Что ты схватил форму, схватил цвет.
У вас немецкие корни. И ваша семья вместе со всем народом российских немцев пережила трагедию депортации. Расскажите о вашей семье.
Моя мама – Гертруда Адольфовна Филло. Папа – русский офицер-танкист, в войну он с первых дней был на фронте. Отец мамы был из Австрии, из австрийских немцев. Фамилия Филло была распространенной на границе с Италией. Когда в 1830-е годы в Европе был голод, одна часть семьи уехала в Соединенные Штаты. Тогда же русское правительство обратилось к немцам и пригласило приехать в Россию. Моя семья на волах приехала из Баден-Вюртемберга. Они пришли на Кавказ и получили от правительства подъемные. Тифлис тогда был центром всего Кавказа, там и в Баку была вся интеллигенция. Цель русского правительства была в освоении земель и помощи хозяйству. Моя семья заложила в этой местности виноградники. История вин и коньяков Азербайджана и Грузии тесно связана с историей четырнадцати немецких колоний. Они работали там, где прежде была голая земля, куда постоянно совершались набеги, угоняли людей и скот. Немцы сохранили свою культуру, выписывали газеты из Европы.
Мой дедушка, Адольф Филло, был инженер, хорошо разбирался в механизмах. Получал золотые медали на выставках за проекты конструкций лестниц и обслуживал мельницы. Его забрали уже в 1930-е. Бабушку тоже забрали, и выпустили только в 1941-м. Мама училась в консерватории в Тифлисе и говорила на литературном немецком языке. В Баку в медицинском институте она преподавала немецкий. Она рассказывала, что как-то раз пришла на занятие, а студенты сказали ей: «Вы садитесь, а мы на вас будем смотреть». Вокруг были цветы. Они уже знали, что на следующий день немцев будут забирать. С мамой уже была бабушка. Всех немцев посадили в суда, как они рассказывали, и отправили по Каспийскому морю, а оттуда они должны были пешком дойти до Урала. Моя мама прошла весь этот путь. С отцом они встретились в Челябинске.
Она попросила папу сказать, что она его жена, чтобы ей позволили сесть на поезд до Самары. И они влюбились друг в друга. Поженились в сарае для кур, а на пеньке разложили еду.
Три года потом папа боролся за то, чтобы сменить мне фамилию Филло на Пикалову.
Как в жизни переплетаются трагедия и счастье. А что вам передали ваши родители? Как художнику и человеку?
Мой отец очень хорошо рисовал и очень хорошо пел, даже руководил оркестром. Он знал, как петь правильно русские народные песни.
Когда я была маленькая, я видела, как папа рисует стенгазеты и как сам пишет стихи.
Он страстно любил что-то придумывать, любил фотографировать. Мама тоже хорошо рисовала, в Тифлисе занимала места на всяких конкурсах. Бабушка, пережившая трудовой лагерь, заболевшая туберкулезом, тоже жила вместе с нами в Казахстане.
И для нас были очень важны эти немецкие качества: пунктуальность, честность – вы должны сделать работу хорошо и до конца. Даже если тяжело работать, нужно сделать, добиться. Это немецкие качества, которые они мне передали.
И поразительно, как мой папа тоже правильно жил. Он каждое утро делал себе план на день: завтрак, работа с такого времени до такого. Он измерял температуру воздуха, направление ветра. Перед сном обязательно читал. Преподавал электротехнику. И я видела, как он любил науку. Меня и моего брата он обучил самим делать себе игрушки. Мама говорила: «Все детство ты проходила с молотком и гвоздями. Не куклы тебя интересовали, а молотки и гвозди». Папа научил нас работать и сам был очень изобретательный. В бараке в Самаре было очень холодно, и он делал коробочки из бумаги, насыпал в них опилки и утеплял ими всю площадь. А в Казахстане мы всей семьей сделали при домике своими руками сад и огород. Очень важен был труд.
Давайте поговорим о вашей удивительной смелости и стойкости. Откуда вы черпаете энергию и силы, чтобы отправляться в такие сложные экспедиции и работать в таких экстремальных условиях?
Мне кажется, это наследственное: соединение немецкого с русским. И папа был такой, и мама была такая, это наследственность. Но, конечно, каждый человек делает себя сам. Я спортсменка, занималась греблей. Это и работа в команде, огромная ответственность, когда нельзя сдаваться и нужно очень друг друга поддерживать, нельзя подвести. И нужна стойкость, это же холодная вода. Спорт – это про достижение целей, несмотря на сложные условия. Я также работала преподавателем, работала в галерее. В жизни есть несколько этапов, и я как бы прожила в эти этапы несколько жизней, которые соединены между собой.
И от папы у меня эта тяга к искусству, тяга создавать, а не только потреблять.
Вся моя семья что-то создавала. И много раз начинали сначала. Моя дочь тоже сказала, что это наша судьба. Не плакать, когда все сгорело. Собраться и не бояться начать сначала.
Завершая наше интервью, расскажите о выставке в Российско-немецком доме.
Это юбилейная выставка, 20 лет моей работы. Первая экспедиция в Антарктиду состоялась в 2002 году. И вот от Антарктиды до Северного морского пути, до экспедиции 2022 года. Представим более пятидесяти работ. Они покажут, как я менялась. Экспозиция 2002-2003 и Северной морской путь – экспедиция 2022 года.
А какой совет вы бы дали посетителям? С каким настроением прийти, на что обратить внимание?
Я думаю, многие увидят то, что иначе никогда не увидели бы.
Цель была в том, чтобы показать, как выглядит край земли.
Для художников может быть интересно, как я работаю. А обычные посетители могут просто получить удовольствие – удовольствие для глаз. Знаете, кстати, на чем написаны некоторые картины? Когда мы были на Шпицбергене, мне уже не хватало холстов для работы. И тогда геологи дали мне мешки, в которые собирают породы для изучения. Я их разрезала, покрыла специальными составами – и писала на них. А на Земле Франца-Иосифа, когда тоже не хватило материалов, мне принесли доски – информационные, почетные, – и я на них писала. На одной стороне какой-то призыв, а на другой – моя картина. Есть тут такие картины, написанные на геологических мешках.
Для справки:
Лилия Славинская (Филло) окончила художественно-графический факультет Московского педагогического института, прекрасно владеет немецким, французским и английским языками. Галерист, руководитель Дома творчества «Романово на Волге», город Тутаев Ярославской области. Работы художницы выставляются в России, Германии, Швейцарии, Австрии, Италии, Франции и других странах.
В течение 20 лет Лилия Славинская (Филло) принимала участие в научно-исследовательских экспедициях:
2002-2003 – 11-я Антарктическая экспедиция института океанологии им. П.П. Ширшова на борту суда «Академик Иоффе»;
2014 – экспедиция Министерства природы России и ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» к Земле Франца-Иосифа;
2017-2018 – 63-я Российская антарктическая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института на борту судна «Академик Федоров» к антарктической станции «Прогресс»;
2019 – экспедиция Шпицбергенского отделения Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Баренцбург, во фьордах Ян-Майен участие в полярной морской геологоразведочной экспедиции;
2022 – экспедиция Северного управления Российской гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на судне «Михаил Сомов» по Северному морскому пути до острова Врангеля, с вертолетными вылетами на метеостанции Северной земли, Новосибирских островов.
После каждой экспедиции автор оставляет в дар устроителям и музеям часть своих работ. Более 100 картин художницы находятся в музеях: Арктики и Антарктики в Санкт Петербурге, Северном морском музее в Архангельске, Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в Архангельске и Красноборске, Санкт-Петербургском государственном университете.