Вячеслав Мерлушкин – человек про семью, абсолютную любовь и масштаб. Российский немец по маминой линии, украинец-мордовец – по папе, любитель всех культур мира – по своему мировоззрению.
Социальный активист, предприниматель и член Совета Бизнес-клуба, гид по Алтаю и знаток мест обитания древнего человека, эксперт в сельском туризме, организатор ежегодных Дней народной культуры в Алтайском крае.
А что важнее – счастливый муж и отец шестерых детей. Семейные ценности, можно сказать, наследственные: его бабушка в военные и послевоенные годы воспитала одиннадцать детей.
И наша беседа с Вячеславом проходит в этой душевно-семейной атмосфере дома. Созваниваемся утром в Zoom, он заходит на кухню: «Это завтракают Ира и Слава», – знакомит с детьми. Выходит на улицу, там на крылечке симпатичная собака, фоном поют птицы, кричит соседский петух, в видео-картинке играют солнечные блики, а из-за собеседника выглядывают зеленые горы.
«Здесь у нас вишня, смородина», – экскурсия продолжается уже в саду. А еще там живут две козочки, но они в камеру не попали.
Несколько лет назад Вячеслав вместе с женой Марией сменили жизнь и успешный бизнес в Москве на счастье в горах. И сегодня живут в маленьком селе в Алтайском крае, где занимаются социальными проектами для многодетных семей и малообеспеченных жителей и активно развивают туристическое направление.
И если уж участвовать в развитии сельского туризма, то не только в родном крае – но и на уровне страны. Например, Вячеслав причастен к тому, что в российском законе «Об основах туристской деятельности» появилось само понятие и направление «сельский туризм».
О своей семье, немецком характере, бизнесе, социальных инициативах, любви к Родине и людям – Вячеслав Мерлушкин рассказывает в откровенном интервью для RusDeutsch.
Слава, расскажи, почему ты уехал из столицы и решил жить в сельской местности.
Я родился в Алтайском крае. После университета меня пригласили в Немецкое молодежное движение в Москву, и в 2002 году мы с женой переехали. В столице мы прожили 10 лет. Большую часть из них я работал менеджером и руководителем проектов в структурах самоорганизации российских немцев: в НМО, в BiZ, в МСНК. У меня был успешный бизнес: магазины сувениров ручной работы.
Вообще я люблю этот город и тот период вспоминаю с благодарностью. Но, знаешь, накопилась усталость и ощущение, что живем не своей жизнью. Много времени тратим на суету, на транспорт по 3-5 часов и в итоге упускаем главное.
Алтай манил, хотелось вернуться. Мы иногда приезжали к родителям, летом я устраивался гидом. И вот возвращаюсь из очередной поездки. Маша говорит: «Что-то ты грустный. На Алтай хочется?». – «Да». – «Так, может, переедем?» – «А что, так можно было?»
Мы с Машей единодушно принимали решение и о переезде в Москву, и о возвращении на Алтай. Нам повезло, что понимаем друг друга. Мы продали квартиру в Подмосковье, я продал свой бизнес. И мы с женой и сыном двинулись на Алтай.
Искали дом в сельской местности, в районе с хорошей экологией. Когда приехали смотреть дом в село Солонешное, мы влюбились в это место и до сих пор влюблены. Даже не смотрели другие варианты, не торговались, не сравнивали. Просто приехали: «Вау!» – и приняли решение. Оно было верное.
У меня когда-то созрело мнение: если я занимаюсь работой, которую могут делать миллион других людей, кому она нравится, и кто, возможно, в этом талантливее. Зачем я вообще ее делаю? У меня масса знаний и навыков, они нужны миру. Я должен заниматься тем, что никто кроме меня не сделает.
Чем вы занимаетесь в Солонешном? Расскажи, как выглядит ваша жизнь в сельской местности.
В 2016 году мы создали НКО «Астра», которая родилась из нашего социального проектирования. Мы-то думали, что едем в беззаботное и очаровательное место. Но, пожив некоторое время, увидели много проблем. Население в селах уменьшается, на наших глазах сворачивается инфраструктура: закрываются библиотеки, детсады, школы.
Мой предыдущий опыт – работа в общественных организациях, бизнес, педагогические навыки – как будто готовил меня к жизни в этой среде. Мы начали работать с местным населением.
Когда мы переехали, то стали многодетной семьей. У нас был один ребенок, а стало шесть.
И на своем опыте увидели, что семьи с приемными детьми сталкиваются со многими трудностями. Например, отсутствует детский организованный отдых для многодетных семей. Мы стали делать молодежные, семейные проекты.
Поначалу столкнулись с сопротивлением. Приехали тут «москвичи», как многие считали, и начали создавать кипиш. За годы ситуация, конечно, поменялась: появилось доверие, что мы не сдались, не уехали, а продолжаем делать полезные дела.
Например, сейчас делаем проект при поддержке Фонда Тимченко, он направлен на создание условий для малообеспеченных жителей, чтобы зарабатывать в деревне. Будут образовательные мероприятия, закупка небольшого оборудования и поиск проектов для самозанятости.
Допустим, соседка шьет на швейной машинке, и мы с ней придумываем местные сувениры, отображающие специфику территории: эко-сумки, прихватки. Затем поможем реализовать ее изделия через нашу сеть туристических партнеров.
Я занимаюсь консалтингом, работаю спикером. Сейчас реализуем с Агентством развития сельских инициатив крупный проект, в котором больше 2000 участников, это Акселератор сельского туризма. Я веду вебинары, модерирую семинары, участвовал в разработке программы.
Мы развиваем туризм на Алтае. Такую огромную работу можно провернуть лишь общими усилиями. И мы склеиваем сообщество предпринимателей и самозанятых из сферы туризма в нашем и соседних районах: это турбазы, гиды, кафе, фольклорные коллективы.
Мы создали свой дом-музей народного быта «В гостях у бабушки». Он находится в старинном доме в живописном месте в селе Искра Солонешенского района. Хозяйка баба Ганя продала нам дом и вместе ним передала большую коллекцию материального наследия: ткацкий станок, прялку, вышивки. За годы мы собрали много предметов быта.
На базе музея проводим фольклорные мероприятия. Например, ежегодный фестиваль-мастерская – Дни народной культуры «Солонешенские узоры», который знакомит с традициями переселенцев, поляков-староверов, народов Алтая. Сюда приезжают единомышленники: люди, влюбленные в традицию, и знатоки ремесленного направления, песен, этно-педагогики, народной мудрости.
Два пандемийных года был перерыв, в этом году мы попробуем воскресить фестиваль.
Мы организуем и проводим экскурсии по природным и археологическим памятникам. Как раз с тобой поговорим, и я повезу группу в Денисову пещеру, стоянку древнего человека, и другие интересные места.
Реализуем эко-продукты – травяные сборы, пчелопродукцию, ремесленные изделия. Так и сами зарабатываем, и местных производителей поддерживаем. Делаем и свои изделия, хотим разработать авторскую сувенирку.
Что сами ручками делаете?
Шкатулки, всякие изделия с росписью, травяные сборы в рукодельной упаковке из ткани с вышивкой. Этим у нас больше Маша с детьми занимаются.
Ух ты, дети тоже активно участвуют в семейном бизнесе?
Да, дети – участники всех наших проектов. Они помогают в организации мероприятий, в подготовке продукции, пробуют по чуть-чуть проводить экскурсии.
Через это ребятишки обучаются навыкам коммуникации, маркетингу, решению конфликтных ситуаций, составлению отчета. Происходит естественная профориентация: дети сразу понимают, что им ближе.
Ну и плюс получают доход. Каждый из ребятишек накопил на какие-то нужные ему вещи: классные кроссовки, электронные девайсы, велосипед.
Я считаю правильным привлекать детей к труду, чтобы они были самостоятельными и получили навыки, которые помогут эффективно жить.
Слава, ты около семи лет активно работаешь в теме сельского туризма. Можешь ли оценить динамику его развития, насколько это популярно в России?
Тут несколько факторов. Количество туристов растет, но поток неравномерный. Конечно, сильно повлияла пандемия.
Еще один фактор – закрытые границы, которые подталкивают россиян к внутреннему туризму. И людей, желающих приехать на Алтай, вроде бы больше, но они хотят тратить меньше.
Важный фактор, который сильно продвинул развитие сельского туризма, – это изменения в законодательстве. На протяжении трех лет мы нашим всероссийским сообществом предпринимателей сельского туризма подготавливали материалы для внесения правок в закон РФ о туризме.
И в прошлом году в законе «Об основах туристской деятельности» появилась формулировка «сельский туризм – это…», которая раньше вообще отсутствовала.
Это была большая работа, исследования, мы с Машей тоже участвовали в сборе информации. Я выступал в Госдуме: представлял экономические выкладки и аргументы, почему надо обратить внимание государства на развитие этой отрасли. И нам удалось донести свои идеи, нашлись единомышленники в Госдуме.
Закон приняли, мы очень рады! Правда, в третьем чтении формулировку резко поменяли. Сейчас работаем над тем, чтобы внести правки. Но это уже проще, чем ввести вообще новое понятие. Теперь направление «сельский туризм» узаконено.
И это важный момент. Мы меняем реальность, меняем экономику. Меняем подходы к ведению бизнеса. Мы меняем мировоззрение людей – предпринимателей и, самое главное, наших клиентов-гостей.
Сельский туризм – это не просто прополоть грядки и погладить козу. Это сельские музеи, фольклорные программы, путешествия в заповедные и исторические места. Люди узнают Родину с другой стороны.
Слава, я слушаю о твоих проектах, инициативах. И вывод, который у меня формируется: ты человек большого масштаба.
Это однозначно (смеется).
Я всегда думаю стратегически. Мне неинтересно развивать только свой район. Этим я занимаюсь для себя и семьи. Но в целом моя задача – найти технологию, которую можно передать, и благодаря ей могут меняться еще десятки сельских районов в России.
Это технологии работы с местным населением, инструменты развития локальных экономик.
В чем внутренняя мотивация? Понятна мотивация создать условия для приятной и комфортной жизни в родном селе и районе. А зачем запускать масштабные изменения, менять законы, добиваться верной трактовки сельского туризма?
Я сейчас вспоминаю молодые годы: наверное, тогда было некоторое тщеславие, хотелось прозвучать. Сейчас меня это уже не волнует. И даже если про меня никто не будет знать, но дело будет жить – это намного важнее.
Это можно назвать любовью к Родине. Я люблю и Россию, и весь мир. И хочу, чтобы люди в нем жили счастливо, и природа вместе с человеком жила счастливо. А для этого нужно очень многое поменять.
У нас много знакомых в других регионах, странах, в глубинке, которые меняют мир вокруг себя, они герои. На их фоне мы обычные люди, которые просто ответственно относятся к себе, своей семье и окружающему миру.
Наверное, одна из моих миссий что ли – заражать людей мотивацией менять мир вокруг себя в лучшую сторону. Пусть в маленьких масштабах. Даже внутри себя, научиться не умножать зло, стать добрее.
Чем больше людей будут улучшать мир вокруг себя, тем прекраснее будет жизнь в стране, на планете. Я не автор этих идей, они общечеловеческие: хоть в буддизме, хоть в христианстве.
И мы находим технологии, которые делают мир чуть-чуть лучше. Это инструменты, которые позволяют эффективнее работать с детишками. Технологии в экономике, социальном проектировании.
Слава, это очень сильные мысли и ценности, слушаю тебя с мокрыми глазами. Как ты считаешь, есть ли в твоем характере и жизненной установке типичные «немецкие» черты?
Сто процентов! Они иногда помогают, иногда мешают (смеется).
На самом деле всегда помогают, просто не все их понимают. Это высокая требовательность к себе и окружающим. Если сказал, что сделаю, то нужно исполнить обещание.
Я не люблю, когда вмешиваются в мой порядок. У меня все каталогизировано в компьютере, у каждой вещи свое место. Это прям немецкость, немецкость – стремление упорядочивать, обязательность. Эти черты я считаю национальными.
Расскажи о своих немецких корнях.
У меня мама немка. Бабушка жила на Волге в селе Штрасбург. Но в 1941 году, как и тысячи других людей, ее с тремя детьми депортировали на Алтай.
Здесь бабушка родила еще троих детей, а когда репрессировали ее родную сестру, она взяла пять ее детей. Бабушка вырастила 11 ребятишек.
Я не представляю, как они пережили все испытания! При этом бабушка была человеком невероятной доброты. Сама худенькая, маленького роста.
Я говорю о ней, и у меня сейчас слезы на глазах наворачиваются. В моем характере очень много от мамы, бабушки. Это любовь к людям, к детям. Моя сестра стала педагогом, я окончил пединститут, мама много лет проработала в детском саду, бабушка вырастила столько детей. Это какая-то врожденная черта: может, поэтому и у нас многодетная семья.
Можно сказать: я в чем-то повторяю бабушку. Когда мы ребятишек брали в семью, некоторые говорили нам: «Зачем столько детей?! Это же тяжело».
Наша бабушка в войну и послевоенные годы, депортированная, в голой степи, без одежды и денег – вырастила одиннадцать детей. И все прекрасные люди. Я горжусь своей мамой, дядями, тетями.
А у нас сейчас есть все: дом, машина, образование, заработок, окружение. И говорить: «Мы не справимся»? Это обижает память наших предков.
Я сожалею, что в детстве не спросил бабушку об очень многом. И сегодня расспрашиваю маму, записываю ее воспоминания. В те послевоенные годы старались не говорить о немецкой национальности, об истории и ценностях.
Я только в последние годы жизни бабушки узнал, что у нее есть Библия на немецком языке. Она тайно хранила ее все эти годы. Она не умела читать на русском языке, но, оказывается, читала и молилась на немецком. Я вообще не знал, что она верующая.
По папиной линии у меня украинские и мордовские корни. Фамилия «Мерлушкины» мордовская. Моя бабушка Фекла, в девичестве Буц, украинка. В годы раскулачивания они уехали из Украины в Сибирь начинать новую жизнь.
Корни у меня крепкие, хорошие. Вообще я люблю любую культуру. И мне все дико интересно: и сказки, и крылатые выражения, и песни. Грузины запоют, и хочется им подпеть!
Как человек с математическим образованием, я сторонник экосистемного подхода. Если вынимаешь из системы хоть один элемент, то все рассыпается.
Также и в культуре. Важно сохранить любую традицию каждого народа. И культурные ценности и эскимоса, и филиппинского аборигена. Все народы друг друга взаимно дополняют и обогащают.