Серия материалов о местах, где до депортации 1941 года жили немцы, и о людях, которые пережили эту трагедию.
В этом месте пострадавшими оказались не только выселенные немцы в Сибирь и Казахстан, но и покойники, оставшиеся без присмотра на местном погосте.
«До сих пор у меня стоит перед глазами ужасная картина – наше деревенское кладбище все изрыто. Вокруг много людей с лопатами, работает экскаватор. Рядом с ямами – гробы, ожидающие перезахоронения», – вспоминает местная жительница Галина Власова. Ее родители приехали в село в 1948-м, в том же году родилась Галя. Сейчас она на пенсии, а раньше работала учителем русского языка и литературы в местной школе.
Первых поселенцев трудно упрекнуть в непредусмотрительности при выборе места для захоронений. Раньше от кладбища до Волги приходилось идти 3 км. В пойме рос лес, возделывались огороды, проходила дорога. С 1958 года начался резкий подъем воды в связи с перекрытием русла великой русской реки. Скорое разрушение берега и эрозия почвы на больших площадях стали очевидной проблемой. Тогда местные начальники решили переносить могилы.
По словам женщины, перезахоронением немцев-колонистов занимался совхоз. Могилы выкапывали экскаватором, останки доставали местные жители. Некоторые гробы открывались, были видны посмертные одеяния усопших. Судя по тому, что гробы и теперь падают в Волгу, выкопали тогда далеко не всех. По воспоминаниям очевидцев, всего перенесено не более ста захоронений.